Минфин - Курсы валют Украины

Установить
13 марта 2010, 10:18 Читати українською

Сезон охоты Украины на ВТО

Только украинские компании — производители, экспортеры, импортеры, дистрибьюторы — привыкли, поняли и адаптировали свой бизнес к условиям членства Украины во Всемирной торговой организации (ВТО), как в одном из телеэфиров прозвучало заявление первого заместителя главы Администрации Президента Ирины Акимовой о необходимости пересмотра условий членства страны в этой организации. «Сейчас, по мнению многих экспертов, путь по пересмотру отдельных условий не закрыт. Я не могу дать полную гарантию, что Украина сможет их пересмотреть — это вопрос переговоров, но я уверена, что такие попытки обязательно нужно делать», — сказала г-жа Акимова, при этом не уточнив, о каких именно условиях речь идет и каким образом это возможно сделать.

Как известно, ВТО — это международная организация, занимающаяся установлением и поддержанием глобальных правил торговли между странами. Ее главная функция — обеспечить, чтобы торговля между странами происходила настолько предсказуемо, легко и свободно, насколько это возможно. Украина при вступлении в эту международную организацию взяла на себя ряд обязательных международно-правовых обязательств. Так может ли Украина пересмотреть условия своего членства в ВТО и каким образом?

Условия, обязанности и обязательства

Что же такое условия членства государства в ВТО, которые Украина собирается пересмотреть? Следует отметить, соглашения ВТО оперируют, скорее, терминами обязанности или обязательства члена ВТО. При этом обязанности государства-члена ВТО условно делятся на две категории: общие и индивидуальные. Общие — связанные с соблюдением правил поведения, установленных соглашениями ВТО. Индивидуальные — обязательства каждого государства уменьшить торговые барьеры относительно доступа определенных импортных товаров на его товарные рынки, а также иностранных поставщиков услуг на рынки услуг. Т.е. речь идет о том, будут действовать или будут сняты определенные ограничения в отношении тех или иных импортных товаров и услуг. Например, будет ли уменьшение или отмена квот на импорт товаров, ввозных пошлин или установление ограниченного количества лицензий на предоставление определенного вида услуг и т.д. Также речь идет о применении или ограничении применения национального режима. Т.е. будут ли определенные привилегии, которые предоставляются национальным товарам и компаниям, применяться и к импортированным товарам и иностранным компаниям. Например, для банков с иностранными инвестициями размер уставного капитала может быть установлен выше, чем для национальных банков. Кроме того, могут предусматриваться любые другие дополнительные обязательства, которые государство берет на себя или будет устанавливать в определенном секторе рынка.

Разница между общими обязательствами и индивидуальными — совсем не теоретическая и заключается не только в их целях и содержании, но и в возможности и порядке их пересмотра. Поскольку одна из целей ВТО — обеспечение прогнозируемой и стабильной торговли, изменить или пересмотреть обязательные правила очень сложно. Установлены специальные жесткие процедуры. Более того, понятно, что причины для поднятия вопроса о пересмотре любой страной таких обязательств должны быть довольно значительными.Что же касается возможности пересмотра индивидуальных обязательств, то они более гибкие и могут быть изменены, отозваны или пересогласованы. Периодически или при наличии определенных оснований в любое время.

История «прецедентов»

Практика инициирования пересмотра обязательств относительно доступа на рынок товаров каждого государства не является новой для ВТО. С момента заключения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1947 г. официальная статистика по подобным вопросам не велась, однако, согласно имеющимся приблизительным данным Секретариата ВТО, в 1951-1994 гг. было инициировано около 300 таких переговоров 42 государствами.

С момента же учреждения ВТО в 1995 г. начат официальный учет инициирования переговоров о пересмотре обязательств относительно доступа на рынки товаров. Так, с 1995-го инициированы 34 таких пересмотра, но позже четыре из них отозваны. Интересно, что лишь в восьми случаях заключены и утверждены соответствующие изменения. Например, результативными оказались переговоры, инициированные Канадой, Чили, ЕС, Индией, Филиппинами. Еще в пяти случаях между странами достигнуты договоренности пересмотреть обязательства в части доступа на рынки товаров, но по тем или иным причинам они не были утверждены. На сегодня фактически ведутся 15 переговоров. Что касается пересогласования и изменения обязательств относительно доступа на рынки услуг, то, учитывая, что более часто имеет место пересогласование тарифных обязательств относительно доступа на рынки товаров, а также учитывая специфику процедуры, здесь четкой статистики нет.

На что может «претендовать» Украина

Действительно, можно говорить о пересмотре обязательств Украины в части доступа на ее рынки определенных импортных товаров и иностранных поставщиков услуг. Так, гипотетически Украина может инициировать пересмотр обязательств по снижению ставок ввозной пошлины на отдельные группы товаров. Например, изменить порядок снижения импортной пошлины на автомобили или отказаться от своего обязательства в 2011 г. полностью отменить ввозную пошлину на вермут и вина, либо же отсрочить такую отмену. Украина также может инициировать пересмотр квоты на сахар-сырец из тростника (размер квоты, тариф в рамках квоты или период имплементации), пересмотреть определенные нетарифные уступки — пересмотр перечня продукции, которая освобождена от санитарного и эпидемиологического контроля. На рынке услуг речь может идти, например, об инициировании пересмотра специфических обязательств, взятых в сфере услуг страхования, банковских и других финансовых услуг.

Дождаться «сезона охоты»

Соглашения ВТО предусматривают несколько случаев для инициирования возможных пересмотров, однако наиболее вероятный для Украины путь — так называемые переговоры «в сезон охоты». ГАТТ, применяемое к обязательствам доступа на рынки товаров, и ГАТС, применяемое к обязательствам доступа на рынки товаров, разрешают изменять или отказываться от ранее взятых уступок или обязательств при соблюдении некоторых условий и процедур. Более часто имеет место пересогласование тарифных обязательства относительно доступа на рынки товаров.

Так, Соглашение ГАТТ разрешает раз в три года, а именно — в первый день каждого трехгодичного периода, изменять или отказываться от ранее взятых уступок или обязательств относительно доступа на рынки товаров. Отсчет ведется с 1 января 1958 года, следующая возможная дата для изменения — 1 января 2012. Кроме того, очень важно, понимать, что государство, которое инициирует такие изменения, должно по запросу государства, интересы которого эти изменения могут затронуть, вступить с ним в переговоры по поводу компенсационной уступки по другим группам товаров или услуг, чтобы соблюсти баланс взаимных и взаимовыгодных уступок. Не менее благоприятный для торговли, чем тот, что был установлен ранее.

Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ, Украина сможет изменить свои обязательства относительно доступа на рынок товаров лишь 1 января 2012 г. Тем не менее, ответ однозначный — не нужно ждать наступления этой даты, поскольку дата — не самое главное в этом процессе.

Прежде всего, следует отметить, что для того, чтобы изменить обязательства, украинскому правительству придется инициировать переговоры с основными заинтересованными торговыми партнерами. Государства должны придерживаться конфиденциального режима их проведения. Запрос на проведение переговоров должен быть подан в ВТО минимум как за три месяца до установленной даты (но не ранее чем за шесть месяцев до нее). Таким образом, соответствующий запрос Украины, если будет принято решение инициировать пересогласование обязательств, должен быть подан еще в 2011 г. в период с 1 июля до 30 сентября. Сами же переговоры должны быть завершены до 31 декабря 2011 г.

Домашняя работа для украинского правительства

Куда более важным, чем дата, является требование ГАТТ, согласно которому общий уровень тарифов (пошлин) по результатам пересогласования должен быть не выше, чем установленный до пересогласования. Иначе говоря, если Украина будет повышать пошлину на какой-либо определенный товар, то мы должны уменьшить пошлину на другой товар. Понятно, что это чрезвычайно сложный процесс, ведь необходимо убедить другие государства, заинтересованных торговых партнеров Украины, согласовать предложенные изменения. Украине, очевидно, нужно будет пойти на определенные уступки со своей стороны. Собственно говоря, именно в этой плоскости лежит основной вопрос — какие из своих уже взятых обязательств по доступу на рынок Украине нужно изменить (или от чего отказываться) и на какие уступки Украина готова пойти взамен.Ответ на этот вопрос следует иметьдо 1 июля 2011 г.

Чтобы дать ответ, украинскому правительству нужно уже сегодня начать работу по сбору и анализу информации относительно взятых на себя обязательств, в т.ч. их влияния на экономику Украины и ее отдельные отрасли, изучить влияние на торгово-экономический баланс и пр. Кроме того, не следует забывать о консультациях с представителями украинского бизнеса (производителями, импортерами, экспортерами и т.д.), поскольку изменение обязательств будет иметь непосредственное влияние на их бизнес, особенно в секторах, которые работают по долгосрочным контрактам. Нельзя при этом оставлять без внимания и позицию Украины на переговорах с ЕС о зоне свободной торговли, а также уже достигнутые в рамках этих переговоров договоренности, поскольку обе стороны отталкиваются от уже взятых Украиной во время вступления в ВТО обязательств в части доступа на рынок.

Таким образом, успех Украины в переговорах по пересогласованию обязательств в части доступа на рынок товаров будет зависеть, прежде всего, от качества проведенной так называемой «домашней работы», а лишь потом — от умения и способностей наших переговорщиков убеждать торговых партнеров. Думаю, что правительству предстоит создать некую консультативную группу экспертов, куда войдут как сами члены правительства, представители законодательной власти, так и дипломаты, представители национальных бизнес-ассоциаций, экономисты, финансисты, юристы и пр. Основной задачей такой группы может быть выработка рекомендаций правительству относительно позиций и основных вопросов переговоров.

Поэтому, как говорят, давайте спешить не спеша...

Наталия Мыкольска,
старший юрист ЮФ «Василий Кисиль и Партнеры»

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться