На этой неделе Meta покинула десятку крупнейших по капитализации публичных компаний США. Еще в прошлом году стоимость владельца самой популярной соцсети превышала $1 трлн, что делало корпорацию пятой среди самых дорогих компаний мира. «Минфин» разбирался, стоит ли воспользоваться ситуацией, чтобы добавить ее акции в свой портфель.
Meta покинула десятку крупнейших компаний мира: куда будут двигаться ее акции
Падение гиганта
Акции Meta закрыли июль понижением четвертый месяц подряд, что является рекордным значением с 2018 года. Это неудивительно, учитывая, что во втором квартале 2022 года Meta зафиксировала первое в своей истории снижение выручки. Проблемы начали накапливаться давно.
После слабого отчета за четвертый квартал прошлого года Meta потеряла одну капитализацию Nike, две IBM или три General Motors. И во второй раз вошла в рейтинг компаний, потерявших максимальный объем капитализации после квартального отчета. В феврале он составлял $252 млрд, а в 2018 году — $121 млрд.
Сейчас Meta оценивается примерно в $430 млрд, перед ней не только техгиганты типа Apple, Microsoft или Amazon, но и, в частности, Tesla, Berkshire Hathaway, тайваньский производитель полупроводников TSMC и китайская многопрофильная интернет-компания Tencent.
По сравнению с годовыми максимумами, акции Meta сейчас торгуются почти в 2,5 раза дешевле. Ситуацию можно было бы объяснить всеобщим падением всех технологических компаний. Однако у Meta ситуация хуже, чем у коллег по цеху. Если акции, например, Microsoft дешевеют на фоне роста доходов, то заработки Facebook упали впервые после IPO в 2012 году.
Теряют в цене и другие соцсети. Snap Inc. (владелец Snapchat) подешевел относительно своих пиков почти в 9 раз, а Pinterest — в 3,3 раза, он сейчас оценивается в $13 млрд. Хотя еще полтора года назад ходили слухи об интересе к компании Microsoft, и называлась цена возможного поглощения в $50 млрд.
Формально лучше ситуация у Twitter, но только из-за возможной покупки сети Илоном Маском. Цена ожидаемого выкупа остается якорем, удерживающим нынешнюю стоимость. Если же сделка сорвется, то стоимость компании будет падать.
Рынок соцсетей переживает не лучшие времена. Для инвесторов остается открытым вопрос, что делать в этих условиях — срочно продавать акции или докупить еще на посадке. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим более подробно, что делает, на чем зарабатывает и планирует зарабатывать Meta Platforms.
От студенческой соцсети к виртуальной империи
История корпорации началась в 2004 году, когда Марк Цукерберг создал прототип социальной сети для Гарварда. Впоследствии доступ был расширен для всех студентов Бостона, а затем и других учебных заведений США. Только с 2006 г. доступ к Facebook был открыт всем желающим.
В 2012 г. количество активных пользователей соцсети превысило 1 млрд. В настоящее время, по данным компании, количество пользователей Facebook, которые заходят на портал ежедневно, превышает 1,9 млрд. А количество тех, кто пользуется соцсетью хотя бы раз в месяц, достигает 2, 93 млрд и хотя и медленно, но продолжает расти (в прошлом году их было на 1% меньше).
Сейчас Meta Platforms — это не только Facebook. Свое первое поглощение компания провела в 2012 г., купив примерно за $1 млрд стартап Instagram, количество активных пользователей которого в то время не дотягивало даже до 90 млн. Дополнительная соцсеть продемонстрировала взрывной рост.
Уже в 2018 г. ею регулярно пользовалось более 1 млрд человек. Сейчас количество пользователей, входящих в сеть хотя бы раз в месяц, приближается к 2 млрд, а ежедневно — около 500 млн.
Гораздо больше корпорация заплатила за сервис обмена сообщениями WhatsApp. В 2014 г. он обошелся ей в $19 млрд. К тому времени сервисом пользовалось около 400 млн, теперь — около 2 млрд, что делает его самой популярной программой обмена сообщениями в мире.
На второй строчке — Facebook Messenger с аудиторией 1,3 млрд, что примерно на 100 млн больше, чем у китайского WeChat.
Ежемесячно хотя бы одним из 4 продуктов корпорации пользуется 3,65 млрд человек, что примерно на 4% больше, чем год назад.
Среди других значительных приобретений корпорации — сервис веб-аналитики Onavo ($120 млн), производитель оборудования и программ виртуальной реальности Oculus VR ($2,3 млрд) и разработчик игр Beat Games.
Одной из крупнейших инвестиций корпорации стало приобретение 10% индийского телекоммуникационного гиганта Jio Platforms за $5,7 млрд.
Сколько зарабатывает компания
За 2 квартал этого года доход Meta составил $28,8 млрд, что примерно на 1% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Еще более существенно, сразу на 32%, обвалилась чистая прибыль (до $6,69 млрд). Причиной, при почти тех же доходах, в первую очередь, стало увеличение штата почти на треть — до 83,5 тыс. Новые сотрудники в основном привлекаются для развития нового направления работы — метавселенной.
С падением прибыли инвесторы еще могли бы смириться, ведь это в значительной степени говорит о больших инвестициях в развитие. Однако снижение доходов — куда более серьезный звоночек, который может сигнализировать о серьезных проблемах.
Читайте также: У «Минфина» появилась своя академия! Приглашаем инвесторов на обучающие курсы
Два направления работы
Социальные сервисы
Согласно отчету компании, почти весь ее доход приносит реклама в семействе сервисов. На это приходится 98,7% доходов. Еще 0,76% — другие доходы от семейства программ.
Такая структура денежного потока ставит корпорацию в зависимость от состояния рекламного рынка. А он в условиях экономического спада и высокой инфляции чувствует себя не самым лучшим образом. Во втором квартале количество показов рекламы выросло на 15%, но это было почти полностью перекрыто снижением средней цены на показ рекламы.
Метавселенная
Бизнес компании не диверсифицирован. Кроме семьи соцсетей и мессенджеров, единственное направление ее работы — развитие метавселенной. Что и послужило основанием для изменения названия корпорации.
Доход от этого направления достаточно символичен — 1,57% от общих показателей компании. Прибыли сфера пока не приносит вообще, а лишь нуждается в значительных финансовых вливаниях. Во втором квартале на развитие метавселенной было потрачено $2,8 млрд, что примерно на 15% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
В целом же, как объяснял Цукерберг, корпорация ежегодно планирует инвестировать в направление около $10 млрд. Число уже работающих над амбициозным проектом работников превышает 10 тыс.
Переход к виртуальной реальности Марк Цукерберг решил начать со своих сотрудников. Год назад он объявил о запуске сервиса Horizon Workrooms — рабочего пространства в виртуальной реальности, позволяющего сотрудникам имитировать командные сборы и общение.
Уже в этом году компания планирует представить гарнитуру дополненной реальности Project Cambria, а также в процессе разработки очки Project Nazaré. Но Meta пока не анонсирует, когда они появятся на рынке.
Свое будущее корпорация связывает, в значительной степени, с этим направлением. И, как свидетельствуют некоторые инсайды из Meta, Цукерберг свое время уделяет преимущественно разработке именно мета вселенной.
Читайте также: Coca-Cola идет в метавселенную: сколько на этом могут заработать ее инвесторы
Что тянет Meta на дно
Падение рекламного рынка
Не исключено, что эта проблема будет усугубляться. В июне, по данным Standard Media Index, впервые за последние 15 месяцев рекламные расходы в США пошли вниз. Спад в экономике на фоне высокой инфляции может еще больше подрезать эту сферу.
Летом на низкие рекламные доходы жаловались представители Twitter и Snap. Как объясняют в The Wall Street Journal, цифровые компании первыми страдают от замедления рекламы, поскольку маркетологи могут отключить расходы в них в режиме реального времени.
«Кажется, мы вступили в экономический спад, который будет широко влиять на бизнес цифровой рекламы. Всегда трудно предположить, насколько глубокими или длительными будут эти циклы, но я бы сказал, что ситуация кажется хуже, чем квартал назад», — признал Цукерберг.
Конфиденциальность пользователей
Осенью прошлого года по доходам социальных сетей ударила компания Apple, сменив правила отслеживания пользователей iPhone. Это усложнило сбор данных о клиентах, которые помогают настраивать таргетированную рекламу. По оценкам Financial Times, социальные сети только за полгода после изменений потеряли $10 млрд.
Некоторые техгиганты, например, Alphabet или Pinterest, могут легче пережить ограничение доступа к персональным данным, показывая рекламу в соответствии с конкретным запросом пользователя. При этом, в Facebook люди нечасто что-то ищут.
Усугубить проблему может общий тренд в защиту личных данных, поддерживаемый как пользователями, так и регуляторами разных стран.
Читайте также: Акции PayPal выросли на 10% на фоне выхода отчета
Китайская угроза
Сервисы Meta уже приближаются к пику количества клиентов. Новый взрывной рост могли бы обеспечить пользователи из Китая, но этот рынок для корпорации закрыт. Зато, главным конкурентом для Meta стало местное приложение TikTok.
В прошлом году количество его пользователей превысило 1 млрд и, по прогнозам, к следующему году эта цифра достигнет 1,5 млрд.
В ответ Meta запустила собственный сервис коротких видео Reels, интегрированный с Instagram и Facebook. Недавно он стал доступным и в Украине. По предварительным оценкам, уже 20% времени, которое пользователи проводят в Instagram, они смотрят видео Reels. Но многим пользователям изменения не пришлись по душе.
В свое время Meta удалось остановить динамичное развитие Snapchat, позаимствовав его идею сторис. Однако, обозреватели не уверены, что использование функционала конкурента поможет и на этот раз: TikTok уже перерос Snapchat и продолжает расти.
Кадровые изменения
Крупные компании зависят от руководства. Meta прежде всего ассоциируется с Цукербергом, но значительную роль в развитии компании сыграла операционный директор Шерил Сэндберг, проработавшая здесь 14 лет. Считается, что именно она наладила работу рекламных сервисов — фактически единственного источника доходов.
В начале лета стало известно, что она уходит из компании. В день этой новости акции Meta упали на 2,5%, а в долгосрочной перспективе потери из-за ее решения могут быть более существенными.
Новый сайт Академии Минфин — узнай больше об инвестициях
Стоит ли покупать акции
Эксперты преимущественно положительно относятся к перспективам компании. По консенсус-прогнозу 41 аналитика, который собрал Multi Invest, за год цена акций компании должна составлять $226, что на 35% выше текущей.
Еще более оптимистичные результаты опроса предоставляет Yahoo finance: в соответствии с ним цена акций достигнет $243, что означает рост на 45,5%.
Украинские специалисты, с которыми пообщался «Минфин», к перспективам компании относятся более скептически.
«Я бы не советовал покупать что-либо из социальных медиаплатформ на срок до одного года. При продолжении медвежьего тренда на фондовом рынке акции компаний из IT-сектора будут падать первыми, и существеннее других секторов. А если говорить отдельно об акциях Meta, то текущий год для компании оказался особенно трудным, с точки зрения ведения бизнеса», — предостерегает сооснователь телеграмм-канала Invest-kava Сергей Гончаренко.
Не самой лучшей идеей считает приобретение акций Meta на короткий срок и инвестиционный эксперт Фридом Финанс Украина Ринат Шамиголов: на стоимость компании будут давить макроэкономические факторы, монетарная политика центробанков и геополитическая напряженность во всем мире.
Он рекомендует выделить 5−7% собственного портфеля под инвестиции в компанию на срок до 5 лет. По его мнению, за это время изменится экономический цикл, экономика вернется к росту. Отдельно Шамиголов выделяет перспективность развития метавселенной.
Читайте также: Защищаем портфель от инфляции: три реально работающих идеи
А вот Гончаренко не рекомендует покупать акции Meta даже на долгий срок. Вместо этого, отмечает он, до конца года лучше наблюдать, как будут меняться фундаментальные показатели ведения бизнеса Meta, и уже тогда сделать выводы.
Комментарии - 7
Гарний приклад — це роль антикваріату під час 1−2 світових воєн, багаті люди тримали гроші в картинах, а не в марках чи доларах.