Благодаря харьковским соглашением Украина получила сравнительно низкую цену на газ. По крайней мере, отечественные металлурги и химики могут вздохнуть свободно и даже увеличить объем производства. Кризис научил отечественных промышленников, что энергосберегающие технологии помогут им уменьшить зависимоть от «голубого топлива» из России. Жаль только, что правительство поддерживает промышленников только на словах.
Дешевый газ vs энергосбережение
Словом, но не делом
На последнем съезде Партии регионов ее новый глава, а по совместительству премьер-министр Украины Николай Азаров и сказал: «Мы должны объединить все наши усилия и буквально с первых же дней приступить к реализации этих труднейших преобразований абсолютно во всех сферах экономики, поставив во главу угла, прежде всего, энергосбережение, внедрение инвестиционно-инновационной модели развития, создание в стране новых технологических укладов». Несмотря на такие заверения главы правительства, химики и металлурги жалуются, что на деле все совершенно иначе – властям нет дела до энергосбережения. «От государства частным компаниям, которые внедряют энергосберегающие технологии, по сути, ничего, кроме выполнения уже взятых обязательств, не надо. В последние полгода мы не могли в полной мере воспользоваться льготами по НДС, которые предусматриваются при ввозе энергосберегающего оборудования. »Крымский Титан” уже почти год пытается оформить такие льготы, получив все экспертные заключения не только в украинских, но и в немецких институтах, и ввезти, наконец, это оборудование. Из Нацагентства по энергосбережению получаем только отписки. Установка же нового оборудования позволила бы сократить потребление электроэнергии на 75, а газа — на 35%”, — цитирует «Деловая столица» руководителя пресс-службы OSTCHEM Ukraine Ltd Алексея Федорова. В его концерн входят АО «Крымский Титан”, ОАО »Крымский содовый завод”, Вольногорский и Иршанский горно-обогатительные комбинаты. Федорову вторит первый заместитель председателя правления ОАО «Сумыхимпром» Владимир Волков. «На сегодняшний день государственной поддержки в вопросе внедрения энергоэффективных технологий нет никакой. Финансирование, например, проекта по строительству нового сернокислотного цеха мы осуществляли самостоятельно за счет собственных оборотных средств. От государства мы бы хотели видеть в первую очередь поддержку в виде создания условий для льготного кредитования. Приемлемая для нас ставка кредитования таких проектов — на один-два пункта выше ставки рефинансирования НБУ, то есть не более 11—13% в гривне, а не 27—30%, под которые сейчас банки готовы кредитовать», - цитирует Волкова «ДС».
Вообще же, украинские промышленники в последние годы серьезно задумались об энергосбережении. И в авангарде были химики. Ведь именно химическая промышленность использует газ как основное сырье для производства минеральных удобрений в то время, как для металлургических предприятий цена на газ далеко не всегда является определяющим показателем, формирующим себестоимость продукции. Даже в «сытые» докризисные годы, когда и отношения с Россией только начинали накаляться, отечественные химики выделяли деньги на энергосберегающие технологии. Так, в 2005 году в одной лишь Донецкой области химический концерн «Стирол» инвестировал на внедрение энергосберегающих технологий в производстве аммиака и аммиачной селитры 6,656 миллиона долларов. А на модернизацию предприятий с использованием энергосберегающих технологий было потрачено около 1,6 миллиона долларов. Такая политика дала свои плоды. «Стиролу» удалость снизить удельный расход газа на тонну аммиака с более чем 1600 кубометров до 1000 кубометров. Пример «Стирола» вдохновил и других промышленников. «Черкасский азот» к 2012 году планирует добиться аналогичных показателей по расходу газа на производство аммиака. Однако планы химиков по энергосбережению будут трудновыполнимы, если спроса на их продукцию не будет: как-никак, а основными потребителем удобрений является АПК, в котором в последние годы все далеко не так гладко. Химики предлагают такой вариант – возобновить программу частичной компенсации сельхозпредприятиям стоимости отечественных удобрений, которая действовала в 2003 – 2004 годы. Это позволило бы обеспечить стабильный спрос на продукцию отечественного химпрома, а значит – и прибыль, часть от которой пустили бы на дальнейшее внедрение энергосберегающих технологий.
В том, что химики собираются их внедрять, сомнений нет. Все-таки, газ – ценообразующий фактор для химпрома. А его цена зависит о политики, которая в Украине непредсказуема. Жить же периодами между президентскими и парламентскими выборами, а также опасаться в любой момент внезапного изменения политики Кремля отечественным химикам явно не с руки. Тем более, что российский химпром давно приглядывается к Украине как к потенциальному рынку сбыта: 30 января 2009 года правительство РФ снизило экспортные пошлины на азотные, сложные и фосфорные удобрения с 8,5% до 0%. Это обеспокоило представителей отечественного химпрома. Вот и ищут химики и дешевый газ, и альтернативу ему.
«Мы также прорабатывали возможность получения газа из угля. Ведь вся химия производства удобрений начиналась с угля в качестве сырья. Например, первый такой завод – Новомосковский – в 1928 году был построен как раз для производства минеральных удобрений из угля. Затем появились заводы в Горловке, Днепродзержинске, Кемерово, производившие удобрения из коксового газа. Так продолжалось до 1950-х годов. Сейчас новые технологии позволяют производить из угля синтез-газ, стоимость которого составит 80 долларов за тысячу кубометров. Это прорыв. Такие технологии приведут к утрате природным газом своего перспективного значения, ведь его цена в ближайшее время вряд ли опустится ниже 200 долларов за тысячу кубометров», - цитирует «Коммерсант» главу концерна «Стирол» Николая Янковского. Выходит, что не только энегосбережение, но и поиск новых источников сырья стоит сегодня на повестке дня для украинской химической промышленности. Эти проблемы взаимосвязаны – удешевив производство, можно будет изыскать средства на внедрение новых и модернизацию существующих энергосберегающих технологий.
Тяжелый металл
В отличие от химпрома, украинская металлургия не настолько зависима от газа. Тем не менее, металлурги даже в самые суровые годы кризиса уделяли проблеме достаточно внимания. «Индустриальный союз Донбасса» запустил одну из самых затратных программ модернизации. Она обошлась ИСД в 3 милларда долларов и была одной из причин, по которой компания согласилась на слияние с Carbofer Steel Trading. Кое-что уже сделано – одна из трех установок вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) введена в действие на Алчевском металлургическом заводе. Однако в целом металлурги в том, что касается энергосберегающих технологий, проигрывают химикам. Сейчас действующие ПУТ в Украине можно пересчитать по пальцам. Докризисные годы, в отличие от коллег из химпрома, металлурги с толком не использовали. В итоге – они оказались в свое рода западне – денег на энергосберегающие технологии из-за низкого спроса нет. Как только они появляются их необходимо пустить на модернизацию всего производства. Например, заменить мартеновский способ выплавки стали конвертерным, что позволит снизить потребление газа украинскими металлургами на 1,5 миллиардов кубометров газа в года, соорудить новые прокатные цеха. Все это тоже позволить снизить потребление энергии. Но для этого нужны деньги. По разным прогнозам, отечественным металлургам для «поднятия с колен» понадобится до 2 лет. Но не только спрос на продукцию металлургов сможет помочь делу энергосбережения. «В этом году наше предприятие планирует приступить к реконструкции »Стана 350«, однако реалии таковы, что пока мы введем его в эксплуатацию, стан может морально устареть. Только на проектирование уходит 20—23 месяца, а с учетом согласования проекта в »Укринвестэкспертизе” — до 44 месяцев. Еще не введя стан в эксплуатацию, мы должны внести в местный бюджет плату за долевое участие в развитии инфраструктуры. Хотя по логике это надо бы делать после запуска объекта«,- объяснил »ДС« гендиректор ОАО »Днепровский меткомбинат им. Дзержинского" Илья Буга. Выходит, государство, через Азарова заявив о необходимости энергосбережения, своими же действиями мешает внедрению соответствующих технологий. Если на согласование проекта в разных инстанциях уходит столько же времени, сколько на его разработку, неудивительно, что энергосберегающие технологии на разных металлургических предприятиях устарели. Они устаревают еще до их внедрения.
Пока же металлурги демонстируют одни из худших мировых показателей. Вдвое больше топлива тратят отечественные металлурги по сравнению с их зарубежными коллегами. Государство же решительно старается не замечать проблем отрасли. Ведь куда как проще подписать очередной пакт, выторговать сегодня для себя скидку на газ, не думая, что же будет завтра, когда Россией будут завершены Южный и Северный потоки, а значит и тональность разговора с Украиной может поменяться с договорной на приказную. Благо, предметов для торга хватает с излишком: ГТС, газохранилища и украинские АЭС. Только с каждой такой «уступкой» энергетическая петля на шее Украины будет затягиваться все туже.
Комментарии - 1