«Укрзалізниця» предлагает экспедиторским компаниям выбирать, какой валютой оплачивать ее услуги.
«Укрзалізниця» начала принимать к оплате доллары
Госкомпания «Укрзалізниця» меняет правила расчетов с контрагентами. Как стало известно «ДЕЛУ», вчера администрация железнодорожного транспорта разослала украинским экспедиторским компаниям новые договоры. Своим партнерам железная дорога предлагает выбрать один из трех вариантов соглашения об оплате услуг: в гривнях, долларах или же одновременно в двух валютах.
Принуждение или обсуждение
Операторы рынка отмечают, что накануне железнодорожный монополист попытался внедрить более жесткую схему расчетов. «Укрзалізниця» предлагала всем экспедиторам перейти исключительно на долларовую форму оплаты услуг. Заместитель начальника главного коммерческого управления «Укрзалізниці» Андрей Мирошников подтвердил, что госкомпания действительно направила письма своим клиентам, в которых предлагала перейти на расчеты в американских долларах. Но при этом менеджер госкомпании утверждает, что это обращение не носило принудительного характера. Якобы таким образом ведомство пыталось прозондировать ситуацию, определив, каким же компаниям подходит такая форма оплаты.
«Долларовые» инициативы «Укрзалізниці» вызваны большой кредитной нагрузкой предприятия. Большинство своих займов госкомпания привлекала в валюте. И сейчас при покупке долларов для погашения кредитов госпредприятие теряет деньги на курсовой разнице.
Операторы рынка перевозок расценили попытки «долларизации» со стороны монополиста как нарушение закона. Получив уведомление от госкомпании о переходе на долларовую форму оплаты, большинство экспедиторов ответило отказом, сославшись на незаконность такой схемы. «Мы не имеем возможности платить в долларах, потому что после налоговых проверок нам придется платить штрафы в связи с нарушением законодательства, согласно которому все расчеты между резидентами на территории Украины должны проводиться в национальной валюте», — объясняет директор транспортно-экспедиторской компании «Транс-Магистр» Олег Шпачук.
Кроме того, Ассоциация международных экспедиторов обратилась в Национальный банк и Налоговую администрацию с просьбой разъяснить правомерность таких валютных операций. Впрочем, ответ так и не был получен.
В свою очередь генеральный директор Ассоциации Юрий Приходько отмечает, что оплата услуг в долларах сейчас допустима лишь для тех украинских экспедиторов, которые фактически являются агентами иностранных компаний в нашей стране. «Таким образом, центральный офис может переводить валюту «Укрзализныце», не конвертируя в национальную», — отметил он.
Экспедиторы твердят, что именно под их давлением администрация железнодорожного транспорта поменяла свое решение. И теперь разработала альтернативный вариант, который предлагает контрагенту выбор удобной для него валюты.
Нашлись желающие
Как стало известно «ДЕЛУ», по состоянию на вчера лишь три украинские компании подтвердили свою готовность подписать договор на 2010 фрахтовый год с условием оплаты в долларах. Названия этих контрагентов представители «Укрзализныци» не разглашают. При этом, по их словам, расчеты в инвалюте возможны только при условии, что плату за свои услуги экспедитор получил также в долларах. «В таком случае клиент должен предоставить нам копию агентского договора, для того чтобы мы могли предъявить ее в банке при получении валюты, — уточняет Андрей Мирошников. — В перевозочном документе также должно быть указано, в какой валюте будет проводиться расчет».
В «Укрзализныце» заверяют, что рост ставок в связи с отказом компаний от доллара не планируется. Впрочем, как пояснил Андрей Мирошников, ставки «Укрзализныци», в том числе на оплату услуг экспедиторами, привязаны к швейцарскому франку. «Ставка пересчитывается за счет роста франка к доллару, — объясняет он. — Мы уже объявили, что с 1 января ставки могут вырасти в связи с тем, что разница между курсами увеличилась на 5%».
В 2009 году «Укрзалізниця» подписала договоры примерно со 100 украинскими компаниями. Треть из них являются членами Ассоциации международных экспедиторов, на которую приходится 70% объемов экспедиторских перевозок.
Комментарии