Минфин - Курсы валют Украины

Установить
10 февраля 2010, 8:58 Читати українською

Мнение: Сможет ли Греция избежать краха по-аргентински

Даже когда Европейский Союз и Международный валютный фонд заложили основу для оказания гигантской первоначальной помощи, продолжается спор по поводу того, сможет ли Греция избежать суверенного дефолта.

Кое-кто судит о Греции, мысленно возвращаясь к Аргентине, замечая ошеломляющие параллели со страной, которая в 2001 году установила рекорд по самому крупному дефолту в мире (в долларовом исчислении). Другие, такие как греческий премьер-министр Георгий Папандреу, считают, что у страны возникли сложные проблемы, но они разрешимы. Эти люди жалуются на вмешательство иностранных наблюдателей, намерения которых враждебны.

Избежать дефолта можно, но это будет нелегко. Достаточно только взглянуть на официальные данные, включая внешний долг Греции, который составляет 170% от национального дохода, и ее увеличивающийся государственный бюджетный дефицит (около 13% от ВВП).

Но проблема не только в цифрах; это проблема доверия. Из-за десятилетий низких инвестиций в производственные мощности больше никто не доверяет цифрам, которые предоставляет правительство Греции. Не внушает также доверия история дефолта Греции.

Как показано в моей последней книге, написанной совместно с Кармен Рейнхарт «В этот раз по-другому: восемь веков финансовой недальновидности» (This Time is Different: Eight Centuries of Financial Folly), Греция находилась в дефолте примерно каждый второй год, с тех пор как она впервые получила независимость в XIX веке. Потеря доверия, если она все-таки случается, может ранить сильно и быстро. Действительно, исторический опыт говорит о том, что хоть правительственный долг может неумолимо расти в течение многих лет, конец обычно наступает довольно неожиданно.

Долговой кризис не является неизбежным. Но правительству срочно нужно осуществить заслуживающие доверия финансовые преобразования, концентрируясь не только на высоких налогах, но и на сокращении невероятного роста государственный расходов — с 45% ВВП до 53% ВВП, — который происходил с 2007 по 2009 годы. Правительство не должно слишком полагаться на предложение по увеличению налогов, которое в конечном итоге отразится на экономическом росте и развитии. Было бы предпочтительнее сбалансировать увеличение налогов с полным изменением структуры растущих государственных расходов.

У меня есть друзья в Греции, которые говорят, что Греция в этом не одинока. И они правы. Некоторые страны почти неизбежно будут вынуждены получать помощь и находиться в дефолте. Одной из самых поразительных закономерностей, которые обнаружили мы с Рейнхарт, является то, что после волны международного банковского кризиса в течение нескольких лет следует волна суверенных дефолтов.

Это сопоставление вряд ли кого удивит, учитывая огромное нарастание государственного долга, которое обычно происходит в странах после банковского кризиса. Мы определенно увидели то же самое в этот раз, когда долг стран, находящихся в кризисе, уже увеличился более чем на 75% с 2007 года.

Необязательно, что финансовых крах ударит по каждой стране, у которой высокий долг. Что должна делать такая страна, как Греция, так это отказаться от всех ограничений, чтобы не попасть под первую и вторую волну реструктуризации и программ МВФ. Если она сможет, тогда наблюдение за тем, как страдают другие страны, возможно, поможет убедить местную политическую элиту согласиться на преобразования. Если не сможет, то Греция будет обладать меньшим контролем над своими преобразованиями, и она потенциально может подвергнуться намного более сильному удару и, возможно, в конечном итоге полному дефолту.

Есть старая шутка о том, как двое мужчин после крушения самолета натолкнулись в джунглях на льва. Один из них начал надевать кроссовки. Второй поинтересовался, зачем он это делает. Первый сказал: «Я готовлюсь убежать». Второй возразил: «Но ты не можешь перегнать льва». На что первый ответил: «Мне и не нужно обгонять льва. Мне лишь нужно обогнать тебя».

Греции все еще необходимо надеть свои кроссовки, в то время как другие проблемные страны, такие как Ирландия, вырываются вперед, производя значительные финансовые преобразования. Новому социалистическому правительству Греции мешают предвыборные обещания, которые давались, исходя из предположения, что есть деньги на решение проблем, однако ситуация оказалась гораздо хуже, чем кто-либо мог представить. Профсоюзы и аграрные группы блокируют движение, протестуя и намекая на возможную эскалацию конфликта.

Большинство греков предпринимают все возможные действия, чтобы избежать последствий возможной неутомимой жажды правительства к более высоким доходам от налогов. Состоятельные граждане переводят деньги за границу, а простые люди занимаются нелегальной экономикой. Подпольная экономика Греции, которая, по некоторым оценкам, составляет 30% от ВВП, уже является одной из самых больших в Европе и увеличивается с каждым днем. В случае с Аргентиной пара солидных займов МВФ в 2000 и 2001 годах в конечном счете только отложили неизбежное жесткое регулирование и сделали окончательный дефолт страны еще более болезненным. Как и в Аргентине, у Греции фиксированный валютный курс, давняя история финансового дефицита и еще более давняя история суверенных дефолтов. Тем не менее Греция может избежать «краха по-аргентински», но ей необходимо приступить к более решительным преобразованиям. Самое время надеть кроссовки.

Кеннет РОГОФФ

профессор экономики школы Бизнеса Гарвардского университета

Project Syndicate

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться