Страховщикам удалось отсрочить введение Госфинуслуг Типовых правил, которые призваны защитить клиентов от правовых уловок страховых компаний
Введение Типовых правил страхования откладывается
Анонсированное Госфинуслуг внедрение Типовых правил страхования, запланированное на начало июня, откладывается. В настоящее время они не только не утверждены, но еще даже окончательно не доработаны. Основная причина задержки — затянувшийся процесс разработки и дальнейшего согласования Типовых правил с участниками рынка.
Для разработки нужен институт
Представители регулятора называют несколько причин, по которым им не удалось принять новые нормативы в июне. По словам заместителя главы Госфинуслуг Сергея Корня, Типовые правила требуют тщательного изучения специалистами и долгих согласований, поэтому процесс и затянулся. «Но мы уже разработали Типовые правила по шести добровольным видам страхования и надеемся, что в ближайшее время они будут утверждены Комиссией», — говорит он.
Правда, стоит отметить, что виды страхования, по которым пока разработаны эти правила, массового распространения не имеют. К примеру, это страхование от финансовых рисков, а также иного имущества (к примеру, машинного оборудования). А вот такие наиболее распространенные добровольные виды, как медицинское страхование, КАСКО, страхование недвижимости, могут и вовсе не дождаться своих Типовых правил. И основная причина здесь — сопротивление страховых компаний.
К примеру, Лига страховых организаций Украины даже заявление написала в адрес Госфинуслуг с просьбой не вводить Типовые правила по массовым видам страхования. «Мы не против того, чтобы навести порядок в страховых услугах. Но для разработки полноценных Типовых правил по одному только виду страхования нужны усилия специалистов целого института и полгода работы», — говорит заместитель генерального директора ЛСОУ Александр Залетов. «До конца лета Типовые правила по 22 видам добровольного страхования нереально не только принять, но и разработать», — вторит коллеге генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Билошицкая.
По мнению страховщиков, максимум, что может сделать в такие короткие сроки регулятор, — создать Типовые правила на основании правил какой-то одной или нескольких компаний. Но это будет противоречить опыту и принципам работы всего рынка. «Поэтому мы предлагаем вместо Типовых правил страхования подготовить стандарты работы компаний по тем или иным видам страхования. В стандартах тоже можно поставить ограничения по срокам выплат и тарифам, но зато они намного короче правил, а значит, на них пойдет меньше усилий, времени и средств регулятора», — считает Александр Залетов.
Правила страховщикам невыгодны
Эксперты же считают, что яростное сопротивление страховщиков вызвано отнюдь не заботой о силах и средствах регулятора, а собственной выгодой: если будут приняты Типовые правила, многим из них придется заново получать лицензии, что сделать непросто и недешево. «Поэтому страховщики будут всячески затягивать процесс принятия Типовых правил, им это, как ни крути, невыгодно», — утверждает руководитель проекта Strahnadzor Тимур Шакиров.
Типовые правила страхования — это общие правила работы для страховщиков, в которых прописаны единые условия оказания услуги, например, максимальные сроки урегулирования убытков и выплат. По мнению Госфинуслуг, это значительно улучшило бы качество страховых услуг и заставило бы страховщиков «очистить» договоры от юридических уловок, с помощью которых они отказывают клиентам в страховом возмещении или его части.
Комментарии