На сегодняшний день рынок автострахования подвержен влиянию ряда факторов. Во-первых, это сама политика страховых компаний. Дело в том, что автострахование является тем видом страхования, который пользуется массовым спросом, а потому позволяет страховой компании быстро нарастить портфель. В этой связи ряд компаний, желающих быстро занять первые строчки рейтинга (и впоследствии, возможно, преследуют цель продаться), предлагают заниженные тарифы. Это позволяет буквально за год нарастить внушительный портфель, кроме того, данный вид страхования позволяет предлагать уже имеющейся базе клиентов иные виды страхования. Таким образом, автострахование всегда называли двигателем рынка и развития страхования в целом. Впрочем, подобная тяга к наращиванию портфеля не всегда приводит к хорошим последствиям. Демпингующая компания увеличивает свою убыточность, и уже имеются прецеденты банкротств таких «неблагоразумных» страховых компаний.
Тенденции рынка автострахования в 2008-2009 годах
Ситуация на рынке страхования автомобилей
Во-вторых, на данный сегмент рынка влияет законодательный фактор. Так, например, рынок автострахования (в частности, обязательного страхования ответственности владельцев транспорта или т. н. «автогражданки») регулируется базовым законом. Закон существует, однако до сих пор не введен тотальный контроль за наличием полисов. Именно поэтому данный вид страхования пока не стал действительно массовым, и на сегодняшний день всплески активности продаж приходятся на период техосмотров либо заявления органов ГАИ о введении тотального контроля на дорогах. Как следствие, значительную часть полисов «автогражданки» занимают краткосрочные 15-дневные полисы, покупаемые для прохождения техосмотра. Говорить о решении данной проблемы в ближайшей перспективе не приходится. В условиях политической нестабильности и грядущих выборных процессов вряд ли какая-либо политическая сила возьмет на себя столь ответственный и непопулярный шаг. Таким образом, в ближайшие несколько лет «автогражданка» вряд ли заработает в полную силу.
Есть и третий момент — экономический. Финансовый кризис, который наблюдается как на отечественном, так и на мировых рынках, хоть и не сильно отразился на данном сегменте страхования, однако все же имеет определенное влияние. «Несмотря на рост кредитных ставок, в автостраховании наблюдался значительный прирост. Росли и продажи КАСКО, и продажи «автогражданки». Однако уже к концу этого года темпы роста продаж несколько снизятся, — прогнозирует Вячеслав Черняховский, руководитель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков. — Так, если до сих пор кредитные ставки по автокредитованию находились в пределах 12%, то их рост до 15% существенно ударит по карману потенциальных заемщиков, и они задумаются, брать ли такой дорогой кредит. А значит, снизятся и объемы страхования залоговых автомобилей». В то же время, считает эксперт, несмотря на некоторое падение динамики к концу года, по итогам всего 2008 года рынок покажет прирост по объемам премий в 40-50%. Что касается следующего года, прогнозы аналитиков менее оптимистичны. Так, следствия финансового кризиса могут в полной мере проявиться на украинском страховом рынке к следующему году. Кроме того, грядущий год принесет с собой еще несколько тенденций, которые могут повлечь падение оборотов по автострахованию для украинских СК. Например, серьезным спадом по системе продаж «Зеленая карта» грозит украинским страховым компаниям вступление России в систему «Зеленая карта». А вступление Украины в ВТО уже повлекло за собой невозможность перестраховывать риски на российском страховом рынке. «В связи с тем, что российские перестраховщики предлагали более дешевое страховое покрытие в отличие от западных коллег, думаю, перестраховочные тарифы изменятся в сторону увеличения», — комментирует председатель правления СК «Галактика» Максим Удовиченко. А это, в свою очередь, означает, что может возрасти цена страхования.
В ряде компаний уже говорят о повышении тарифов на КАСКО, аргументируя это высокой убыточностью в секторе автострахования. Также страховщики отмечают, что поднимают тарифы вследствие удешевления автомобилей из-за вступления Украины в ВТО. С одной стороны, казалось бы, какая связь. А связь прямая: снижение стоимости автомобилей удешевляет цену страховки, и соответственно падают обороты страховых компаний. А в условиях высокой убыточности по данному виду страхования многие страховые компании вынуждены повышать тарифы. Хотя, считают некоторые эксперты рынка, об убыточности сегодня говорят те компании, которые имеют несбалансированный «автопортфель». Если же его сбалансировать, автострахование будет прибыльным и повышение тарифов не потребуется. Например, в СК «ПРОВИДНА» отметили, что повышать тарифы не намерены.
Регулировать свою убыточность ряд страховых компаний пытается и посредством ужесточения политики урегулирования. Так, если раньше клиенту могли сделать поблажку, то теперь компании довольно жестко относятся к выплатным делам. И в случае малейших нарушений не идут на уступки клиентам. Так что последним можно порекомендовать покупать полис с максимальным наполнением, ведь к VIР-клиентам существует несколько иной подход. Да и наполнение программ гораздо больше: например, меньше исключений по страховым случаям.
Неутешительный прогноз
Итак, до конца этого и в следующем году на рынке автострахования будет наблюдаться несколько тенденций.
- Первая — снижение объема платежей по страхованию залоговых автомобилей ввиду ужесточения условий кредитования.
- Вторая — повышение цен на страховки, что на фоне кредитного спада и снижения уровня платежеспособности населения вследствие инфляционных процессов повлечет замедление темпов прироста автострахования. «Существует эмпирический показатель зависимости сферы обслуживания и товарных рынков. Согласно этой зависимости, падение товарного рынка на 25% ведет за собой спад сферы обслуживания на 50%. То есть сферы пассивного или вторичного спроса падают быстрее в своих объемах, нежели базовые отрасли», — считает Вячеслав Черняховский.
- И третья тенденция — ужесточение выплатной политики страховых компаний, которые на фоне финансового кризиса и падения темпов прироста рынка будут стремиться оптимизировать свои расходы.
Комментарии