Германский бундестаг поддержал план министерства финансов по очистке балансов государственных и коммерческих кредитных организаций от токсичных активов, одобрив в конце прошлой недели закон о «плохом» банке. Именно туда, согласно документу, кредитные институты смогут переводить на время свои рискованные ценные бумаги, которые больше не будут лежать тяжким грузом на их балансах.
В Германии одобрили идею создания плохого банка
Взамен банки получат от федерального Фонда по спасению банков (SoFFin) гарантированные займы. Сейчас на немецкий банковский сектор давят «токсичные» ценные бумаги в объеме 230 млрд евро.
Между тем ответственность за убытки «плохих» банков будут нести сами финансовые институты. А если те окажутся банкротами, расплачиваться придется немецкому налогоплательщику. Как считают авторы этой идеи, улучшение баланса банков станет стимулом для более активной кредитной политики, а главное — поможет преодолеть экономический кризис.
Будущий закон о «плохих» банках позволит разгрузить балансы как частных финансовых институтов, так и государственных земельных банков. Законопроект предусматривает два варианта функционирования «плохих» банков. Так, для частных банков больше подойдет создание целевых компаний, которые будут существовать только для того, чтобы направлять туда «токсичные» ценные бумаги.
А для земельных банков будут создаваться особые учреждения, либо подведомственные самим землям, либо существующие при SoFFin. Любопытно, что в эти учреждения можно будет сбрасывать не только ценные бумаги, но и целые направления деловой активности банков. Формирование «плохого» банка будет делом добровольным.
Расходы по реализации модели будут нести в первую очередь сами финансовые институты, избавляющиеся на время от своих проблемных бумаг. В цену закладывается их стоимость, которая значилась в балансах на 30 июня 2008 года.
Окончательно закон о «плохих» банках будет утверждаться в бундесрате (верхней палате парламента) 10 июля. После этого он вступит в законную силу. Впрочем, в кругах немецких политиков оптимизма в связи с этим не прибавилось. Буквально на следующий день после одобрения будущего закона в эффективности документа как-то усомнился его главный идеолог — министр финансов Пеер Штайнбрюк.
В своем интервью воскресной Bild am Sonntag он предупредил банковский сектор, что если и теперь бизнес будет испытывать недостаток в кредитовании, то политикам придется прибегать к «далеко идущим мерам».
Министр сказал, что если и во втором полугодии застопорятся банковские кредиты, то правительство и Bundesbank будут искать новые решения. «Не хотелось бы спекулировать на тему о том, что это может быть, — пригрозил Штайнбрюк. — Но нам придется приложить все усилия, чтобы обеспечить экономику кредитами на должном уровне».
Министр финансов назвал нынешнюю кредитную практику в Германии «неприемлемой», обвинив финансовые институты в том, что они, получая от Bundesbank «очень много денег» под «экстремально низкую процентную ставку», намного охотнее пускают эти деньги на торговлю валютой, пенсионными облигациями и акциями, а не на кредитование.
В таком же ключе высказался в выходные на партийном мероприятии Христианско-социального союза в Дюссельдорфе и федеральный министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг, который заявил, что нынешние низкие процентные ставки Европейского центробанка не должны служить лишь санации банковских балансов.
Он поддержал главу минфина в его намерении заставить банки более активно заниматься своей главной задачей — кредитованием экономики. В случае если в этом жизненно важном для Германии вопросе они продолжат проявлять свою нынешнюю «сдержанность», министр экономики пообещал подумать о средствах принуждения. Впрочем, г-н Гуттенберг согласился, что реальных возможностей для этого у государства не слишком много.
Глава кабинета министров, канцлер Ангела Меркель все меньше готова к вмешательству государства в дела финансового рынка. В бундестаге в конце прошлой недели она заявила, что на саммите «большой восьмерки» в Италии будет решительно выступать за прекращение глобальных программ поддержки конъюнктуры.
В своей статье, опубликованной в воскресном выпуске берлинской либеральной газеты Tagesspiegel am Sonntag, германский канцлер пишет, что после окончания кризиса будет требовать «быстрого возврата государственных расходов в стабильное русло». Это, уверена г-жа Меркель, важный сигнал веры в будущую финансовую дееспособность государств.
Комментарии