Минфин - Курсы валют Украины

Установить
3 марта 2010, 8:39 Читати українською

Мнение: На 2010 год нужно принять сбалансированный бюджет

Мы должны осознавать, что перед Украиной в макроэкономической сфере стоит несколько вызовов. Первое — это проблема, связанная с инфляцией.

Показатель инфляции немного снижается, однако он все равно остается очень высоким со всеми вытекающими для страны последствиями. Вторая проблема связана с фискальной политикой. Третья — с деятельностью Национального банка.

Мы должны понимать, что 2009 год был кризисным. Поэтому, с одной стороны, нужно преодолевать последствия экономического кризиса, последствия антикризисной политики. С другой — нужно закладывать фундамент для экономического роста.

Очень важным является принятие более-менее сбалансированного бюджета на 2010 год. Нужно пойти на то, о чем сегодня так боятся говорить. Это секвестр бюджета, особенно его расходной части. Нужно понимать: денег на всех не хватит. Какие расходы необходимо сокращать уже в краткосрочной перспективе? Тут сложно советовать что-то конкретное. Нужно пересмотреть государственные программы. Радикально сокращать расходную часть нельзя. К примеру, нельзя полностью урезать расходы на военную сферу. Должны существовать определенные приоритеты. Возможно, стоит отказаться от очередного повышения социальных выплат.   

Также необходимо пересмотреть перечень тех обязательств, которые финансируются государством. Понятно, что проблему дефицита госбюджета и большого внешнего долга нельзя решить сразу, в течение одного года. Однако нужно контролировать размер внешнего долга. За последний год он существенно вырос. Нужно понимать, что экономика и общество должны жить по возможностям. Нельзя жить все время за счет каких-то заимствований. Заимствования дают возможность решить отдельные проблемы, но это не может быть ключевым элементом политики.

Я бы предложил разработать систему среднесрочного бюджетного планирования, которая дает возможность определять ключевые опорные точки и приоритеты как минимум на 3 года. Это могут быть 2010-2012 годы либо 2011-2013. Подобная система уже работает в России. Это дает им возможность перераспределять отдельные доходы и расходы бюджета.

Следующий вопрос, требующий внимания, — это монетарная политика. У нас НБУ решает две задачи, которые достаточно часто противоречат друг другу. С одной стороны, от банка требуют стабильности валютного курса, с другой — поддержки национальной валюты. В перспективе нам нужно выходить на инфляционное таргетирование. Это не означает, что мы отказываемся от идеи влияния на валютный курс. Мы должны отказаться от того, что НБУ в любых условиях должен держать курс.

Если мы хотим помогать отдельным предприятиям и сферам экономики, то должен быть четко прописан закон о принципах предоставления госпомощи. То, что происходит на данный момент, — это ручной контроль. Если мы хотим выделять субсидии, то кому и как, на каких принципах? Какая будет ответственность получателя субсидий за то, что он получил эти средства? Если мы говорим о субсидировании транспортных тарифов, то опять должен возникать вопрос — кому и как. Деньги должны выдаваться на очень жестких условиях. Если эта помощь используется неэффективно либо существуют злоупотребления, то предоставленные средства должны превращаться в кредитные займы. Это нормальный коммерческий подход. Нужно обратить внимание и на традиционный вопрос госзакупок. Государство закупает много, и нужно, чтобы процедура этих закупок стала более эффективной.

Игорь БУРАКОВСКИЙ

директор Института экономических исследований и политических консультаций

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться