Печатный станок пока простаивает, но может начать работу в ближайшие месяцы. Правительство и НБУ будут вынуждены пойти на увеличение денежной эмиссии, чтобы покрыть дефицит бюджета и поддержать банки.
Кабмин и Нацбанк будут печатать необеспеченные деньги
«Запаса прочности в стране нет. Пораженная экономика Украины не способна наполнять бюджет… Это закончится быстро, поскольку на долгах длительное время не протянешь», — такое мрачное предсказание содержится в распространенном в конце января докладе, авторство которого приписывают экс-министру финансов Виктору Пинзенику. Пока прогноз не оправдался: в январе—феврале правительство смогло профинансировать основные бюджетные расходы почти без помощи печатного станка. Однако избегать эмиссии в последующие месяцы будет все труднее.
В печать
Итоги первых двух месяцев года подтвердили предположение о том, что из-за спада в экономике сбор налогов уменьшится. Хотя сокращение оказалось далеко не катастрофическим. По данным Госказначейства, в феврале в общий фонд госбюджета поступило 12,5 млрд грн налогов и других платежей — на 2,4% больше плана. Превышение было достигнуто только за счет занижения плановых показателей. На самом деле по сравнению с февралем минувшего года за месяц в казну было собрано меньше средств — на 1,66 млрд грн, или на 11,7%. В целом по итогам января—февраля общий фонд госбюджета недополучил 3,8 млрд грн — 15% доходов (к 2008-му году), что сопоставимо с оценками спада ВВП.
Для наполнения казны правительство частично использовало эмиссионные механизмы. У Кабмина есть два способа получения денег от НБУ: с помощью гособлигаций и через рефинансирование государственных банков. Первый из них предусматривает, что правительство выпускает облигации, которые при посредничестве банков приобретает регулятор. Второй способ сложнее: Нацбанк предоставляет займы госбанкам, они в свою очередь кредитуют госмонополии, в частности «Нафтогаз України». Полученные кредиты затем направляются на погашение налоговых долгов монополий. В январе—феврале эти механизмы использовались, но не так активно, как в минувшем году. За первые два месяца этого года НБУ приобрел правительственные бумаги на сумму всего 2,7 млрд грн — в три раза меньше, чем в ноябре—декабре 2008-го (8,5 млрд грн).
Правительство набирает долги Увеличение суммы гособлигаций в обращении в сентябре 2008 — феврале 2009 года
Процесс рефинансирования банков, активными участниками которого являются государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк, также не напоминал происходившую в ноябре—декабре масштабную раздачу денег. Если в ноябре НБУ предоставил всем финучреждениям займов на 21,1 млрд грн (без кредитов overnight), а в декабре — на 24,6 млрд грн, то в январе — только на 2,5 млрд грн. Резкое сокращение было связано с тем, что с нового года Нацбанк должен согласовывать рефинансирование с правительством. Порядок согласования был утвержден Кабмином в конце января, но сумма выданных банкам кредитов в следующем месяце осталась достаточно скромной. В феврале сумма выданных Нацбанком займов составила 11,7 млрд грн (без кредитов overnight) — примерно в два раза меньше среднего объема ноября—декабря.
В результате вливание денег в экономику через выкуп гособлигаций и рефинансирование банков пока не привели к увеличению денежной массы. Продавая доллары на межбанковском рынке, НБУ зачисляет на свои счета ежемесячно не менее 10–15 млрд грн, которые таким образом изымаются из обращения. В январе–феврале денежная масса даже сократилась на 8,7% — до 470,8 млрд грн. И с помощью финансирования правительства и банков регулятор только восстанавливал предложение денег.
Инфляция у порога
Похоже, что пока правительство и Национальный банк целенаправленно сдерживают денежную эмиссию. На первые месяцы года КМУ установил невысокие планы по сбору налогов и государственным расходам. А в январе, когда план по поступлениям в общий фонд бюджета не был выполнен на 13,7%, Кабмин не стал добиваться от НБУ включения печатного станка, а просто отложил часть выплат: недофинансирование затратных статей составило 17,4%. Хотя правительство могло потребовать от Нацбанка выпустить в обращение любую сумму для покрытия дефицита казны. В соответствии с законом о госбюджете, регулятор обязан выкупать все предложенные ему гособлигации в течение трех дней.
Согласно одной из версий, Кабмин пошел на сокращение государственных расходов даже без пересмотра бюджета, поскольку опасается скачка инфляции. Эмиссионные деньги попадут на валютный рынок, что приведет к быстрому повышению курса доллара. А это ускорит нежелательный перед президентскими выборами-2010 рост цен на зарубежную продукцию, в том числе на товары первой необходимости, такие как продовольствие и лекарства, а также на энергоносители. На внутреннем рынке будут дорожать и экспортные товары, стоимость которых зависит от котировок внешних рынков, прежде всего зерно и сталь.
Более того, повышение курса доллара поставит на грань краха банковскую систему. Сумма валютных займов, которые не возвращают банкам компании и частные лица, будет расти в геометрической прогрессии. Для поддержки финучреждений потребуются дополнительные денежные вливания. А дальше ситуация может развиваться по спирали: спасение банков с помощью новых эмиссионных денег (других в нужном объеме у правительства и НБУ нет) приведет к очередному скачку курса американской валюты и следующей волне невозвратов. «Все понимают, что если не стабилизировать валютный курс, он может взлететь», — отмечает Александр Охрименко, советник председателя правления Укргазбанка. Потеря контроля над курсом грозит гиперинфляцией. «Может возникнуть паника, в этом случае деньги превращаются в «горячую картошку», от которой население стремится избавиться как можно быстрее», — предупреждает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра Case Ukraine.
Чтобы не допустить такого развития событий, правительство держит на голодном пайке бюджетные организации и банки, предполагают эксперты. «Похоже, Минфин ранжировал расходы по степени важности, разделив их на те, которые могут подождать, и те, которые ждать не могут», — говорит Дмитрий Боярчук. В числе приоритетов, скорее всего, — выплата пенсий, зарплат бюджетникам, а также другие социальные расходы.
Но это не единственная версия, которая объясняет действия Кабмина. Сдерживание эмиссии может быть связано не только со стремлением обуздать инфляцию, но и с попыткой накопить резервы для резкого увеличения бюджетного финансирования осенью — в последние месяцы перед выборами президента. В пользу этой версии — желание правительства отложить на максимальный срок пересмотр закона о госбюджете, который содержит безотказный эмиссионный механизм. Исключить этот механизм из закона требует Международный валютный фонд. Согласится ли с этим требованием правительство, станет известно не ранее апреля–мая — на эти месяцы, согласно договоренности премьера Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко, запланировано внесение изменений в бюджет.
Эмиссия неизбежна
Политику сокращения бюджетных расходов и сдерживания эмиссии правительство может проводить и в дальнейшем, однако делать это будет все труднее. Чтобы финансовый план страны был выполнен, в последующие месяцы поступления в казну должны значительно увеличиться: всего за год в общий фонд госбюджета планируется собрать даже больше средств, чем в 2008-м — 183,7 млрд грн, то есть в среднем по 15,3 млрд грн в месяц. Уже в марте доходы должны увеличиться до 13,5 млрд грн (в январе планировалось 10,51 млрд грн, в феврале — 12,21 млрд грн).
По мнению экспертов, в марте выполнить план по сбору налогов, скорее всего, не удастся из-за продолжающегося спада в экономике. «В феврале предприятия перечисляли налоги на прибыль по итогам 2008 года, который многие украинские компании еще сумели закончить с неплохими финансовыми результатами. Однако уже в марте ситуация с теми же налоговыми отчислениями будет значительно хуже, чем зимой», — цитирует ЛИГАБизнесИнформ слова гендиректора компании «Инэко-Инвест» Олега Морквы. В условиях кризиса бизнес прячется от налогов. По словам Александра Охрименко, отток вкладов из банков связан не только с паникой населения, но и с переходом многих компаний на наличные неофициальные расчеты. «Сейчас проблема номер один — это теневая экономика. Если посмотреть, сколько денег было изъято из банковской системы и теперь обращается в виде наличных, станет ясно, что этот отток связан не только с паническими настроениями вкладчиков», — считает Александр Охрименко. По данным НБУ, с 1 октября по 23 февраля из банков ушло 80 млрд грн (на 1 октября сумма всех вкладов физ- и юрлиц достигала 340,1 млрд грн).
Кроме того, в январе–феврале значительную часть доходов казны составили крупные разовые поступления, на которые трудно будет рассчитывать в последующие месяцы. В частности, в феврале НАК «Нафтогаз України» растаможила 6,3 млрд куб. м газа, который находится в подземных хранилищах и ранее принадлежал швейцарской RosUkrEnergo. Эта операция принесла бюджету около 1,5 млрд грн НДС (если цена газа составила свыше $150 за тыс. куб. м).
А потребность в бюджетных деньгах, скорее всего, увеличится. Если сейчас НАК помогает правительству, то в дальнейшем поддержка потребуется самой компании. Согласно проекту финансового плана «Нафтогаза» на 2009 год, доходы компании должны составить 92,5 млрд грн, а расходы — 102 млрд грн. НАК не хватит средств, чтобы продолжать субсидирование дешевых тарифов на газ и тепло для населения, накопить запасы топлива на зиму и при этом придерживаться безукоризненной платежной дисциплины в отношениях с Газпромом.
Переход в наличность. Денежная масса в 2008–2009 годах
Дополнительные денежные вливания будут нужны и банковской системе. Сокращение рефинансирования уже привело к потере платежеспособности многих банков. В январе–феврале НБУ ввел временные администрации в семи финучреждениях (в том числе во входящем в группу крупнейших Надра Банке), а еще в двух (Укргазбанк и СоцКом Банк) появились кураторы НБУ. Число неплатежеспособных финструктур может значительно увеличиться из-за оттока вкладов и увеличения числа невозвращенных кредитов. В этих условиях политика сдерживания роста денежной массы может привести к коллапсу платежной системы и резкому углублению экономического кризиса.
Эксперты прогнозируют, что правительство и регулятор будут вынуждены пойти на увеличение денежной эмиссии, чтобы покрыть дефицит бюджета и поддержать банки. Это предположение фактически подтвердил и экономический советник премьера Юрий Полунеев, который высказался за сценарий «контролируемой инфляции».
Скорее всего, при этом власти будут пытаться минимизировать ее масштабы с помощью усиления госрегулирования. Уже сейчас правительство стремится ужесточить контроль над использованием средств, которые предоставляются банкам: по решению Кабмина от 18 февраля, государство будет вкладывать деньги в капитал только тех финучреждений, в которых введены временные администрации НБУ. Вероятно также усиление налогового давления и административного регулирования цен. Кроме того, уменьшить потребность в эмиссионных деньгах помогут и иностранные займы.
Комментарии