ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ «ДЕЛО»: В распоряжении «ДЕЛА» оказалась информация о крупнейших штрафах, которые применяли госорганы к коммерческим предприятиям в прошлом году.
За что штрафуют украинский бизнес
Прошлый год стал самым результативным для государственных органов, имеющих право применять финансовые санкции к предприятиям. Одна только Государственная инспекция по контролю над ценами применила к предприятиям, которые подверглись ее проверкам, штрафных санкций на 1,5 млрд. грн. Антимонопольный комитет также ставил рекорды. В 2009-м ведомство собрало 289,6 млн. грн. штрафов по сравнению с 13 млн. годом ранее. В результате такой активности проверяющих некоторые фирмы «заслужили» штрафы, размер которых превысил не только десятки, но и сотню миллионов гривен. Теперь предприниматели, попавшие в опалу к чиновникам, вынуждены в судах доказывать незаконность таких решений.
Львиная доля всей суммы штрафов, которые наложил в прошлом году Антимонопольный комитет, легла на плечи реализаторов авиатоплива в аэропорту «Борисполь». Комитет оштрафовал за нарушение конкурентного законодательства трех нефтетрейдеров — «Кребо», «Укр-татнафта», «ЛукАвиаОил», — а также сам аэропорт «Борисполь» в общей сложности на 265 млн. грн.
Компании уже успели отреагировать на решение Антимонопольного. Сразу после обнародования санкций оштрафованные нефтетрейдеры обратились в суд. На данный момент продолжается судебный процесс между комитетом и «Укртатнафтой». В других разбирательствах, в частности с «Кребо», «ЛукАвиаОил» и «Борисполем», суды стали на сторону Антимонопольного комитета.
Топливный рецидив
Жесткие меры в ведомстве аргументировали тем, что компании необоснованно завышали цены на авиатопливо. По словам и.о. главы АМКУ Александра Мельниченко, в мире стоимость авиационного топлива в 2009 году снизилась на 45%. Украинские поставщики снизили цены только на 26%. «Это ставит украинских авиаперевозчиков в неравные по сравнению с международными компаниями условия», — говорит Мельниченко.
Главным ответчиком по делу о топливе стало украинско-голландское СП «Кребо» (компанию оштрафовали на 125 млн. грн.). «Если мы свое предприятие продадим десять раз, то, может быть, и заплатим штраф», — так прокомментировали решение чиновников в компании «Кребо».
Кроме необоснованно высоких цен на авиатопливо, «антимонопольщики» обвиняют как предприятие, так и администрацию самого аэропорта «Борисполь» в установлении завышенных цен на специализированные аэропортовые услуги во время заправки самолетов. Второй по размеру штраф комитет наложил на «Укртатнафту» — 110 млн. грн.
Это уже не первые санкции, которые контрольные органы применяют к поставщикам авиатоплива. В 2007 году комитет оштрафовал «Кребо», «Укртатнафту» и «ЛукАвиаОил» на 500, 100 и 50 тыс. грн. соответственно.
«Свиной» грипп с сахаром
Еще одно ведомство, которое контролирует работу компаний, это Государственная инспекция по контролю над ценами. На ее счету 1,5 млрд. грн. штрафов. Правда, в ведомстве отмечают, что это данные только за 11 месяцев прошлого года.
Самый большой штраф в прошлом году ценовая инспекция наложила на одесскую компанию «Гур». Компания специализируется на оптовой торговле сахаром в южном регионе Украины. «Гур», по мнению госинспекции, необоснованно повышала цены на сахар с февраля по август 2009 года. По словам начальника инспекции в Одесской области Лилии Круковской, в этот период компания не декларировала повышения отпускных цен. «Гур» свою вину не признала и обратилась в суд. Дело еще рассматривается.
В самом ведомстве признают, что около 90% судебных дел в судах первой инстанции чиновники проигрывают. Якобы бизнесмены находят подход к судьям, которые впоследствии становятся на их сторону. Ситуация в апелляционных судах — немного лучше. Там госинспекция выигрывает около половины дел.
Предприниматели, в свою очередь, часто обвиняют госинспекцию в необснованных претензиях к ним. Представители бизнеса считают, что такие проверки зачастую имеют коррупционную составляющую. Якобы наложив штраф, чиновники потом предлагают способы, как можно избежать их санкций.
Большие штрафы накладывала госинспекция и во время проверки фармкомпаний в период эпидемии гриппа. Украинское представительство немецкого производителя медпрепаратов «Байер» было оштрафовано на 4 млн. грн. По словам заместителя начальника Госинспекции по контролю над ценами Ларисы Ефимовой, в период эпидемии компания «Байер» устанавливала торговые надбавки на оптово-отпускные цены на лекарства до 425% вместо утвержденной надбавки в 12%. Компания «Байер» свою вину признала и согласилась заплатить штраф.
Штрафы за загрязнение
Государственная экологическая инспекция при Министерстве охраны окружающей среды за 9 месяцев 2009 года «наштрафовала» 236,6 млн. грн.
Самым большим штрафом прошлого года, наложенным инспекцией, стали санкции по отношению к Новокраматорскому машиностроительному заводу. Из-за превышения разрешенных объемов выбросов в атмосферу завод был оштрафован на 4,7 млн. грн.
На 2 млн. грн. прокололся Экспериментальный завод железобетонных шпал. Предприятие оштрафовали за загрязнение земельных ресурсов. На 1,7 млн. грн. был наложен штраф на Макаровское лесное хозяйство за незаконную вырубку деревьев.
На 1,5 млн. грн. была предъявлена претензия коммунальному предприятию «Комунгоссервис» за загрязнение земельных ресурсов.
Всего за 9 месяцев 2009 года Госэкоинспекция предъявила 4825 претензий.
В хвосте штрафующих органов оказалась Центральная санитарно-эпидемиологическая станция при МОЗ Украины. За 11 месяцев 2009 года нарушители санитарного законодательства были оштрафованы на 13,5 млн. грн.
Российский опыт
«Роснефть» проштрафилась на 1,4 млрд. грн.
Крупнейшими штрафниками в России также являются компании, которые работают на нефтеперерабатывающем рынке, однако суммы штрафов значительно выше. В середине осени Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) оштрафовала крупнейшую российскую нефтяную компанию «Роснефть» (в эквиваленте украинской валюте) на 1,4 млрд. грн. Оператор нефтяного рынка был оштрафован за то, что в первом полугодии 2009 года необоснованно завышал цены на топливо. Нарушения были и на рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина. В конце лета еще две нефтяные компании России были оштрафованы на внушительные суммы. В частности дочерняя компания российского газового монополиста — компания «Газпром нефть» — была оштрафована на 1,23 млрд. грн. Еще один крупный оператор рынка — компания «ТНК-BP» — на 1,1 млрд. грн.
Тем не менее «Газпром нефть» оспорила решения ФАС в арбитражном суде Москвы, а «ТНК-BP» — в арбитражном суде Тюменской области.
Крупнейшие штрафы, наложенные государственными органами на компании в 2009 году
Название компании |
Сфера деятельности |
Причина наложения штрафа |
Размер штрафа, млн. грн. |
Орган, который оштрафовал |
СП «Кребо» |
Реализация нефтепродуктов |
Установление необоснованно высоких цен |
125 |
АМКУ |
ОА «Укртатнафта» |
Нефтепереработка |
Установление необоснованно высоких цен |
110 |
АМКУ |
ООО «Гур» |
Реализация пищевых продуктов |
Необоснованное повышение оптовых цен |
39 |
Государственная инспекция по контролю за ценами |
ООО «ЛукАвиаОил» |
Реализация нефтепродуктов |
Установление необоснованно высоких цен |
20 |
АМКУ |
ООО «Аридон» |
Торговля |
Необоснованное повышение оптовых цен |
13 |
Государственная инспекция по контролю за ценами |
ГП «МА «Борисполь» |
Аэропортовые услуги |
Установление необоснованно высоких расценок на услуги |
10 |
АМКУ |
ЗАО «Новокраматорский Машиностроительный Завод» |
Производство машин и оборудования |
Превышение разрешенных объемов выбросов в атмосферу |
4,7 |
Государственная экологическая инспекция |
ООО «Байер» |
Реализация медпрепаратов |
Необоснованное повышение оптово-розничных цен |
4 |
Государственная инспекция по контролю за ценами |
ТД «Хорольский молочный комбинат» |
Торговля |
Необоснованное повышение оптово-розничных цен |
3 |
Государственная инспекция по контролю за ценами |
ОАО «Экспериментальный завод железобетонных шпал» |
Производство железобетонных конструкций |
Загрязнение земельных ресурсов |
2 |
Государственная экологическая инспекция |
Комментарии