Если для большинства отраслей кризис стал тяжелым испытанием, то для компаний-сборщиков долгов — шансом. Количество коллекторов стремительно растет. По разным оценкам, этим бизнесом в Украине занимается от 70 до 200 компаний.
Коллекторы возвращают до 20% долгов
В конце мая о выходе на украинский рынок заявила российская группа компаний ФАСП, вслед за ней к нам может пожаловать еще одно российское долговое агентство — «Пристав», сообщает ЮАБанкер. Интересуются нашим рынком и западные коллекторы. Так, еще в конце прошлого года офис в Киеве открыла французская компания Coface, подумывает об этом и немецкая EOS, которая с 2007 года работает в России.
«Украина интересна многим иностранным инвесторам: рынок здесь большой, долгов много», — говорит генеральный директор Credit Collection Group (CCG) Гжегож Компаниаж. В ближайшие два года объем коллекторского рынка увеличится как минимум на 30%, и такое повышение будет стимулировать создание новых компаний.
Коллекторов обеспечил заказами рост невозвратов по кредитам. По данным НБУ, в начале года объем проблемных ссуд составлял 18,01 млрд гривен, а уже к июню он увеличился до 36,49 млрд гривен.
По неофициальным данным, просроченная задолженность только физлиц сегодня достигла 60 млрд гривен (около 30% общего розничного кредитного портфеля). Причем невозвратов больше у тех банков, которые активно занимались именно розничным кредитованием.
До кризиса с коллекторами сотрудничало около 25 банков, а сейчас — уже более 40. Большинство крупных и средних финучреждений не могут собственными силами справиться с невозвратами и отдают часть просроченных долгов на аутсорсинг.
«Банки начинают осознавать, что им без нас не обойтись», — утверждает директор Европейского агентства по возврату долгов Александр Ильчук. По данным коллекторов, банки передают им в управление не более восьми-десяти процентов своих кредитов (в основном те, которые были выданы населению).
Хотя и корпоративными долгами они уже тоже начинают делиться. До кризиса на аутсорсинг отдавались только невозвраты по небольшим потребительским кредитам, сейчас сборщикам долгов передаются и портфели с долгами, обеспеченными залогом. Зеленый свет такому сотрудничеству дал мораторий на изъятие залоговых квартир, в которых проживают заемщики.
«Раньше банк мог самостоятельно добиться изъятия имущества заемщика. А сейчас убедить владельца продать имущество или осуществить выплату больше под силу коллекторам, нежели банку», — считает генеральный директор консалтинговой компании «Сидкон» Юрий Когут.
Такое убеждение разделяют далеко не все финучреждения. По словам начальника управления мониторинга и сбора кредитов ОТП Банка Сергея Бондарева, по залоговым кредитам эффективность сторонних коллекторов ниже, чем собственной службы банка, а стоимость — выше. А Гжегож Компаниаж из CCG уверяет, что коллекторы не отбирают квартиры, поскольку таким правом обладает лишь государственная исполнительная служба.
Коллекторские компании добиваются лучших успехов в выбивании долгов благодаря отработанным технологиям и бОльшему количеству людей, работающих с должниками. Если в банке этим вопросом занимается только один департамент, то у сборщиков долгов задействована целая система, которая позволяет в течение короткого времени достучаться до огромного количества должников.
Например, специальная технология позволяет охватить телефонными звонками сотни человек (телефон-автомат несколько раз в день напоминает людям о задолженности).
Коллекторы также прогнозируют активизацию работы с долгами по кредитным картам и займам в сегменте малого и среднего бизнеса.
Комментарии