Размещение акций Porsche стало самым большим в Германии за последние четверть века, а сама компания мгновенно ворвалась в топ-5 крупнейших автогигантов мира. «Минфин» собрал ответы на все самые важные вопросы о выходе Porsche на биржу и дальнейшем развитии компании.
Зачем Porsche вышел на биржу и кому теперь принадлежит
Как IPO изменило состав владельцев
В четверг на Франкфуртской бирже началась торговля акциями одного из крупнейших автопроизводителей мира — Porsche. «Новичок» получил тикер P911 — в честь одной из своих легендарных моделей.
Volkswagen работал с Porsche с 1960-х годов, однако долю в компании приобрел только в 2009 году. Перед выходом на биржу акции Porsche AG разделили — одну половину составили простые, другую — привилегированные акции.
Около 25% привилегированных акций было перечислено в рамках IPO, что означает, что было размещено только 12,5% от общего количества акций компании. Право голоса у компании имеют только простые акции, привилегированные — нет. Это означает, что те, кто инвестирует в компанию после IPO, будут владеть долей в Porsche AG, но не будут иметь права голоса по управлению компанией. Плюс привилегированных акций — повышенные дивиденды.
Обычные акции не включены в листинг и останутся в руках Volkswagen. Следовательно, Volkswagen останется контролирующим акционером даже после того, как акции Porsche AG будут торговаться на бирже.
Имея это в виду, важно понять, кому принадлежит Volkswagen и, в свою очередь, Porsche AG.
Volkswagen контролируется компанией Porsche Automobil Holding SE (Porsche SE), которой принадлежит более 31% акций компании, но больше половины всех прав голоса. Porsche SE также является зарегистрированной организацией. Ниже приводится разбивка доли владения и права голоса, которыми владеет Volkswagen:
Акционеры Volkswagen | Доля | Право голоса |
Porsche SE | 31,4% | 53,3% |
Иностранные институциональные инвесторы | 27,0% | 20,0% |
Катарский холдинг | 10,5% | 17,0% |
Земля Нижняя Саксония | 11,8% | 9,7% |
Частные инвесторы | 16,0% | |
Немецкие институциональные инвесторы | 3,3% |
Источник: Volkswagen AG
В свою очередь, все обычные акции Porsche SE находятся в руках членов семей Porsche и Piëch, хотя у компании есть привилегированные акции, примерно разделенные 50/50 между иностранными институциональными инвесторами и частными инвесторами Германии. Семьи Porsche и Piëch являются потомками Фердинанда Порше, который основал компанию Porsche в апреле 1931 года.
Porsche SE купила чуть больше 25% обыкновенных акций Porsche AG в рамках спин-оффа по цене около 88,70 евро за акцию, что составляет 7,5% надбавки к цене IPO.
В итоге, семья Порше контролирует Volkswagen, которая контролирует Porsche AG. Это важно, поскольку любой инвестор должен понимать, что Porsche AG останется под жестким контролем Volkswagen и Porsche SE.
Цена акции на момент размещения была определена в 82,5 евро, что позволило привлечь от инвесторов 9,4 млрд евро. Общая стоимость производителя автомобилей, исходя из этих цифр, составляет 74 млрд евро.
Сумма же привлеченных средств установила рекорд среди IPO в Германии этого столетия. Более крупным было размещение Deutsche Telekom в 1996 году. В целом, в Европе листинг стал самым крупным с 2011 года, когда на рынок вышла трейдинговая компания Glencore.
Исходя из рыночной оценки, Porsche сразу же стал 4 по капитализации автопроизводителем в мире. Впереди Tesla, Toyota Motor и родственный Volkswagen, оцениваемый всего на 4 млрд евро дороже. Далее следуют еще две немецкие компании — Mercedes-Benz и BMW, которые оцениваются в 58 и 47 млрд евро соответственно.
Как на размещение отреагировали инвесторы
Листинг Porsche состоялся не в самое лучшее для этого время. С начала года рынки падают, а также в день размещения ключевой американский индекс потерял 1,94%, а немецкий DAX — 1,7%.
Большинство компаний, которые планировали провести IPO, сейчас ставят на паузу размещение акций из-за слишком негативного информационного фона и ожидания инвесторов. Так, согласно данным Refinitiv, компании по всей континентальной Европе в этом году привлекли самую маленькую сумму со времен мирового финансового кризиса 2009 года — $44 млрд, из которых только $4,5 млрд — через IPO.
В США, как сообщает Morgan Stanley, в сентябре зафиксирован самый продолжительный период отсутствия крупных IPO технологических компаний США в этом столетии. Согласно подсчетам аналитиков банка, в течение примерно 240 дней не проведено ни одного IPO на сумму свыше $50 млн. Общие же объемы IPO в США в годовом исчислении снизились на 94%.
Несмотря на это, появление автогиганта инвесторы сперва приняли достаточно положительно. Незадолго после открытия торгов акции подорожали до 86,7 евро, то есть примерно на 5% от цены размещения. Однако, вскоре первый ажиотаж спал и бумаги закончили торговый день почти на том же уровне, что и начинали.
Похуже дела оказались у Volkswagen. Предполагается, что половину средств, вырученных от продажи акций «дочки», компания направит на дивиденды, а остальное потратит на разработку электромобилей, беспилотных автомобилей и аккумуляторов. Казалось бы, план неплохой и может подтолкнуть рост компании, но акции в день размещения рухнули сразу на 9,5%. Это, скорее всего, связано с чрезмерными ожиданиями будущего IPO.
Еще более существенно упали акции холдинговой компании Porsche Automobil Holding — сразу на 13%. Здесь причины те же. Инвесторы, которые надеялись заработать на ажиотаже вокруг листинга, начали терять интерес.
Читайте также: Большое повышение: как ставка ФРС повлияет на фондовый рынок
Правда, следует признать, что четверг был не самым лучшим днем для автомобильной индустрии в целом. Акции Mercedes-Benz упали на 3,7%, BMW — на 4%, а американских гигантов Tesla, Ford и General Motors — примерно на 5%. Ожидание рецессии, очевидно, — не самый лучший для них стимул.
Прибыльный ли Porsche
Porsche AG приносит прибыль. Компания увеличивала продажи и прибыль как минимум три года подряд и в 2021 году получила более 33 миллиардов евро от продаж и 4 миллиарда евро прибыли до налогообложения. Ниже — финансовые показатели за последние три года:
Porsche AG (млн евро) | 2019 | 2020 | 2021 |
Доход | 28,518 | 28,695 | 33,138 |
Операционная прибыль | 3,862 | 4,177 | 5,314 |
Прибыль до налогообложения | 4,054 | 4,397 | 5,729 |
Источник: Porsche AG
Как объясняют эксперты, секрет успеха Porsche в производстве автомобилей премиум-сегмента, а этот рынок даже в условиях экономических потрясений демонстрирует большую стойкость, чем массовый сегмент.
Инвестиционные банкиры утверждают, что бизнес Porsche относительно изолирован от растущих перспектив глобальной рецессии, поскольку покупатели дорогих автомобилей могут не сокращать расходы.
«Продажи автомобилей с трехзначными ценниками будут продолжать расти, хотя их более доступные аналоги будут стагнировать», — убеждена аналитик по капиталу Hargreaves Lansdown Лаура Хой. По оценкам экспертов, производители роскошных автомобилей в целом хорошо показали себя, в частности, в период экономических сбоев, вызванных пандемией covid-19.
Читайте также: Три недели с iPhone 14: как отреагировали на новинки акции Apple
Эксперты обращают внимание на то, что оценки инвесторами автомобильных компаний (если не учитывать Tesla), как правило, низкие. Например, показатель P/E (соотношение капитализации к прибыли) Honda всего 8,6, Volkswagen — 5,3, а BMW — вообще 2,6. В целом, по рынку показатели значительно выше.
Поэтому для того, чтобы акции Porsche пошли вверх, компании стоит доказать, что она производит не просто автомобили, а предметы роскоши. Это уже удалось Ferrari, P/E которой достигает 38. А теперь и Porsche попытается пойти по этому пути.
Путь к электрификации
В Porsche положительно оценивают результаты размещения. Исполнительный директор компании Оливер Блум назвал это историческим моментом. «Повышенный уровень автономии дает нам очень хорошие возможности для реализации амбициозных целей в ближайшие годы», — подчеркнул он.
Ключевая цель автогиганта — электрификация. Планируется, что уже к 2030 году 80% автомобилей компании будут электрическими.
«Porsche надеется, что это размещение поможет профинансировать переход на технологию аккумуляторов и станет таким же успешным, как IPO Ferrari в 2015 году», — отметила руководитель отдела инвестиций Interactive Investor Виктория Шолар.
Читайте также: Tesla, General Motors и Toyota: кто еще выиграет от «Закона о снижении инфляции»
«Думаю, мы увидим более сложные системы электрификации. И я думаю, что это позволит Porsche лучше конкурировать с такими компаниями, как Tesla и некоторыми стартапами, а также с крупными игроками — Mercedes, General Motors
Около 25% всех автомобилей, проданных в 2021 году, были электрическими, при этом доля продаж в Европе и Китае заметно выросла. Несмотря на то, что Porsche AG вошла в мир электромобилей, руководство ранее заявляло, что Porsche будет всегда предлагать двигатели внутреннего сгорания в будущем. Вместе с тем, компания планирует сделать свой баланс «нейтральным к CO2», инвестируя в заводы по производству новых видов топлива, которые сделают бензин чище.
Комментарии - 2