В прошедшем сезоне аренда дач и коттеджей оказалась одной из самых успешных на рынке недвижимости столичного региона. В то время как жилые и коммерческие сегменты переживают кризис, владельцы загородных домов заработали как минимум на 15–20% больше, чем в 2007 г. Итогами сезона довольны и в киевских агентствах — в период затишья на остальных рынках посреднические комиссионные от аренды загородной недвижимости позволили многим удержаться на плаву.
Cобственники загородного жилья нарастили доходы, несмотря на кризис в недвижимости
Сегмент вне кризиса
По данным компании «Траектория», на протяжении прошедшего сезона в пригороде столицы были сданы в аренду порядка 3–3,5 тыс. дач и коттеджей бюджет-, эконом-, бизнес- и VIP-класса. Незаселенными или снятыми лишь на небольшой период времени оказались не более 10–12% предложений, хотя ранее этот показатель составлял 15–17% (преимущественно коттеджи бизнес- и VIP-класса).
В итоге собственники загородного жилья выручили порядка $15–17 млн, что на 15–20% больше, чем в 2007 г., а посредники получили в виде комиссионных примерно $1–1,1 млн (100% месячной стоимости сданного с помощью риэлторов домовладения).
Как говорит начальник отдела загородной недвижимости компании «Траектория» Евгения Кузьменко, увеличение прибыли владельцев дач и коттеджей произошло прежде всего за счет выросших по сравнению с прошлым сезоном цен, которые, несмотря на кризис в остальных сегментах рынка недвижимости, в течение лета продолжали повышаться.
«Основная причина в том, что траты на летний отдых будущие арендаторы планировали задолго до финансового кризиса на рынке и они никак не были связаны с банковской системой или кредитами. Соответственно, и проблемы в этих секторах не отразились на аренде загородного жилья.
Спрос в нынешнем сезоне, напротив, повысился, что было связано с периодически возникающими в стране визовыми проблемами и существенно возросшей стоимостью путешествия за рубеж. Люди все больше осознают прелести загородного отдыха, ведь средняя цена проживания в доме со всеми удобствами за три летних месяца составляет $3–3,5 тыс., что равно стоимости одно-, двухнедельного пребывания на недорогом курорте для всей семьи», — сообщила г-жа Кузьменко.
По словам эксперта, в некоторых сегментах рынка аренды загородной недвижимости повышение цен по сравнению с прошлым годом достигло 50% (например в бюджетном классе), причем существенный скачок ставок произошел во время сезона.
Так, если в апреле по предварительному договору аренды можно было «зафрахтовать» дачу бюджет-класса (дом с газовой плитой и удобствами на улице на берегу Десны или Киевского моря) за $300–350 в мес., то уже в июне самое дешевое предложение составило $450– 500, причем эта стоимость осталась и после окончания лета, в сентябре.
«Именно такое жилье в нынешнем году арендовала практически половина клиентов, поэтому столь динамичный рост цен в данном сегменте неудивителен», — отметила г-жа Кузьменко. Дорожали на протяжении сезона и дачи эконом-класса. Если в апреле по договору предварительного бронирования их можно было найти за $700 в мес. (например, небольшой 50-метровый трехкомнатный домик на семи сотках рядом с озером), то в июне, когда самые дешевые и лучшие предложения уже разобрали, подобные объекты предлагались как минимум по $1 тыс. в мес.
Как говорит генеральный директор компании Link Development Ярослав Цуканов, очень хорошие показатели по итогам сезона продемонстрировал сегмент коттеджей бизнес-класса, который ранее страдал самыми низкими показателями заполняемости. «Дело в том, что этот сектор практически не пополнился новыми предложениями: за год он вырос всего на 5–7%, в то время как эконом-класс — на 12–15%. А вот спрос на такие дома увеличился», — сообщил г-н Цуканов.
Время скидок
По словам Евгении Кузьменко, в целом в течение сезона наибольшим спросом пользовались коттеджи бизнес- и элит-класса в обуховском и житомирском направлениях, эконом-класса — в броварском, дома и дачи хаотичной застройки, отдаленные от города не более чем на 40 км, по всем направлениям.
«Сложности со сдачей внаем испытывали преимущественно хозяева тех объектов, которые расположены на большом расстоянии от водоемов и лесных зон. Также тяжело было сдать коттедж в городке, где продолжалось активное строительство.
Это мешало потенциальным арендаторам наслаждаться тишиной и уютом загородной жизни. Небольшой процент несданного в аренду жилья пришелся на дома, которые не соответствовали рыночному соотношению цена-качество», — рассказывает г-жа Кузьменко.
В то же время она отмечает, что арендаторы стали меньше обращать внимание на отдаленность дома (дачи) от города, уделяя больше внимания живописности окружающей местности, качеству постройки, коммунальному обслуживанию, наличию добропорядочных соседей и, конечно же, близости к объектам инфраструктуры.
Новые тенденции риэлторы отмечают и в поведении владельцев коттеджей. Они стали более скрупулезно относиться к подготовке договоров на сдачу в аренду своего объекта недвижимости, а собственники VIP-апартаментов даже начали ее страховать.
С октября сегмент аренды дач и коттеджей вступил в фазу затишья — на рынке осталось не более 20% летнего предложения таких объектов, которые выставлены в долгосрочную аренду по сниженным ценам. Так, например, на наиболее популярных обуховском и житомирском направлениях в
10 км от города современный коттедж площадью 250–550 кв. м с участком в 15 соток, сауной, бассейном, всей бытовой техникой, качественной мебелью и свежим евроремонтом, который предлагался в сезон за $4–7 тыс. в мес., сегодня можно снять с 20–25%-ной скидкой.
Еще большие скидки (до 30%) предлагают владельцы подобной недвижимости в бориспольском, броварском и вышгородском направлениях (в сезон цена домовладений составляла от $3 тыс. до 5 тыс. в мес.). По словам риэлторов, сейчас основные арендаторы таких объектов — проживающие в Украине иностранные граждане, которые все чаще отказываются от съема квартиры в столице в пользу коттеджа. Однако их количество невелико, поэтому выбор домов в данный момент весьма широк.
К следующему сезону (март 2009 г.), по мнению риэлторов, цена аренды останется на уровне августа 2008 г.: от $500 в мес. — в сегменте бюджет-класса, от $700 — в эконом-классе, от $1,5 тыс. — в бизнес-классе и от $5 тыс. — в элит-классе. «Скорее всего, с марта по июнь будущего года стоимость предложений опять вырастет на 15–20%. Однако многое будет зависеть от экономической ситуации в стране и динамики спроса», — резюмирует Евгения Кузьменко.
Комментарии