По оценкам операторов рынка, объем портфеля транспортного лизинга в Украине за 2008 г. увеличился минимум на 30%. Более того, считают эксперты, спрос на эту услугу будет расти, поскольку автокредитование в исполнении коммерческих банков еще ухудшится.
Лизинг переманивает клиентов у банков
По словам начальника отдела по работе с корпоративными клиентами «Тойота Центр Киев »Автосамит«Александра Товстонога, количество проданных в октябре 2008 г. автомобилей выросло всего на 2% по сравнению с октябрем прошлого года, а в странах Европы в среднем сократилось на 14,3%. К тому же, отмечает он, если раньше количество автомобилей, проданных в кредит, обычно составляло до 50% от общего объема продаж, то с началом разговоров о кризисе снизилось до 35%, а в октябре вообще достигло 10%.
Причем первыми жертвами стали физические лица, к которым были резко повышены требования финансовой состоятельности при кредитовании, а также ужесточены условия: сроки сокращены, ставки повышены, первый взнос увеличен. При этом банки, продолжающие выдавать кредиты на авто, можно пересчитать на пальцах. Поэтому для того, чтобы сохранить свою долю на рынке и не потерять клиентов, рассказывает господин Товстоног, автодилеры принимают беспрецедентные меры: снижают цены, проводят разнообразные акции, разрабатывают программы лояльности, предоставляют услугу trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой) и все активнее прибегают у сотрудничеству с лизинговыми компаниями.
«Автодилеры стали лояльнее относиться к лизинговым компаниям, понимая, что это также канал продаж, способный частично перекрыть потери от уменьшения кредитования банками»,- сказала гендиректор компании «VAB Лизинг» Людмила Золотарева. Кроме того, по ее словам, сегодня из зарегистрированных Госфинуслуг 197 лизинговых компаний реально работают на рынке чуть больше двадцати, причем в десятку лидеров входят дочерние компании крупных иностранных финансовых структур, имеющие постоянный источник финансирования. Именно такие учреждения в нынешних условиях могут привлечь средства для предоставления финансовых услуг своим клиентам. Впрочем, последние все больше внимания обращают на дополнительный сервис и сопутствующие программы.
«В июне 2008 г. наша компания изменила политику, переориентировав ее на укрепление отношений с уже существующими клиентами, индивидуальный подход и предоставление инновационных услуг на рынке»,- говорит гендиректор компании «Евро Лизинг» Роман Иваненко. Сейчас, по его словам, компания акцентирует внимание на управлении автопарками клиентов и дополнительных сервисах». Тем не менее, отмечает госпожа Золотарева, наметился рост приобретения легковых автомобилей в лизинг частными лицами, что, в частности, может обеспечить годовой рост объемов автолизинга до 30%.
Комментарии