Глава МВФ Доминик Стросс-Кан на встрече с президентом Виктором Януковичем сообщил условия, на которых Фонд возобновит сотрудничество с Украиной. Одно из требований — погасить долг по НДС. «Украине следует прежде всего разобраться с невозвратом НДС, долг по которому превышает 20 млрд. грн.», — сообщила в эфире ICTV первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова.
МВФ показал Украине дорогу к деньгам
Обеспокоенность МВФ этим вопросом понятна: в Украине работают транснациональные компании — «Каргил», «Бунге», «Альфред Топфер», которым государство в общем должно выплатить НДС в размере свыше 3,5 млрд. грн.
Украина не располагает средствами для погашения огромного долга. Но под давлением международных организаций правительство вынуждено искать способы рассчитаться с экспортерами. Основным вариантом станет выпуск облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), которыми правительство и расплатится с экспортерами. Решение о выпуске облигаций Кабмин должен принять уже сегодня.
Сумма задолженности по НДС, аккумулированная в Украине, действительно беспрецедентна. По данным Минфина, на 12 апреля было заявлено к возмещению 28,3 млрд. грн. (еще на 3 млрд. грн. ведутся судебные разбирательства), хотя на начало года показатель составлял 21,8 млрд. грн. Налоговой подтверждено 23 млрд. грн. задолженности. «Такого долга никогда не было, — констатирует экс-министр финансов Виктор Пинзеник. — Основная проблема даже не в сумме, а в динамике. Прирост невозмещенного НДС за прошлый год был 9 млрд. грн., и за этот год уже сформировалась такая же дельта. Ведь в 2010-м почти ничего не возмещалось». По его словам, основная сумма задолженности сформировалась за последние полтора года и причина очевидна — дефицит средств.
В общей сумме задолженности по НДС 8 млрд. грн. приходится на долг перед зернотрейдерами и экспортерами масла. Невозмещенный НДС для металлургов на 1 апреля 2010 года составлял 4,5 млрд. грн. Больше всего правительство задолжало крупнейшему украинскому меткомбинату «АрселорМиттал Кривой Рог», подконтрольному Лакшми Митталу. «Задолженность перед нашим предприятием на середину марта составляла 1,8 млрд. грн. и ежемесячно росла на 160-240 млн. грн.», — разъясняет ситуацию главный советник «АрселорМиттал Кривой Рог» по связям с госорганами Владимир Ткаченко. Вторым крупнейшим «кредитором» государства посредством НДС является ММК им. Ильича с долгом около 1,2 млрд. грн.
Дадут бумагой или зерном
Одним из вариантов погашения НДС-долга является выпуск ОВГЗ. Облигации должны быть выпущены до 1 июля. «Планируется выпуск пятилетних амортизационных облигаций, которые будут погашаться траншами ежегодно. Планируется, что они будут выпущены под просроченную задолженность по состоянию на 1 января. Доходность в диапазоне 11-14%, как по рынку», — объясняет генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов.
Также экспортеры выдвинули требование, чтобы Нацбанк выдавал под эти бумаги рефинансирование и разрешал их использование при резервировании, что значительно бы повысило ликвидность этого инструмента. Представители зернотрейдерских компаний соглашаются на любую форму расчета. «Отдайте нам хоть что-нибудь. Зернотрейдеры готовы рассматривать любые способы возмещения задолженности по НДС — как облигации, так и зерно. Мы хотим, чтобы государство сказало нам, чем и как оно возместит накопившиеся долги», — говорит Николай Горбачев, директор New World Graine Ukraine («Суфле Украина»), которой государство задолжало 120 млн грн.
Однако бизнес опасается, что государство при повторных проверках захочет уменьшить суммы долга по НДС. «Есть большие опасения, что перед выпуском ОВГЗ будут прилагаться усилия минимизировать сумму долга», — отмечает Сергей Стоянов.
Если для металлургов и химиков ОВГЗ — единственный способ обналичить долг, то для зернотрейдеров есть еще один путь. В Аграрном фонде, по экспертным оценкам, находится около 1,5 млн. тонн зерна и часть его может быть пущена на погашение долга — такая схема действует уже два года. Общая сумма возмещенного по такой схеме НДС — более 2 млрд. грн., еще на 700 млн. грн. подписаны договоры. «Мы брали зерном, но в последнее время это стало практически невозможно — по схеме госказначейство должно перечислить деньги на спецсчет экспортера, после этого АФ выдает зерно, а если казначейство не платит, то фонд технически не может это зерно отдать», — говорит Николай Горбачев. Кроме того, зачастую экспортеров не устраивают показатели цены, качества предложенного зерна, а также логистики от указанного элеватора.
Схема обещает проблемы
Выплата долга облигациями не означает их погашение в 100%, поскольку обналичивать их придется с дисконтом. Как отмечают трейдеры, они готовы к этому, и если одна гривня, приобретенная в виде облигаций, будет дешевле реальной на 15%, то это будет хорошим показателем. «Небольшие компании — да, могут продать с дисконтом. Но учитывая суммы средств, оттянутые в дебиторскую задолженность, то лучше продать. Но крупные компании, такие как «Суфле», могут облигации держать, — говорит Сергей Стоянов. — А Cargill — глобальная компания, сама является финансовым учреждением и может принять эти облигации у украинской «дочки».
«Металлурги смогут продать свои облигации на вторичном рынке и получить необходимые средства», — прогнозирует аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Сергей Гайда. Подобного мнения придерживаются и сами металлурги. «Конечно же, было бы лучше получить деньги, однако в нынешних условиях мы согласны и на облигации, которые потом сможем продать», — заявляет председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко. Согласны с «ильичевским» председателем и на АМКР. «Хотя нам, скорее всего, придется продавать ценные бумаги со скидкой, у нас просто нет другого выбора», — считает Владимир Ткаченко.
В целом участники рынка не льстят себе надеждой, что выдача кредита МВФ находится в прямой зависимости от решения проблемы с НДС. «Но разумеется, Украине было бы целесообразно обменять, грубо говоря, уступки МВФ на решение вопроса по НДС, поскольку очевидно, что возобновление сотрудничества с МВФ критически важно», — говорит руководитель группы экспертов Клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
Комментарии