Дефицит общего фонда государственного бюджета по итогам января-мая превысил 7 миллиардов гривен, притом что граничный показатель на год составляет 9,2 миллиарда гривен. Специальный фонд госбюджета, в который зачисляются доходы, имеющие целевое назначение, сведен с профицитом в размере 4,7 миллиарда гривен. Таковы данные в конце прошлой недели предоставила глава Государственного казначейства Татьяна Слюз. Размер общего дефицита госбюджета в очередной раз назван не был.
Бюджетный дефицит почти достиг предела
СНБО увидел манипуляции
Вопрос выполнения госбюджета в пятницу также обсудили члены Совета национальной безопасности во главе с президентом Виктором Ющенко. По итогам заседания первый замсекретаря совета Степан Гавриш резюмировал: службы главы государства не доверяют данным правительства, и назвал обнародованный размер дефицита общего фонда нереальным.
По его словам, Кабмин в течение первого полугодия минимум пять раз «корректировал» плановые показатели госбюджета — в конечном результате «погрешность» составила 7 миллиардов гривен.
В Министерстве финансов уверяют, что столь высокий дефицит общего фонда госбюджета (76% граничного показателя) – сезонное явление, и не видят в этом ничего критичного. «Динамика доходов госбюджета в течение года в отличие от динамики расходов имеет восходящий тренд: то есть издержки по месяцам снижаются, а доходы, наоборот, растут. Соответственно, постепенно будет сокращаться и дефицит, и его кривая, в крайнем случае, будет балансировать возле отметки 9 миллиардов гривен, так как мы не можем нарушать закон и превышать граничный дефицит», — объясняет заместитель министра финансов Владимир Матвийчук.
Читайте также: Киевский бюджет в катастрофическом состоянии
Однако эксперты считают, что из-за практики взимания налоговой администрацией авансовых платежей в бюджет нет никаких оснований для роста доходов во втором полугодии. «В мае в казну поступил налог на прибыль предприятий за I квартал, и, насколько мне известно, из-за ранее осуществленных авансовых платежей удалось собрать намного меньше средств в бюджет, чем планировали», — подтверждает экономист инвесткомпании «Драгон Капитал» Елена Белан. По ее словам, неправы в своих обвинениях и в президентской команде. «Показатель дефицита основного фонда госбюджета в январе-мае в размере 7 миллиардов гривен выдается мне реальным, и к нему не имеет никакого отношения занижение планов, так как Минфин использует кассовый метод учета: доходы учитываются только по факту их поступления», — отмечает аналитик.
«Зазор» в 30 миллиардов
Источником финансирования дефицита общего фонда в январе-мае былаэмиссия облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и часть транша кредита МВФ, которая была зачислена на счета Госказначейства (это 875 миллионов SDR = 1,4 миллиарда долларов по текущему курсу). Как сообщал ранее исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский, правительство намерено и дальше просить Международный валютный фонд фактически финансировать дефицит бюджета. Так, у украинской стороны есть предложение к МВФ увеличить размер третьего транша кредита stand-by до 3,8 миллиарда долларов и направить его целиком на бюджетные нужды. Однако, по информации Секретариата президента, МВФ может существенно сократить финансирование дефицита бюджета Украины из-за ситуации с НАК «Нафтогаз Украины»: в фонде требуют провести аудит компании и до его завершения грозят выделять минимум средств на бюджетные нужды. На выпуск ОВГЗ у Минфина также есть жесткие ограничения: согласно договоренности с МВФ действует ограничение на размер монетарной базы, который на начало сентября должен не превысить 210 миллиардов гривен (на начало июня показатель составлял 181,7 миллиарда). То есть у правительства есть «зазор» в размере приблизительно 30 миллиардов гривен, которые можно эмитировать для выполнения своих обязательств, в том числе и покрытия дефицита бюджета.
Комментарии