12 марта 2009, 15:01 Читати українською

Средство передвижения становится предметом роскоши

В январе Украина вышла на третье место по темпам падения автопродаж в Европе, потеряв почти 60% рынка. Нас «обошли» только Латвия (сокращение более чем в четыре раза) и Ирландия (продажи потеряли в объеме две трети). По данным AUTO-Consulting, в І квартале этого года отечественный автомобильный рынок скатится к уровню 2005-2006 годов. И то лишь благодаря тому запасу прочности, который появился из-за хороших результатов всего прошлого года. Очевидно, что спрос трансформируется в сторону бюджетных моделей, полностью изменятся предпочтения по классам и способы приобретения авто. Будет меняться и ценовая политика, в результате чего приобретет утерянную популярность б/у сегмент. А многие вообще откажутся от недешевой эксплуатации четырехколесного друга и отдадут предпочтение более экономным способам передвижения.

Средство передвижения становится предметом роскоши
Б\у сегмент приобретает популярность

От роста до падения

Как утверждают эксперты, украинский авторынок последние 10 лет рос гигантскими темпами, увеличившись почти в 10 раз. А прошлый год стал рекордным за всю его историю: было продано более 623 тыс. новых машин. В начале года подъем рынка был в районе 90%, а затем - со вступлением страны в ВТО и снижением ввозных пошлин с 25% до 10% - изменились не только количественные, но и качественные показатели. Так, по наблюдениям аналитиков AUTO-Consulting, спрос все больше смещался в сторону сегмента 10-20 тыс. евро, а средняя цена приобретаемых авто достигла 14 тыс. евро.

Финансовая емкость рынка новых автомобилей в 2008 году достигла 9 млрд. евро, в то время как импорт б/у сегмента упал практически до нуля. Однако уже в середине лета началось замедление темпов роста рынка, а в сентябре дилеры впервые отметили стагнацию на уровне 1-2%. Мировой кризис и обвал гривни ударили и по импортерам, и по производителям: в завершающие месяцы года начался резкий спад - минус 37% в ноябре и 16% в декабре. За январь текущего года, по данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), в Украине было продано всего 21 тыс. новых автомобилей. В феврале тенденции были еще хуже - по предварительной информации, столичные автопродажи упали на 80%, а в регионах большая часть дилерских автосалонов целый месяц отработала «в ноль».

Весь мир ощутил спад автомобильного рынка несколько ранее, чем Украина. Отправной точкой стали США: если в 2008 году уменьшение продаж составило 17%, то по итогам наступившего года в стране будет продано еще на 19% меньше машин - всего 10,7 млн. штук, что станет самым низким показателем за последние 50 лет. Рынки других стран пострадали не меньше американского. Объемы продаж автомобилей в Японии, по информации японской ассоциации автодилеров (Jada), в минувшем году достигли самого низкого уровня за 34 года. Индия пострадала от недостатка финансовых ресурсов - почти 75% покупок авто там осуществлялось в кредит, поэтому сейчас индийцы практически не приобретают новые транспортные средства. Российский авторынок оптимистично пытается «работать на публику» - тамошние эксперты прогнозируют снижение рынка не больше чем на 20%, причем обещают отечественному автопрому существенный рост доли рынка. Однако есть и неофициальный пессимистический прогноз - падение на 50% (до 1,6 млн. машин вместо почти 3,5 млн. в 2008 году).

Автокризис: национальные особенности

В нашей стране ситуация довольно специфическая, поскольку обострена не только общемировыми процессами, но и, так сказать, внутриукраинской спецификой. По данным ВААИД, украинские продавцы авто закончили последний месяц года с результатом на 35% ниже, чем декабрь 2007-го, - что даже лучше, чем соответствующие показатели британцев и американцев. Однако события нового года внесли свои коррективы.

Во-первых, девальвация гривни более чем на 50% закономерно привела к сокращению доходов и покупательной способности населения, а также к смене приоритетов в отношении трат. На первое место вышла покупка подорожавших продуктов питания, оплата коммунальных услуг и взятых ранее кредитов. Как результат - новая машина в ближайшей перспективе в среднестатистической украинской семье вряд ли станет предметом первой необходимости.

Во-вторых, скажется практически полное сворачивание программ банковского автокредитования. Мы, конечно, не Индия, но по итогам 9 месяцев прошлого года около 40% машин на рынке было куплено на деньги банков. Сейчас этот показатель составляет не больше 3-4% (по информации компании «Простобанк Консалтинг», сегодня только банк «Форум» предлагает купить авто в кредит).

В-третьих, на продажи повлияет непременное подорожание импортных авто, связанное с курсовыми колебаниями. «Резкий скачок курса доллара повысил цены на импортные авто в среднем на 20-25%, - констатирует менеджер одного из региональных автосалонов Евгений Витковский. - А ведь сейчас машины не продаются даже по прежним ценам. Когда складские запасы, ввезенные в страну по старому курсу, исчерпаются, о динамике продаж вообще придется забыть. Единственный выход - если снизят цену производители, поскольку маржа у дилеров минимальная, и понижать стоимость себе в убыток не будет никто. Проще перестать завозить новые авто и распродавать старые резервы. Думаю, многие автосалоны по большинству моделей откажутся от импорта как минимум до лета».

В-четвертых (и это, пожалуй, самое обидное), государство подставило украинскому авторынку сразу две законодательные «подножки» - повышение транспортного сбора и увеличение надбавки к ввозной пошлине на 13%, что делает автомобиль неоправданно дорогим удовольствием. Так, с 10 января текущего года в силу вступил закон, увеличивающий ставки транспортного сбора на машины с двигателями больше двух литров как минимум в три раза.

«Предполагалось, что налог будет направлен на владельцев дорогих авто с большим объемом двигателя. Но результаты оказались намного хуже, - комментирует председатель правления Ассоциации владельцев транспортных средств Украины »ФАФА« Виталий Дзюба-Фитисов. - Большой объем двигателя в Украине имеют не только дорогие авто, но и старые машины отечественного производства. То есть дедушке, который из последних сил содержит видавшую виды »волгу«, придется отдавать порядка 2 тыс. грн. в год только за право (!) ее эксплуатировать. К тому же подход к самому созданию этого налога в корне неправильный. Если мы хотим заставить богатых людей платить за свои удовольствия - то нужен налог на роскошь. А налог на транспорт подразумевает защиту экологии и напрямую зависит от эксплуатации дорог. Человек должен оплачивать количество пройденных километров и выброшенных в воздух выхлопных газов. Это должно закладываться не в марку и объем двигателя машины (которая вообще может полгода простоять в гараже), а в стоимость топлива». Сейчас данный закон вновь отправлен на рассмотрение, но если новый сбор не изменят, то украинцам придется пересесть на малолитражки - машины с двигателями больше двух литров автосалоны будут возить только под заказ.

Кроме того, введение 13% надбавки к существующей пошлине в целях «ослабления влияния кризиса и корректировки негативного торгово-платежного баланса Украины» возвращает ситуацию, которая сложилась в нашей стране до вступления в ВТО (тогда размер пошлины составлял 25%).

Покупай украинское! И подержанное…

На фоне последних событий делать прогнозы относительно развития автомобильного бизнеса страны не берется никто. Впрочем, уже сейчас понятно, что предпочтения украинцев кардинально изменятся, и дилерам придется подстраиваться под эти изменения. «В основном продается сегмент класса »люкс« - элемент престижности »играет« в среде олигархов даже в кризисных условиях. А вот средний ценовой сегмент »заглох« полностью - большая часть таких авто продавалась в кредит, поскольку сразу выплатить требуемую сумму нашим гражданам было невозможно. Теперь из-за отсутствия автокредитования эти машины не продаются», - говорит Виталий Дзюба-Фитисов. Рыночные показатели подтверждают слова эксперта: если по итогам 2008 года на украинские ВАЗ пришлось менее 17% продаж, то в январе марка претендует уже почти на 21% рынка. Китайские брэнды тоже демонстрируют успехи: Geely выросла с прошлогодних 2,15 до 6,85%, Chery - с 4,45 до 6,37%, что позволило им войти в тройку лидеров.

«В таких условиях пока выживают те трейдеры, которые предлагают специальные цены на авто, выпущенные в 2008 году, - говорит Евгений Витковский. - К примеру, Mazda активно распродает автомобили Mazda-3 прошлого года выпуска в связи с тем, что этим летом выйдет усовершенствованная версия, а старая будет просто снята с конвейера. Многие производители сейчас предлагают достаточно выгодные спецпрограммы индивидуального кредитования: так, кредит на год можно взять под нулевой процент, а на 7 лет - под 26% годовых, что выгоднее банковских предложений. Но люди на такие предложения отзываются неохотно - у кого-то нет денег, а кто-то просто боится».

По мнению экспертов, сейчас активизируется рынок подержанных автомобилей. Причем предлагать их будут не только на подпольной «железке», но и в автосалонах, по вполне официальной схеме trade-in. Интересно, что в Европе такая услуга успешно работает уже давно: 50% продаж там приходится на авто с пробегом и 50% - на новые. Причем европейский trade-in предлагает покупателю сертифицированные автомобили с гарантией, проверенной историей эксплуатации, возможностью доступа к фирменному обслуживанию и в полной готовности к эксплуатации. У нас этот рынок пока не настолько цивилизован, но интерес к подержанным авто явно будет расти. «Политика опережающего спроса, когда покупателям активно »втюхивали« дорогие авто в кредит даже без первого взноса, привела к коллапсу, - считает генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. - Сейчас в нашей стране машины будут покупать только за наличные. Вернется эпоха отложенного спроса, которая была до кризиса: покупать машину будет тот, кто сможет себе это позволить. И если человеку действительно нужен автомобиль, он будет обращать внимание скорее на подержанный вариант, чем на дорогостоящий новый».

А если очень хочется…

Альтернативой покупки в салоне может стать приобретение залогового автомобиля. В настоящее время до 25% украинцев уже прекратили расплачиваться за банковские займы. Причем большую часть этих должников составляют владельцы машин, купленных в кредит. Если до кризиса изъятые у должников автомобили составляли не более 2-3% общего объема продаж, то на первую половину 2009 года эксперты прогнозируют его увеличение до 30%, а то и больше. Возможность обзавестись новым (или практически новым) авто по сниженным ценам сейчас как никогда привлекательна: можно найти не только банковские предложения, но и лично выйти на горе-заемщика. А в марте-апреле, когда Украину накроет очередная волна сокращений, некоторые эксперты прогнозируют снижение цен до минимального уровня.

Не исключена и покупка за полный наличный расчет. Виталий Дзюба-Фитисов утверждает, что уже сейчас все продажи в основном происходят за наличные - если покупателю удалось снять депозит или провести какую-то сделку. Впрочем, аналитики прогнозируют, что если в первые месяцы объем покупок за наличные еще будет актуален, то уже к маю этот показатель снизится до прошлогоднего уровня (а то и ниже).

О том, чтобы приобрести авто в кредит, речь почти не идет. И этому есть две причины. «Во-первых, кризис обострил панические настроения граждан в отношении собственной платежеспособности: теперь даже те, кто имеет деньги, не рискнут влезать в банковские долги. Во-вторых, драконовские ставки тех банков, которые еще хоть как-то кредитуют, отпугнут даже самых отчаянных», - говорит Олег Назаренко. По информации «Простобанк консалтинг», средняя эффективная (реальная) ставка по кредитам на приобретение авто в гривне к началу января выросла еще на 0,2%, достигнув 26,99% годовых. Добавим к этому повышение начального взноса на авто минимум до 30% (а в большинстве своем - 50%), а также значительное сокращение долгосрочных (до 7 лет) программ кредитования.

Еще один возможный путь - автолизинг. Эксперты действительно прогнозируют увеличение доли лизинговых покупок до 25% общего объема рынка (против 18% в прошлом году), поскольку в условиях кризиса лизинговыми схемами стали интересоваться не только корпоративные клиенты, но и частные лица. К тому же теперь в лизинг продают автомобили не только производители, но и дилеры. Возможность приобрести новый автомобиль, заплатив 50% стоимости сразу, а остальную сумму - в течение 13 месяцев под 4,99% годовых, уже предлагает концерн «Укравто» (марки ЗАЗ, ВАЗ, Lanos, Sens, Оpel, Chevrolet, Chery), а также компании RCI Financial Services Ukraine (Renault и Dacia под 5,9% годовых) и ООО «Порше Лизинг Украина» (Volkswagen под 14% годовых). «Для лизинга сегодня открываются большие перспективы, - соглашается Виталий Дзюба-Фитисов, - однако сами лизинговые компании, по моему мнению, просто упускают свой шанс. Неактивность операторов этой услуги приводит к тому, что большинство потенциальных покупателей до сих пор не знают такого понятия и считают слово »лизинг« чем-то близким к ругательству. Как следствие - возможности уходят, а перспективы этого бизнеса теряются».

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться