Если послушать американских, европейских или даже китайских лидеров, Япония — это экономическое будущее, которого никто не желает.
Мнение: Японию ждет своя «греческая» трагедия
Продвигая пакеты массивного стимулирования экономики и оказывая банкам огромную помощь, западные лидеры говорили своим народам: «Мы должны это сделать, в противном случае нас ждет судьба Японии — постоянный экономический спад».
Китайские лидеры обожают указывать на Японию как на главную причину того, чтобы не допускать сколько-нибудь значительного роста курса своей валюты, ценность которой явно занижена. Да, никто не хочет быть на месте этого падшего ангела — Японии, которая, будучи одной из самых стремительно развивающихся экономик мира в течение более чем трех десятилетий, превратилась в экономику, последние 18 лет ползущую, как черепаха. Никто не хочет жить с такой травмой, как дефляция (падение цен), что постоянно случается в Японии. Никто не хочет иметь такую ненадежную динамику государственного долга, как у Японии: уровень долга здесь значительно превышает 100% ВВП (даже учитывая наличие у Японии огромных резервов иностранной валюты). Никто не хочет из первоклассной мировой экономики превратиться в живой пример экономического застоя.
И все же те, кто сегодня посещает Токио, видят процветание повсюду. В магазинах и в офисных зданиях наблюдается высокая активность. Рестораны забиты людьми, одетыми лучше, чем обычно одеваются жители Нью-Йорка или Парижа. В конце концов, даже спустя два десятилетия «экономического спада» доход на душу населения в Японии равен более чем $40 тыс. Япония по-прежнему является третьей крупнейшей экономикой в мире после Соединенных Штатов и Китая. Уровень безработицы оставался низким на протяжении большей части ее «упущенного десятилетия», и хотя в последнее время он вырос, тем не менее, составляет лишь 5%.
Так что же происходит? Во-первых, все выглядит гораздо мрачнее, если отъехать от Токио на расстояние двух часов езды, например, в такое место, как Хоккайдо. Подобные не столь богатые удаленные регионы сильно зависят от проектов трудоустройства на госпредприятиях. Поскольку состояние госбюджета неуклонно ухудшается, рабочих мест становится все меньше. Действительно, повсюду множество идеальных дорог, но они никуда не ведут. Пожилые люди переехали в деревни, многие из них выращивают свои фрукты и овощи; дети же давно уехали в города.
В Японии состояние бюджета день ото дня выглядит все более тревожным. Пока правительству удавалось финансировать свои огромные долги локально. Удивительно, но японские вкладчики поглотили 95% государственного долга своей страны. Возможно, ожегшись на обвале цен на акции и на крахе рынка недвижимости, когда в 1980-х годах лопнул «финансовый мыльный пузырь», вкладчики предпочли вкладывать средства в облигации, которые они считали надежными, в особенности по той причине, что плавно падающие цены повышали их доходы, а не наоборот, как было бы в случае более нормальной инфляционной ситуации. К сожалению, как бы хорошо Япония ни держалась до сих пор, она все равно столкнется с серьезными проблемами. Прежде всего в Японии постоянно снижается количество рабочей силы вследствие низкого уровня рождаемости и глубоко укоренившегося сопротивления иммигрантам. Неэффективность сельского хозяйства, розничной торговли и госпредприятий является легендарной. Даже лидирующим японским фирмам из-за их нежелания противиться интересам своих семейных корпоративных кругов стало трудно сокращать производство менее прибыльных линий продукции, а также увольнять рабочих, которые данную продукцию производят. По мере старения населения и уменьшения его численности все больше людей станут уходить на пенсию и продавать те государственные облигации, которые сейчас они усердно скупают. Рано или поздно Японию ждет ее собственная «греческая трагедия», поскольку рынок требует гораздо более высоких процентных ставок. Правительство будет вынуждено подумать о резком повышении бюджетных доходов. Скорее всего Япония повысит свой НДС, который сейчас равен лишь 5%, что гораздо ниже европейского уровня. Инвесторы, ставившие против Японии в прошлом, сильно обжигались, явно недооценивая поразительную гибкость и стойкость японского народа. Но перспективы госбюджета выглядят все более мрачными, а вероятность политического согласия за последние годы сильно снизилась.
Кеннет РОГОФФ
профессор экономики Гарвардского университета
Copyright: Project Syndicate, 2010
Комментарии