Уже стало доброй традицией пугать украинцев Новым годом без бюджета.
Депутаты поступают с главным финансовым документом страны как нерадивые
перед экзаменом: студенты тянут до последнего, готовят все за одну
ночь и «сыплются» на дополнительных вопросах.
А в этот
раз у них и вовсе может случиться «хвост» до следующей сессии в виде
неутвержденного «бюджета минимального выживания», как величают нынче в
экспертных кругах правительственный законопроект. К такому развитию
событий уже готовы все: и оппозиция, клянущая бюджет и в хвост и в
гриву, и нашеукраинцы, предлагающие перенести рассмотрение вопроса на
январь, и бютовские министры в Кабмине, подготовившие план действий на
случай, если парламент не даст их инициативе «зеленый свет».
При
отсутствии утвержденного госбюджета, с 1 января вступает в силу так
называемая временная роспись от Минфина. Сей документ строится на
весьма нехитрой арифметике: ежемесячные поступления должны составлять
1/12 от госбюджета-2008. То есть Кабмин предлагает этакую машину
времени — новый бюджетный год по законам старого. А если вдруг какие
доходы от приватизации поступят, то оприходовать их позволит уже
принятые Радой так называемые «антикризисные законы».
С
каким бы бюджетом или росписью не проснулась Украина 1-го января, ее
будет мучить один больной похмельный вопрос, а кто наполнит казну? И
тут прогнозируемая многими, в том числе международными, экспертами
макроэкономическая реальность покажет свои клыки: инфляция 14% вместо
обещанных Кабмином 9,5%, падение ВВП на 4—7% вместо роста на уровне
0,4%., доллар 8 гривен и более и при кабминовских расчетах на 7,5 грн.
Добавьте сюда прогноз о 10% падения промышленного производства в
январе-марте, новые цены от Газпрома (да и долги по старым тарифам
тоже, вероятно перекочуют в 2009-й), рост безработицы и застывшие на
уровне 2008-го социальные выплаты. При всем этом «великолепии» даже
сегодняшний проект бюджета с дефицитной «дырой» в 31 млрд грн может
показаться верхом оптимизма.
Если правдивы прогнозы о том,
что Украина увидит дно кризиса в первом квартале 2009-го, то логично
было бы предположить, что этот период должен стать нолем, точкой
отсчета для дальнейших бюджетных калькуляций (кстати, такую методику
уже приняли во внимание некоторые крупные частные компании). Ведь так
случалось и в прежние более стабильные годы: бюджет принимался «под
ёлку», потом радикально пересматривался и урезался в марте-апреле,
после перекраивался в июне и сентябре с учетом урожая, прыжков цен на
топливо и других влияющих факторов. Потому есть основания полагать, что
и грядущий год пройдет в том же виде: первый квартал будь он по бюджету
или по росписи покажет отрицательный результат — во-первых,
неутешительные прогнозы по всем параметрам, во-вторых, шлейф
экономических «болезней» 2008-го года, в-третьих, первые две недели
января всегда были мертвым штилем в деловой активности, в-четвертых,
наивно надеяться на поступления от приватизации — в такую пору если и
нагрянет какой инвестор, то с намерением по дешевке купить, что плохо
лежит, да и вокруг кресла главы ФДМУ — очередная канитель.
Стало
быть, усыпка, усушка и утруска финансовых документов в марте-апреле
неизбежна, но и она будет неокончательной и не сбалансирует все
показатели на последующие девять месяцев.
Даже если
допустить, что грядущий 2009-й пройдет в Украине без традиционных
внеочередных парламентских выборов, то следующий за ним 2010-ый — год
избирательный на все 100%. Посему кто бы ни был во главе Кабмина в июне
2009-го, ему будет в пору задуматься о предвыборном задабривании
народа, который к тому времени поиздержится и проголодается на пайке
соцвыплат образца 2008-го года. Следовательно, бюджет ожидают очередные
метаморфозы. Итак, как минимум три бюджета на следующий год
гарантировано.
Но сколько раз не отмеряли бы на
Грушевского, резать, то есть наполнять бюджет, все равно придется. В
приватизационные поступления в силу уже упомянутых причин верится с
трудом — да и кто, памятуя пример «Криворожстали», рискнет вкладывать в
Украину серьезные деньги за год до президентских выборов? К
гособлигациям, коих планируется выпустить аж на 70 млрд грн, тоже едва
ли будет доверие в бизнес-среде — все еще слишком хорошо помнят урок
1998-го. Стабфонд по состоянию на сегодня, как говорят злые языки
Партии регионов, наполнен реальными деньгами лишь на 10%. Повышенные
акцизы всегда востребованные на алкоголь, табак и топливо, вероятно,
приведут к значительной тенизации этих отраслей, следовательно, на
солидные налоговые поступления от них тоже рассчитывать не приходится. В такой ситуации у государства всегда остается одна надежная монополия
— монополия на насилие. В экономике она выражается в штрафах и тому
подобных инструментах «принуждения к миру». Поводов для них хоть пруд
пруди — от просроченных платежей до загрязнения окружающей среды.
Поэтому год 2009-й обещает быть жарким на фронте проверок и ревизий.
Есть
еще одно проверенное украинское средство поддержания бюджета на плаву,
сформулированное в поговорке, приписываемой Павлу Лазаренко: «Долги
платят трусы». Едва ли государство проявит рвение в возмещении НДС
экспортерам, своевременных социальных выплатах, расчетах за газ и
других обязательствах. Ну, кроме разве перед МВФ и Всемирным банком, к
которым оно в следующем году, вероятно, еще не раз пойдет на поклон.
Константин Воздвиженский
Комментарии