В январе Украина вышла на третье место по темпам падения автопродаж в Европе, потеряв почти 60% рынка. Нас «обошли» только Латвия (сокращение более чем в четыре раза) и Ирландия (продажи потеряли в объеме две трети). По данным AUTO-Consulting, в І квартале этого года отечественный автомобильный рынок скатится к уровню 2005-2006 годов. И то лишь благодаря тому запасу прочности, который появился из-за хороших результатов всего прошлого года. Очевидно, что спрос трансформируется в сторону бюджетных моделей, полностью изменятся предпочтения по классам и способы приобретения авто. Будет меняться и ценовая политика, в результате чего приобретет утерянную популярность б/у сегмент. А многие вообще откажутся от недешевой эксплуатации четырехколесного друга и отдадут предпочтение более экономным способам передвижения.
Средство передвижения становится предметом роскоши
От роста до падения
Как утверждают эксперты, украинский авторынок последние 10 лет рос гигантскими темпами, увеличившись почти в 10 раз. А прошлый год стал рекордным за всю его историю: было продано более 623 тыс. новых машин. В начале года подъем рынка был в районе 90%, а затем - со вступлением страны в ВТО и снижением ввозных пошлин с 25% до 10% - изменились не только количественные, но и качественные показатели. Так, по наблюдениям аналитиков AUTO-Consulting, спрос все больше смещался в сторону сегмента 10-20 тыс. евро, а средняя цена приобретаемых авто достигла 14 тыс. евро.
Финансовая емкость рынка новых автомобилей в 2008 году достигла 9 млрд. евро, в то время как импорт б/у сегмента упал практически до нуля. Однако уже в середине лета началось замедление темпов роста рынка, а в сентябре дилеры впервые отметили стагнацию на уровне 1-2%. Мировой кризис и обвал гривни ударили и по импортерам, и по производителям: в завершающие месяцы года начался резкий спад - минус 37% в ноябре и 16% в декабре. За январь текущего года, по данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), в Украине было продано всего 21 тыс. новых автомобилей. В феврале тенденции были еще хуже - по предварительной информации, столичные автопродажи упали на 80%, а в регионах большая часть дилерских автосалонов целый месяц отработала «в ноль».
Весь мир ощутил спад автомобильного рынка несколько ранее, чем Украина. Отправной точкой стали США: если в 2008 году уменьшение продаж составило 17%, то по итогам наступившего года в стране будет продано еще на 19% меньше машин - всего 10,7 млн. штук, что станет самым низким показателем за последние 50 лет. Рынки других стран пострадали не меньше американского. Объемы продаж автомобилей в Японии, по информации японской ассоциации автодилеров (Jada), в минувшем году достигли самого низкого уровня за 34 года. Индия пострадала от недостатка финансовых ресурсов - почти 75% покупок авто там осуществлялось в кредит, поэтому сейчас индийцы практически не приобретают новые транспортные средства. Российский авторынок оптимистично пытается «работать на публику» - тамошние эксперты прогнозируют снижение рынка не больше чем на 20%, причем обещают отечественному автопрому существенный рост доли рынка. Однако есть и неофициальный пессимистический прогноз - падение на 50% (до 1,6 млн. машин вместо почти 3,5 млн. в 2008 году).
Автокризис: национальные особенности
В нашей стране ситуация довольно специфическая, поскольку обострена не только общемировыми процессами, но и, так сказать, внутриукраинской спецификой. По данным ВААИД, украинские продавцы авто закончили последний месяц года с результатом на 35% ниже, чем декабрь 2007-го, - что даже лучше, чем соответствующие показатели британцев и американцев. Однако события нового года внесли свои коррективы.
Во-первых, девальвация гривни более чем на 50% закономерно привела к сокращению доходов и покупательной способности населения, а также к смене приоритетов в отношении трат. На первое место вышла покупка подорожавших продуктов питания, оплата коммунальных услуг и взятых ранее кредитов. Как результат - новая машина в ближайшей перспективе в среднестатистической украинской семье вряд ли станет предметом первой необходимости.
Во-вторых, скажется практически полное сворачивание программ банковского автокредитования. Мы, конечно, не Индия, но по итогам 9 месяцев прошлого года около 40% машин на рынке было куплено на деньги банков. Сейчас этот показатель составляет не больше 3-4% (по информации компании «Простобанк Консалтинг», сегодня только банк «Форум» предлагает купить авто в кредит).
В-третьих, на продажи повлияет непременное подорожание импортных авто, связанное с курсовыми колебаниями. «Резкий скачок курса доллара повысил цены на импортные авто в среднем на 20-25%, - констатирует менеджер одного из региональных автосалонов Евгений Витковский. - А ведь сейчас машины не продаются даже по прежним ценам. Когда складские запасы, ввезенные в страну по старому курсу, исчерпаются, о динамике продаж вообще придется забыть. Единственный выход - если снизят цену производители, поскольку маржа у дилеров минимальная, и понижать стоимость себе в убыток не будет никто. Проще перестать завозить новые авто и распродавать старые резервы. Думаю, многие автосалоны по большинству моделей откажутся от импорта как минимум до лета».
В-четвертых (и это, пожалуй, самое обидное), государство подставило украинскому авторынку сразу две законодательные «подножки» - повышение транспортного сбора и увеличение надбавки к ввозной пошлине на 13%, что делает автомобиль неоправданно дорогим удовольствием. Так, с 10 января текущего года в силу вступил закон, увеличивающий ставки транспортного сбора на машины с двигателями больше двух литров как минимум в три раза.
«Предполагалось, что налог будет направлен на владельцев дорогих авто с большим объемом двигателя. Но результаты оказались намного хуже, - комментирует председатель правления Ассоциации владельцев транспортных средств Украины »ФАФА« Виталий Дзюба-Фитисов. - Большой объем двигателя в Украине имеют не только дорогие авто, но и старые машины отечественного производства. То есть дедушке, который из последних сил содержит видавшую виды »волгу«, придется отдавать порядка 2 тыс. грн. в год только за право (!) ее эксплуатировать. К тому же подход к самому созданию этого налога в корне неправильный. Если мы хотим заставить богатых людей платить за свои удовольствия - то нужен налог на роскошь. А налог на транспорт подразумевает защиту экологии и напрямую зависит от эксплуатации дорог. Человек должен оплачивать количество пройденных километров и выброшенных в воздух выхлопных газов. Это должно закладываться не в марку и объем двигателя машины (которая вообще может полгода простоять в гараже), а в стоимость топлива». Сейчас данный закон вновь отправлен на рассмотрение, но если новый сбор не изменят, то украинцам придется пересесть на малолитражки - машины с двигателями больше двух литров автосалоны будут возить только под заказ.
Кроме того, введение 13% надбавки к существующей пошлине в целях «ослабления влияния кризиса и корректировки негативного торгово-платежного баланса Украины» возвращает ситуацию, которая сложилась в нашей стране до вступления в ВТО (тогда размер пошлины составлял 25%).
Покупай украинское! И подержанное…
На фоне последних событий делать прогнозы относительно развития автомобильного бизнеса страны не берется никто. Впрочем, уже сейчас понятно, что предпочтения украинцев кардинально изменятся, и дилерам придется подстраиваться под эти изменения. «В основном продается сегмент класса »люкс« - элемент престижности »играет« в среде олигархов даже в кризисных условиях. А вот средний ценовой сегмент »заглох« полностью - большая часть таких авто продавалась в кредит, поскольку сразу выплатить требуемую сумму нашим гражданам было невозможно. Теперь из-за отсутствия автокредитования эти машины не продаются», - говорит Виталий Дзюба-Фитисов. Рыночные показатели подтверждают слова эксперта: если по итогам 2008 года на украинские ВАЗ пришлось менее 17% продаж, то в январе марка претендует уже почти на 21% рынка. Китайские брэнды тоже демонстрируют успехи: Geely выросла с прошлогодних 2,15 до 6,85%, Chery - с 4,45 до 6,37%, что позволило им войти в тройку лидеров.
«В таких условиях пока выживают те трейдеры, которые предлагают специальные цены на авто, выпущенные в 2008 году, - говорит Евгений Витковский. - К примеру, Mazda активно распродает автомобили Mazda-3 прошлого года выпуска в связи с тем, что этим летом выйдет усовершенствованная версия, а старая будет просто снята с конвейера. Многие производители сейчас предлагают достаточно выгодные спецпрограммы индивидуального кредитования: так, кредит на год можно взять под нулевой процент, а на 7 лет - под 26% годовых, что выгоднее банковских предложений. Но люди на такие предложения отзываются неохотно - у кого-то нет денег, а кто-то просто боится».
По мнению экспертов, сейчас активизируется рынок подержанных автомобилей. Причем предлагать их будут не только на подпольной «железке», но и в автосалонах, по вполне официальной схеме trade-in. Интересно, что в Европе такая услуга успешно работает уже давно: 50% продаж там приходится на авто с пробегом и 50% - на новые. Причем европейский trade-in предлагает покупателю сертифицированные автомобили с гарантией, проверенной историей эксплуатации, возможностью доступа к фирменному обслуживанию и в полной готовности к эксплуатации. У нас этот рынок пока не настолько цивилизован, но интерес к подержанным авто явно будет расти. «Политика опережающего спроса, когда покупателям активно »втюхивали« дорогие авто в кредит даже без первого взноса, привела к коллапсу, - считает генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. - Сейчас в нашей стране машины будут покупать только за наличные. Вернется эпоха отложенного спроса, которая была до кризиса: покупать машину будет тот, кто сможет себе это позволить. И если человеку действительно нужен автомобиль, он будет обращать внимание скорее на подержанный вариант, чем на дорогостоящий новый».
А если очень хочется…
Альтернативой покупки в салоне может стать приобретение залогового автомобиля. В настоящее время до 25% украинцев уже прекратили расплачиваться за банковские займы. Причем большую часть этих должников составляют владельцы машин, купленных в кредит. Если до кризиса изъятые у должников автомобили составляли не более 2-3% общего объема продаж, то на первую половину 2009 года эксперты прогнозируют его увеличение до 30%, а то и больше. Возможность обзавестись новым (или практически новым) авто по сниженным ценам сейчас как никогда привлекательна: можно найти не только банковские предложения, но и лично выйти на горе-заемщика. А в марте-апреле, когда Украину накроет очередная волна сокращений, некоторые эксперты прогнозируют снижение цен до минимального уровня.
Не исключена и покупка за полный наличный расчет. Виталий Дзюба-Фитисов утверждает, что уже сейчас все продажи в основном происходят за наличные - если покупателю удалось снять депозит или провести какую-то сделку. Впрочем, аналитики прогнозируют, что если в первые месяцы объем покупок за наличные еще будет актуален, то уже к маю этот показатель снизится до прошлогоднего уровня (а то и ниже).
О том, чтобы приобрести авто в кредит, речь почти не идет. И этому есть две причины. «Во-первых, кризис обострил панические настроения граждан в отношении собственной платежеспособности: теперь даже те, кто имеет деньги, не рискнут влезать в банковские долги. Во-вторых, драконовские ставки тех банков, которые еще хоть как-то кредитуют, отпугнут даже самых отчаянных», - говорит Олег Назаренко. По информации «Простобанк консалтинг», средняя эффективная (реальная) ставка по кредитам на приобретение авто в гривне к началу января выросла еще на 0,2%, достигнув 26,99% годовых. Добавим к этому повышение начального взноса на авто минимум до 30% (а в большинстве своем - 50%), а также значительное сокращение долгосрочных (до 7 лет) программ кредитования.
Еще один возможный путь - автолизинг. Эксперты действительно прогнозируют увеличение доли лизинговых покупок до 25% общего объема рынка (против 18% в прошлом году), поскольку в условиях кризиса лизинговыми схемами стали интересоваться не только корпоративные клиенты, но и частные лица. К тому же теперь в лизинг продают автомобили не только производители, но и дилеры. Возможность приобрести новый автомобиль, заплатив 50% стоимости сразу, а остальную сумму - в течение 13 месяцев под 4,99% годовых, уже предлагает концерн «Укравто» (марки ЗАЗ, ВАЗ, Lanos, Sens, Оpel, Chevrolet, Chery), а также компании RCI Financial Services Ukraine (Renault и Dacia под 5,9% годовых) и ООО «Порше Лизинг Украина» (Volkswagen под 14% годовых). «Для лизинга сегодня открываются большие перспективы, - соглашается Виталий Дзюба-Фитисов, - однако сами лизинговые компании, по моему мнению, просто упускают свой шанс. Неактивность операторов этой услуги приводит к тому, что большинство потенциальных покупателей до сих пор не знают такого понятия и считают слово »лизинг« чем-то близким к ругательству. Как следствие - возможности уходят, а перспективы этого бизнеса теряются».
Комментарии