Количество этнофестивалей в Украине увеличивается с каждым годом. Чем интересен пока неприбыльный бизнес?
Как можно заработать на культуре в Украине
В этом году одному из крупнейших в Европе музыкальных фестивалей — венгерскому Sziget — исполняется 17 лет. Несмотря на столь солидный возраст этого масштабного мероприятия, принимающего ежегодно более 400 тыс. гостей, первый доход он получил всего три года назад. Тогда организаторам удалось заработать 50 млн форинтов, что на то время составляло около 240 тыс. долларов. Только после этого на фестиваль посмотрели другими глазами — как на коммерчески выгодный проект.
Украинские фестивали, в первую очередь этнофестивали, пока достаточно молоды и малоопытны в плане зарабатывания денег. Основная задача их организаторов — не получение прибыли от проведения мероприятия, а привлечение богатых и стабильных спонсоров. И многих из них не нужно просить дважды, они соглашаются вложить деньги в культуру. Доказательство тому — ежегодный рост количества фестивалей, который не остановился даже под прессом финансового кризиса. На какую отдачу от народных гуляний рассчитывают инвесторы?
Местная специфика
Наша страна может похвастать завидным разнообразием таких мероприятий. Наиболее популярные из них — рок-фестивали («Славське-рок», «Тарас Бульба», «Рок Січ», «Мазепа-фест»), этнофестивали («Країна мрій», «Арт-поле», «Трипільське коло») и джазовые фестивали («Джаз Коктебель», Jazz Bezz). Но, как правило, они существуют не в чистом виде, а представляют некий микс разных жанров музыки. По мнению Андрея Слабинского, генерального директора компании Film Plus Production (организатор фестиваля «Джаз Коктебель»), делать фестивали узконаправленными невыгодно. Лучше всего совмещать несколько направлений, это привлекает аудиторию и быстрее делает фестиваль популярным. «Нас часто спрашивают, почему на „Джаз Коктебель“ так мало джаза? Но ведь истинных ценителей джазовой музыки в Украине от силы тысячи две, да и тех собрать на одном фестивале нереально!» — говорит Слабинский.
Как правило, фестивали проходят летом. Сезон способствует организации палатных городков, рассчитанных на масштабную аудиторию. Но некоторые организаторы предпочитают осенний период. Особенно это касается фестивалей, проводимых в курортных зонах, для которых характерна сезонность. К примеру, фестиваль «Джаз Коктебель» традиционно проводится осенью, при том, что пик курортного сезона в Крыму приходится на лето. Таким образом, мероприятие становится хорошим способом продлить сезон, привлечь туристов, а следовательно, популяризировать регион. Кроме того, в пик сезона вопрос размещения гостей становится дополнительной сложностью для организаторов. Некомфортные условия пребывания на фестивале могут негативно отразиться на его имидже и популярности.
Дорогое удовольствие
Для того чтобы фестиваль начал приносить доход, необходимы крупные денежные вливания. Существенных затрат требует реклама, анонсирование мероприятия. «Для нас в этом плане актуальна популяризация фестиваля в Беларуси, в Европе. Таким образом мы стараемся расширить нашу аудиторию», — говорит Андрей Слабинский. Кроме того, необходимо выбрать правильное место и инвестировать хотя бы в минимальную инфраструктуру, которая позволила бы принимать участников и гостей фестиваля. Отдельные статьи расходов — транспорт, техническое обеспечение, гонорары артистам.
Объем инвестиций, необходимый для организации фестиваля, зависит от его масштаба, направленности и того, что именно хотят увидеть на мероприятии его организаторы. Можно провести небольшой детский фестиваль стоимостью 50 тыс. грн. По словам участников рынка, в нашей стране существуют и такие фестивали, бюджеты которых достигают нескольких миллионов долларов. Между тем среднестатистические инвестиции в подобные проекты в Украине гораздо скромнее. Качественный трехдневный фестиваль без привлечения громких звезд, но при участии очень качественных групп, сегодня можно провести за $100 тыс., говорит основатель фестиваля «Славське-рок» Сергей Харчук. По его словам, если сумма будет меньше, что-нибудь обязательно пострадает: или качество, или звук, или условия пребывания.
Примечательно, что организация фестивалей в Украине гораздо более дорогостоящее удовольствие, чем за рубежом. Андрей Слабинский отмечает, что порой речь идет о десятикратной разнице. Одна из причин такого отличия — существенные транспортные расходы, удаленность тех регионов страны, в которых чаще всего проходят мероприятия. Приглашенные иностранные артисты чаще всего не имеют возможности в течение многодневного фестиваля выступать в других городах — украинских или зарубежных. В итоге сбивается их гастрольный график, и компенсация соответственно ложится на плечи организаторов мероприятия.
К слову, именно выплата гонораров артистам (если речь не идет о пробующих себя новичках) является основной статьей расходов организаторов. На это уходит приблизительно 60% общего фестивального бюджета. Пресс-секретарь фестиваля «Трипільське коло» Надежда Потоцкая рассказала, что начинающим группам достаточно оплатить проезд, проживание и питание. А вот приглашение зарубежной звезды может обойтись в 10 тыс. долларов. Украинские исполнители стоят немного дешевле — 5-8 тыс. долларов. Многое зависит и от того, на каких условиях хотят работать выступающие. Некоторые из них соглашаются на 50%-ный аванс, другие настаивают на получении 100%-ного гонорара до начала фестиваля.
Пока безвозмездно
«Теоретически фестивали можно рассматривать как инвестиционно привлекательные проекты. Однако приносить прибыль они начинают лишь спустя несколько лет», — говорит Сергей Харчук. По словам экспертов, фестиваль может стать доходным спустя три-пять лет со времени основания. Основными источниками прибыли могут быть оплата аренды торговцами, разместившимися на территории проведения мероприятия, продажа сувенирной продукции, сопутствующие услуги, такие как транспорт и паркинги. Самую крупную выручку приносит реализация билетов. Если речь идет о масштабном и известном фестивале, проходящем в течение нескольких дней, их стоимость составляет около 100 грн.
К примеру, именно столько стоит билет для взрослого на фестиваль «Арт-поле», который проходит в течение недели. На последние два дня организаторы намерены сократить цену до 75 грн. Минимальная стоимость посещения этого мероприятия составляет 15 грн — столько стоит билет на один день. В прошлом году на фестивале было зафиксировано около 50 тыс. посетителей. Сейчас ожидается такой же результат. Аналогичные расценки и у «Трипільського кола», хотя аудитория у него поскромнее — около 12 тыс. человек.
Как бы там ни было, а успешность фестиваля зависит от того, удастся ли ему стать популярным, привлечь к себе внимание инвесторов, а главное — их желания сотрудничать с организаторами в течение длительного периода. В украинских реалиях спонсоры подобных мероприятий не рассчитывают на возвращение вложенных денег. Как правило, они преследуют иные цели — в зависимости от типа организации, которая выступает инвестором. Самые крупные денежные вливания осуществляют политические силы. В основном это происходит в преддверии выборов и негласно становится частью предвыборной кампании.
По словам Сергея Харчука, наиболее последовательные и надежные партнеры всех фестивалей — посольства и культурные центры разных стран, которые частично или полностью покрывают затраты, касающиеся их национальных коллективов. Самые серьезные инвесторы — коммерческие компании, производители алкогольных и безалкогольных напитков, продуктов питания и сигарет. Быть спонсором фестиваля для них означает масштабную рекламу, ведь на всем, что касается проводимого мероприятия, будь то сцена, палатка, буклет или приглашение, мелькает их логотип. А по словам специалистов, такая реклама является гораздо более эффективной, чем размещение на бигборде в центре города или на странице журнала.
Кроме того, каким бы масштабным ни был фестиваль, спонсорский взнос будет гораздо скромнее рекламного бюджета любой более-менее продвинутой компании. Еще одна мотивация — продвижение на фестивале продукции компании-спонсора, ее популяризация и продажи в больших объемах. «Во время фестивалей мы проводим специальные исследования, благодаря которым анализируем эффективность партнерства с тем или иным событием, прослеживаем степень лояльности к компании», — делится опытом Олеся Жулинская, директор отдела по связям с общественностью компании «Кока-Кола Украина». Эта компания уже третий год спонсирует проведение фестиваля «Країна мрій». К слову, в этом году производитель напитков оказался единственным спонсором мероприятия, остальные отказались от этой затеи ввиду финансового кризиса. Возможно, компания решила остаться из-за того, что в условиях экономических неурядиц преимущество спонсорства над рекламой стало еще более очевидным. С другой стороны, не исключено, что в «Коко-Кола» видят в фестивале неплохой доходный потенциал. Кто знает, вдруг через несколько лет он станет сверхприбыльным или хотя бы выйдет на уровень венгерского Sziget.
Дария Исакова
Комментарии