Одно из крупнейших в России бюро кредитных историй ― НБКИ ― пытается поставить на широкую ногу бизнес по продаже информации физлицам. Сейчас, после того как в кризис многие клиенты банков испортили свои кредитные истории, это стало особенно актуальным. Для того чтобы сделать более-менее оправданной для себя сферу деятельности, занимающую сейчас в обороте НБКИ не более 1%, компания привлекает в качестве агентов кредитных брокеров, банки и даже крупных ритейлеров. Как стало известно «Маркеру», НБКИ провело эксперимент по торговле кредитными историями совместно с сетью «Эльдорадо», в середине апреля истории от НБКИ начал реализовывать кредитный брокер «Фосборн Хоум», а с сегодняшнего дня их предлагает в своих отделениях Пробизнесбанк. НБКИ ведет переговоры и с другими, более крупными банками, в частности с Промсвязьбанком. Так стараются зарабатывать деньги на кредитных историях, которые по закону должны выдаваться бесплатно.
Продажа кредитных историй гражданам становится масштабным бизнесом в России
НБКИ расторгло договор с «Эльдорадо»
Подавляющее число операций бюро кредитных историй сегодня приходится на банки. Предоставление информации физлицам они рассматривают только как дополнительную услугу, которую обязаны осуществлять по закону бесплатно раз в год. Но у клиентов возникает необходимость проверить свою историю чаще — и на этом можно зарабатывать. Попытки привлечь агентов для работы с физлицами НБКИ делает уже давно.
Например, год назад бюро запустило совместный проект про продаже кредитных историй с розничной сетью «Эльдорадо». Каждый желающий мог ознакомиться со своей кредитной историей в любом из московских магазинов сети. По итогам внедрения проекта в столице партнеры рассчитывали вывести услугу на федеральный уровень.«НБКИ не имеет возможности открывать представительства в регионах России, поэтому для расширения географии предоставления кредитных историй физлицам мы прибегли к услугам агентов», — сообщил «Маркеру» гендиректор НБКИ Александр Викулин. До конца 2010 г. услугой мог бы воспользоваться 1 млн человек, а выручка от сервиса должна была составить 22 млн долларов.
Однако, как стало известно «Маркеру», проект пришлось свернуть. В «Эльдорадо» не комментируют причины, а в НБКИ поясняют, что менеджмент розничной сети решил сосредоточиться на торговле, не отвлекаясь на сопутствующие услуги. В НБКИ не расстраиваются, считая, что теперь распространение кредитных историй в регионах России можно осуществить с помощью разветвленных сетей банковских офисов.
Банки становятся агентами бюро кредитных историй
Пока кредитование не налажено, банки и кредитные брокеры пытаются расширить спектр своих услуг физлицам. Поэтому они с радостью принимают предложения стать агентами НБКИ. Сами банки по договору с БКИ могут получать информацию только о том, что у заемщика в принципе имеется определенная задолженность, без указания конкретных источников. А заемщики прямо в отделении банка за несколько минут смогут узнать, где именно у них имеется эта задолженность. Для реализации идеи НБКИ подходит в том числе Пробизнесбанк. Он начинает торговать кредитными историями с сегодняшнего дня. Уже торгуют историями брокеры «Фосборн Хоум» и «Кредитмарт». Вскоре к ним присоединятся и другие брокеры и банки ― например, Промсвязьбанк, с которым сейчас ведут переговоры.
Реализация проекта нацелена на улучшение взаимодействия потребителей и банков. Имея на руках свою кредитную историю, потребители смогут повысить шансы на предоставление кредита, решить проблемы, которые могут помешать это сделать. Ну а БКИ сумеют на этом заработать. Пока что они зарабатывают на банках ― в основном за счет количества историй, которые исчисляются миллионами. При этом одна история может стоить всего несколько рублей. Физлицам же можно продать ее за 800–1500 руб. Учитывая, что не менее трети граждан России так или иначе затронуты программами кредитования, рынок получается немаленький.
Продавать, а не отдавать
У главного конкурента НБКИ — «Эквифакс кредит сервисез» — прямо противоположная стратегия: организация в прямом смысле слова прячется от клиентов. Для них физлица ― головная боль. Закон обязывает предоставлять им раз в год бесплатно историю, а это стоит денег: бюро на организацию выдачи одной истории тратит до 300 руб. И поэтому на развитие розничного бизнеса в «Эквифакс кредит сервисез» смотрят скептически.
НБКИ поступает хитрее. Там развивают именно коммерческую сеть — агенты не будут выдавать бесплатные истории раз в год, они станут только торговать историями. Таким образом, НБКИ избегает наплыва нежелательных бесплатных клиентов и стимулирует тех, кто к ним приходит, платить. Многие ведь скорее согласятся выложить несколько сотен рублей и быстро получить желаемое, чем связываться с долгими и неудобными бюрократическими процедурами, которые БКИ упрощать не собираются ― во многом именно из коммерческих соображений.
Юлия Полякова
Комментарии