Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 мая 2009, 15:00 Читати українською

Новые способы покупки авто

Автоторговцы придумывают всё новые схемы продаж, чтобы заинтересовать покупателя. Но тот ждёт более выгодных предложений.

Несколько месяцев назад Марина Гребченко, администратор теннисного клуба Campa, решила поменять свой автомобиль на новый. Поступила традиционно. «Моей Mitsubishi всего три года, она в очень хорошем состоянии. Я хотела продать её тысяч за 12, а из полученных денег заплатить 50% взноса за кредит и приобрести Peugeot 308», – рассказывает Марина. Однако ни продавать машину, ни платить взнос ей не пришлось. В автосалоне, куда обратилась наша героиня, кредит оформлять отказались. «Возможно, не разрешил банк?» – недоумевает она. 

Марина не одинока. Из-за невозможности получить кредит в банке многим украинцам довелось либо отложить покупку авто до лучших времён, либо искать более приемлемые варианты. Это не могли не почувствовать на себе и торговцы автомобилями. В 2008 году в Украине было продано 623,25 тыс. новых легковушек, а в 2009-м ожидались продажи на уровне 250–280 тыс. авто. Однако реализовать этот скромный, по сравнению с предыдущим годом, план будет весьма сложно. По данным компании AUTO-Consulting, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом продажи новых авто сократились на 70%, до 45 тыс. единиц. Чтобы окончательно не терять покупателей, автоторговцы идут на всевозможные уступки.  

Цены в минус

В основном это уступки ценовые. Большинство продавцов ввели специальные цены на свои товары. Например, дешевле предлагают автомобили прошлого года выпуска в дилерской сети Nissan. В среднем цены на популярные модели снижены на 20–60 тыс. грн. Купить эффектный Nissan Qashqai теперь можно за 170 тыс. грн. А самая простенькая Nissan Micra обойдётся покупателю менее чем в 90 тыс. грн. 

Если вы мечтаете о новенькой Audi, то авто 2008 года выпуска распродаёт «Автомобильная группа ВИПОС». Прошлогодний A3 Sportback обойдётся в 191,774 тыс. грн. 

Более комфортные цены установлены и на прошлогодние автомобили Mazda. Например, разница цен для Mazda6 2008-го и 2009 года в одинаковой комплектации достигает 25 200 грн. Для Mazda2   – до 5800 грн.

«Продажи автомобилей впервом квартале 2009 г. сократились на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года»

Упали в цене и бюджетные марки. Например, на «народный автомобиль» Chevrolet, рассказали в «Укравто». «Действует очень интересное предложение на Chery – скидки достигают 12 000 грн., а сегодняшние цены на автомобили марки ЗАЗ (Ланос, Сенс и Славута) являются наиболее доступными в Украине для широкого круга потребителей», – уверены в компании. 

В последнее время можно было слышать не очень радужные прогнозы касательно повышения цен на импортные авто, завезённые уже в 2009 г. Причина – 13-процентная надбавка на импорт. Однако некоторые автоимпортёры успели закупить товар до введения дополнительной надбавки на импортные товары и теперь могут позволить себе не сильно повышать цену своих авто. 

Из-за неразберихи с долларом и евро, а также из-за оттока клиентов некоторые продавцы автомобилей решили зафиксировать курс валют. Например, в «Формуле мотор Украина» обещают продавать спортивные Seat по курсу 5,95 грн. за доллар. Зафиксировали цену и в дилерской сети Nissan. 

Справедливости ради добавим: председатель правления ЗАО «Атолл Холдинг» Олег Боярин заявил, что нынешние скидки в автосалонах – «прямые убытки либо дилеров, либо производителей». И посулил рост цен в последующем. 

Они уже не верят

Продажи новых легковых автомобилей в этом году могут сократиться в 4 и более раз по сравнению с 2008 годом – до 120–140 тыс. единиц, считает президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук. «Если в конце прошлого года игроки рынка легковых авто предполагали максимум 50-процентное падение по сравнению с 2008-м  (до 320–400 тыс. ед.), по результатам продаж в феврале текущего года уже прогнозировали падение до 250–270 тыс., то исходя из первого квартала, можно предположить, что будет продано 120–140 тыс., в лучшем случае 160 тыс. автомобилей»

Вместо кредита

Пока даже ценовые уступки не позволяют автоторговцам не то что увеличить количество клиентов, но и просто удержать их число на том же уровне. Поэтому в ход идут и другие приёмы. Например, из-за невозможности предоставлять авто в кредит и автомобилисты, и потенциальные покупатели пристально смотрят в сторону лизинговых программ. Схема внешне напоминает кредитную (особенно с точки зрения рядового потребителя). В самом деле, 20–30% первоначального взноса – и новенький автомобиль у клиента. Программы длятся до пяти лет, а годовые выплаты могут быть меньше, чем при погашении кредита. Существенное отличие: автомобиль, отданный в лизинг, не является собственностью клиента (даже формально), а принадлежит лизинговой компании. Стать полноценным собственником машины потребитель может только после всех выплат. Но если в какой-то момент покупатель вдруг не сможет оплатить взнос, ему придётся вернуть автомобиль лизинговой компании. Причём выплаченные деньги ему возвращать не станут. 

Банки сейчас находятся в сложном положении и под пристальным наблюдением НБУ, поэтому кредиты дают крайне неохотно. Лизинговые же компании, созданные специально для продажи автомобилей, могут себе позволить фактически кредитовать клиента. Когда лизинговую схему только начинали внедрять в Украине, предполагалось, что она будет предназначена в основном для юридических лиц. 

«В сложившейся в стране экономической ситуации, на мой взгляд, для компании наиболее удачным решением будет лизинг автомобиля. По крайней мере, наша компания выбрала именно этот путь. Приобретение автомобиля сейчас – роскошь, что ни говори, а кризис ощущается, да и выложить необходимую сумму за новые машины проблематично», – рассказывает Катерина Громыко, сотрудница компании Gemini, производящей кофе. 

«Ранее сектор лизинга использовался в основном юридическими лицами. Теперь, в условиях обвала рынка потребительского кредитования, этот инструмент может поднять спрос на новые автомобили», – солидарны с г-жой Громыко в «Укравто». Лизинговую программу компания запустила в конце декабря прошлого года. Согласно её условиям, можно приобрести любой автомобиль из модельного ряда Chery, выплачивая от 4,9% годовых в гривне. Со временем компания планирует расширить линейку брендов, на которые распространит своё действие лизинговая программа. Многие производители и импортёры имеют свои лизинговые компании. Например, АИС, «Порше Украина». 

Некоторые автодилеры сотрудничают с независимыми контрагентами-лизингодателями. С частными лицами по лизинговым схемам работает «АВТО Интернешнл». «Для того чтобы взять у нас авто в лизинг, клиент должен провести авансовый платёж в размере от 20% стоимости автомобиля и выплачивать ставку в размере 14–16% годовых в долларах США», – рассказывает Елена Дунина, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл», официальный импортёр Mazda и Suzuki в Украину. 

Перед тем как передать автомобиль клиенту, лизинговая компания изучает его платёжеспособность. Правда, благодаря минимальному набору требуемых документов процесс этот занимает обычно один день. 

Лизинг позволяет покупателю получить не только новый, но и подержанный или бывший некогда в залоге автомобиль. 

Стать собственником машины можно, приняв участие в автомобильном аукционе. Их в Украине организовывает пока только одна компания – «Автомобильные аукционы». Причём для участия достаточно просто иметь доступ к интернету. Однако рассчитывать на то, что приобрести машину удастся совсем по дешёвке, не стоит. Обычно цена лота на автоаукционе достигает рыночной стоимости машины. 

В борьбе за клиентов торговцы автомобилями напирают на сервис и иные услуги. Те, кто покрупнее, предлагают полный спектр: от тест-драйва до официального сервиса и продажи комплектующих. Те, кто помельче – отдельные виды обслуживания. 

«ВиДи АвтоСити» разработали программу лояльности. Её участником может стать не только покупатель нового автомобиля, но любой владелец машины, независимо от места и времени покупки авто. Ему достаточно воспользоваться услугами общего сервиса в каком-либо из дилерских или сервисных центров компании. А в «АВТО Интернешнл» к открытию мотосезона каждому клиенту дают накопительную карточку. 

На неэнтузиазме

Конечно, предложения отечественных продавцов автомобилей особо инновационными не назовёшь. То, что у нас обретает популярность только сейчас, во время кризиса, в других странах работало и раньше. Например, trade-in на Западе – привычное явление. «У нас услугу trade-in, позволяющую оставить свой старый автомобиль на реализацию и получить новый с доплатой разницы стоимости, предоставляет компания «ВиДи АвтоМаркет», занимающаяся продажей автомобилей с пробегом», – объясняет руководитель автомобильного бизнеса «ВиДи Груп», член правления Артём Ткаченко. 

Однако далеко не все участники автомобильного рынка позитивно отзываются об этой схеме. «Доступность услуги trade-in – это вопрос законодательного урегулирования. В настоящее время в Украине при продаже подержанных автомобилей НДС начисляется не на добавленную стоимость (разницу между ценой покупки и продажи), а фактически на всю стоимость автомобиля, поэтому клиенты не имеют легитимной возможности вернуть автомобиль в автосалон и здесь же приобрести новый, доплатив разницу. Вместо этого они вынуждены самостоятельно заниматься реализацией старого автомобиля и только после его продажи покупать новый», – рассказывает Елена Дунина. 

И ещё об отличии западного авторынка от украинского. В Штатах и Италии всем покупателям авто, произведённых в этих странах, обещают вернуть налоги, выплаченные при приобретении машины (антикризисная мера, призванная стимулировать автопромышленность. – Фокус). В Украине такого стимулирования от государства автопроизводители даже не ждут. Но не расстраиваются по этому поводу. На их стороне статистика. По данным Нацбанка, за период кризиса вклады населения уменьшились на 86 млрд. грн. Только за январь–февраль украинцы сняли с депозитных счетов 19,3 млрд. грн. Не исключено, что часть этих средств они вложат в автомобили, руководствуясь принципом «деньги всё равно пропадают». 

Тем, у кого свободных средств на руках нет, придётся выбирать из схем оплаты, предлагаемых продавцами. Правда, на них потребители смотрят без оптимизма.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться