Летом 2020 года в Украине стартовала реформа рынка капиталов. В чем ее суть, что изменилось для инвесторов и какие возможности открылись для Украины — рассказал в колонке для НВ член Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Арсен Ильин. «Минфин» выбрал главное.
Как биржи могут помочь Украине снизить платежки за коммуналку
Сфера регулирования
Верховная Рада приняла закон 2284 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов», в разработке которого участвовал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
То, о чем долго говорили в деловых кругах Украины, наконец начало воплощаться в жизнь: организованный товарный рынок открывает новые возможности для законной и прозрачной торговли.
Кроме того, с 1 июля 2021 года торговля стандартизированными товарами (зерно, древесина, топливо
Читайте также: Закон о деривативах. 8 новых способов вложить деньги и заработать на ЦБ
Новые правила
Украина взяла на себя обязательство принять указанные изменения в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, принятых на основе рекомендаций Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA).
Прежде всего, речь идет о создании полноценной юридической базы для использования деривативных финансовых инструментов: форвардов, фьючерсов, опционов и cвопов. Теперь участники рынка получают возможность долгосрочно планировать свою деятельность, ведь указанные инструменты позволяют приобрести необходимые активы в будущем.
Стандартизированные товары теперь продаются на лицензированных биржевых площадках. За лицензирование бирж отвечает специальный государственный регулятор — Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Биржи обязуются осуществлять мониторинг торгов для предотвращения манипулирования и инсайдерской торговли, в противном случае биржу ожидают санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Кроме того, речь идет о персональной ответственности собственника активов, так как негативная деловая репутация существенно влияет на возможность работы на рынке.
Большинство экспертов и профильных ассоциаций убеждены, что реформа поможет существенно повысить прозрачность процессов на украинском рынке товаров и капитала.
Благодаря изменениям расширяется круг участников сделок, устраняются искусственные барьеры при их заключении, а также искореняются практики подковерных договоренностей между продавцом и покупателем.
Однако, это теория, а как обстоят дела на практике?
Читайте также: Зачем Украине рынок капитала
Европейский путь
Внедряемые изменения не являются чем-то уникальным: большинство экономик Центрально-Восточной Европы, прошли точно такой же путь реформирования на 10−15 лет раньше. Как и Украина, бывшие участники соцлагеря стремились привлечь иностранные инвестиции и модернизировать экономику. Благодаря политике реформ, демонополизации товарных рынков и установлению прозрачных правил, эти страны смогли добиться существенного экономического роста.
Показательный пример таких изменений — литовская Baltpool, которая за 9 лет работы полностью изменила структуру рынка биомассы Литвы. Как и Украина, Литва зависима от поставок природного газа из России и нуждается в надежной альтернативе российскому топливу. Четкие правила торговли и стандарты продукции на бирже позволили на порядок нарастить использование биомассы для производства тепла и уменьшить на треть платежи домохозяйств за отопление.
Успех в Литве позволил Baltpool выйти на рынки Польши, Латвии, Эстонии и стран Скандинавии. Отмечу, что опыт Литвы особенно ценен для решения извечной проблемы энергобезопасности.
Читайте также: Когда на бирже можно будет купить акции любимых украинских компаний
Процесс запущен
Что же касается Украины, первые результаты реформы также не заставили себя ждать. Яркий тому пример — торги древесиной, которые уже позволили государственным лесхозам существенно нарастить выручку.
Если на площадках системы Prozorro средняя цена древесины (лот «Сосна обыкновенная») составляла чуть более 2 тыс. грн за кубометр, то на биржевых площадках этот показатель возрос примерно на 50%. Мы ожидаем, что к концу 2021 года дополнительный эффект для государства при торговле древесиной на бирже может составить 1 млрд гривен.
Большой спектр инвестиционных инструментов, правила игры с которыми соответствуют мировым, открывает рынки товаров и капитала для широких слоев населения. Не забываем и тот факт, что принятие закона 2284 было важным условием продолжения для Украины программы stand by от МВФ.
Читайте также: Шмыгаль: фондовый рынок будут запускать параллельно со вторым уровнем накопительной пенсионной системы
Новые возможности
Большинство изменений, предусмотренных реформой товарных рынков и рынков капитала в Украине, вступят в силу в течение нескольких следующих лет — до 2024 года. Без сомнения, реформа открывает новые возможности для заработка как государства, так и частных инвесторов, но совершенно этим не ограничивается.
Создание условий для формирования рынков товаров и капитала является неотъемлемым инструментом для формирования справедливых, рыночных цен на базовые товары.
Кроме того, такой шаг создает предпосылки для существенного роста количества участников рынка, что исключает возможность злоупотреблений монопольным положением со стороны отдельных игроков. Это будет стимулировать отрасли расти, компании — инвестировать в модернизацию производства и оптимизацию бизнес-процессов, что в комплексе создает предпосылки для роста заработных плат и рабочих мест.
Внедрение общепринятых инструментов и юридической базы для работы рынков создает дополнительные гарантии для действующих и потенциальных участников торгов. Например, использование хеджирования со стороны трейдеров, в свою очередь, позитивно влияет на возможности финансистов привлекать новых инвесторов.
Уверен, что Украине по силам выстроить эффективные механизмы работы на рынках, которые позволят обеспечить национальной экономике опережающие темпы роста.
Комментарии - 3
Все так говорят)