Участники рынка потребительского кредитования с начала 2009 г. коренным образом поменяли стратегии работы в СК. Если раньше они позволяли заемщикам страховаться практически в любых страховых компаниях, то теперь их насильно загоняют к аккредитованным страховщикам. Причем количество последних заметно уменьшилось: банки больше не работают сразу с
Страховщиков лишают заработков
От СК требуют депозиты
Избирательность финансистов уже вылилась в два громких скандала. Первый связан с конфликтом СК «Страховые традиции» и Укрсоцбанка. В последнем не признавали полисы «Страховых традиций», которые приносили заемщики: при автокредитовании и ипотеке они обязаны ежегодно страховать имущество либо жизнь. Поэтому страховщик обратился в Антимонопольный комитет, чтобы тот установил, имеет ли право финучреждение отказывать своим клиентам в праве выбора СК. Неделю назад с аналогичным запросом в АМК обратилась компания Generali Garant, которая пожаловалась на дискриминацию со стороны УкрСиббанка. Одновременно страховщик подал в суд на харьковское финучреждение. В обоих случаях предмет спора — это само понятие «аккредитации» страховых компаний при банковских учреждениях. В СК уверены, что заемщик, который по кредитному договору ежегодно обязан покупать новый полис и предоставлять его кредитору, вправе сам выбирать страховщика. В банках же — что только они могут решать, страховки каких компаний принимать, а каких нет. Заключения АМК финансисты ждут не раньше марта.
Страховщики уверяют, что в последнее время банкиры максимально ужесточили требования для аккредитации СК, нередко делая их практически невыполнимыми, и все с одной целью — избавиться от лишних, с их точки зрения, компаний. Главным таким требованием стало размещение депозита. «Суммы, необходимые для получения аккредитации, зависят от размеров банка. Например, чтобы сейчас аккредитоваться в малых финучреждениях, необходимо разместить депозит в размере не меньше
Тарифы пустили побоку
Лишь во вторую очередь при отборе финучреждением СК анализируются условия страховщика. «Ранее главным условием были невысокие тарифы: банкам было важно, чтобы страховой продукт не слишком нагружал кредитный, и конечная стоимость займа была небольшой. Теперь этот вопрос практически не занимает финансистов», — пояснил «ДС» ситуацию заместитель председателя правления СК «Украинская страховая группа» Алексей Румянцев.
Доходит до смешного — финучреждения поощряют завышение партнерами стоимости их полисов. Поставляя компаниям клиентов, они в большинстве случаев получают свою комиссию — чем выше тариф СК для заемщика, тем больше получает банк. «Обычный размер такой комиссии финучреждения при страховании автотранспорта — это
Из объективных же финансовых показателей сейчас оценивается лишь один — платежеспособность страховой компании. «Банки тщательнее прежнего изучают возможности СК по выплатам во всех случаях, где они являются выгодоприобретателями. То есть прежде всего думают о своей безопасности», — отметила в беседе с «ДС» первый заместитель председателя правления СГ «ТАС» Анетта Гузек.
Ставка на «своих»
Однако, выполнив все требования финучреждения, страховые компании сегодня не уверены в том, что партнеры обеспечат им клиентскую базу из своих заемщиков. «Как бы то ни было, но банки чаще всего отдают предпочтение родственным структурам, входящим в состав их холдингов, групп или
По мере обострения финансового кризиса и сворачивания потребкредитования специалисты прогнозируют дальнейшее уменьшение количества аккредитованных при банках СК. Если сегодня финучреждение позволяет заемщикам выбирать из
Комментарии