Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» вступил в силу в далеком 1992 году. Однако эта тема не утратила своей актуальности.
Приватизация жилья: новая песня о старом
Причиной тому послужил предновогодний ажиотаж, созданный ВР Украины, постановлением которой был установлен предельный срок обращения жилищных чеков до 31.12.2008 года, что в свою очередь было воспринято в обществе как завершение процесса приватизации жилья. Так ли это на самом деле? На этот и прочие вопросы, связанные с процессом приватизации, дает ответы «Простобанк Консалтинг».
О старом: приватизация жилья бессрочна
Верховная Рада буквально за две недели до Нового года сделала
поистине бесценный подарок для украинцев. Законодатель своим
постановлением от 17 декабря 2008 года №
Соответственно, на данный момент, все, кто не успел приватизировать свою квартиру до наступления 2009 года, могут успокоиться и провести этот процесс в удобные для себя сроки. А те, кто отчаянно бегал по кабинетам в канун новогодних праздников, стараясь успеть реализовать свое конституционное право, могут только развести руками, удовлетворенно глядя на свидетельство о приватизации жилья, датированное последними числами декабря 2008 года.
И все же, тем, кто еще не стал счастливым обладателем приватизированного жилья, не стоит откладывать этот процесс в долгий ящик, поскольку отечественное законодательство нестабильно и неизвестно, какие еще изменения могут нас ожидать в ближайшем будущем.
О новом: приватизируем общежития
1 января 2009 года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении жилищных прав жителей общежитий», позволяющий приватизировать комнату в общежитии. Для того, чтобы приобрести право собственности на занимаемую в общежитии площадь необходимо соответствовать как минимум таким условиям:
- проживать на ней не менее 5 лет;
- быть зарегистрированным по месту проживания;
- не иметь другого собственного жилья.
Однако ни при каких условиях нельзя приватизировать комнату, к примеру:
- в общежитиях, предназначенных для временного обитания в связи с учебой, переобучением или повышением квалификации, в учебных заведениях и в связи с работой (службой) по контракту;
- в случае проживания в общежитии без законных оснований (без официальной регистрации местожительства);
- в специальных общежитиях, предназначенных для временного обитания лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения воли или лишения свободы и нуждаются в улучшении жилищных условий, или жилая площадь которых временно заселена;
- в общежитиях, где проживают военнослужащие, сотрудники Вооруженных Сил Украины и Министерства внутренних дел Украины,
- в общежитиях, которые имеют статус социальных на момент вступления в силу Закона,
- в общежитиях, находящихся на законных основаниях в частной собственности, в том числе, переданных территориальным общинам в постоянное или временное пользование. С целью защиты жилищных прав обитателей общежитий, недопущения их выселения, из занимаемых жилых помещений, недопущения отчуждения общежитий, которые строились за государственные средства, Законом установлен трехлетний мораторий на их отчуждение (кроме передачи в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских советов).
Приватизация жилых помещений в общежитиях осуществляется путем бесплатной их передачи гражданам из расчета санитарной нормы 21 кв. метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 кв.метров на семью. Избытки общей площади жилых помещений могут быть проданы гражданам Украины, которые проживают в этих жилых помещениях. Для приватизации жилых помещений в общежитиях используются жилищные чеки в порядке, предусмотренном Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» с учетом остаточной стоимости приватизируемых жилых помещений.
Граждане, которые приватизировали жилое помещение в общежитиях, приобретают право совладельцев вспомогательных (нежилых) помещений общего пользования в этом общежитии пропорционально площади приватизированной ими жилой площади.
Так приватизировать или нет?
Законодатель оставил за гражданами, не пожелавшими приватизировать свое жилье, действующий в соответствии с Жилищным кодексом Украины порядок получения и использования жилья на условиях найма.
Но следует помнить, что лицо, приватизировавшее свое жилье, обладает гораздо большим объемом прав, нежели лицо, отказавшееся от приватизации.
Права же граждан, проживающих в неприватизированных квартирах и являющихся нанимателями этих квартир, ограничиваются возможностью обмена квартиры с другим нанимателем (нанимателями), сдачей квартиры в поднаем. Нанимателю же грозит возможность быть лишенным права пользования жильем в случае отсутствия в нем на протяжении более чем шести месяцев без уважительной причины.
Наниматель может быть выселен из занимаемого жилья без предоставления ему другого жилья в случае признания ордера недействительным, а также в случае систематической порчи жилья, использования его не по назначению.
Кроме того, собственники, в том числе и приватизированного, жилья могут создавать объединения совладельцев многоквартирного дома - юридических лиц, назначением которого является содействие владельцам в использовании их собственного имущества и управлении, содержании и использовании неделимого и общего имущества.
Основная деятельность объединения заключается в осуществлении функции, которая обеспечивает реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействия членам объединения, в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнения ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения. Объединение может осуществлять хозяйственную деятельность для обеспечения собственных потребностей непосредственно или путем заключения договоров с физическими или юридическими лицами.
Членом объединения может быть физическое или юридическое лицо, которое является владельцем квартиры или помещения в многоквартирном доме.
Управление неделимым и общим имуществом жилищного комплекса осуществляет управитель путем надлежащей эксплуатации жилищного комплекса и обеспечения соответствующих условий пользования собственным, неделимым и общим имуществом владельцев; накопления необходимых средств на проведение текущих и капитальных ремонтов; получения возмещения ущерба, причиненного имуществу, которое находится на балансе объединения, или своевременного обращения в суд относительно возмещения убытков в принудительном порядке.
Таким образом, каждый украинец, обладающий жильем, может сделать выбор: приватизировать это жилье или нет. Но следует помнить, что законодательство, регулирующее этот процесс, остается «подвижным» и претерпевает все новые и новые изменения.
Екатерина Гутгарц
Комментарии