Игровые механики проникли в маркетинг, HR, армию, не обошли они стороной и фондовый рынок. В США, скажем, широко обсуждается вопрос геймификации инвестиций: как игровые элементы дизайна брокерских приложений, вроде Robinhood, Webull и других, влияют на начинающих инвесторов и стоит ли регуляторам вмешиваться. Об особенностях этой дискуссии рассказывает The Bell. «Минфин» выбрал главное.
Какие приемы используют брокеры, чтобы заставить нас торговать
Как регуляторы обратили внимание на геймификацию
Приложения американских брокеров, в первую очередь Robinhood, сокративших путь к бирже до одного клика, привлекли внимание медиа, а затем и регуляторов в прошлом году.
В декабре 2020-го регулятор американского штата Массачусетс, отвечающий за ценные бумаги, подал жалобу на Robinhood, в которой говорилось, что онлайн-брокер использовал «геймификацию», чтобы удерживать пользователей и побуждать их использовать приложение. В документе рассказывалось, как один пользователь Robinhood без опыта инвестирования совершил за полгода 12,7 тысячи сделок.
«Самый худший аспект их деятельности — геймификация идеи инвестирования, — заявил CNBC госсекретарь Массачусетса Уильям Гэлвин. — Эта компания ведет себя безответственно по отношению к своим инвесторам». Robinhood с обвинениями не согласилась.
В начале января клиенты Robinhood прославились на весь мир. Акции розничной сети по продаже игр и игровых приставок GameStop, еще в начале января 2021 года стоившие $17, к концу месяца подорожали более чем в 20 раз из-за скоординированных покупок розничными инвесторами.
Крупные хедж-фонды, ставившие против GameStop, понесли значительные убытки. Один из таких фондов — лондонский White Square Capital — в июне закрылся. По информации Financial Times, его убытки выражались в двузначных процентах.
Позже частные инвесторы начали скупать и другие акции с большим количеством открытых коротких позиций. Robinhood даже пришлось ввести временные ограничения на торговлю ими.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в феврале начала расследование этого инцидента. В мае председатель комиссии Гэри Генслер, выступая перед комитетом Конгресса по финансовым рынкам, выделил семь факторов, которые сыграли ключевую роль в ситуации с «мемными» акциями. Один из них — геймификация.
Генслер отметил, что четкого определения геймификации нет, но он под этим подразумевает «использование характерных для игр элементов — очков, наград, таблиц лидеров, бонусов и соревнований — для большего вовлечения клиентов». Помимо непосредственно геймификации председатель SEC выделил и другие практики, которые могут оказывать влияние на инвесторов:
- поведенческие подсказки (behavioral prompts), такие как push-уведомления, которые побуждают пользователя возвращаться в приложение;
- социальная торговля и копирование, которые позволяют пользователям следить за чужими сделками и повторять их;
- дифференцированный маркетинг, который позволяет по-разному взаимодействовать с различными сегментами клиентов.
По словам Генслера, все это активно применяется и в других сервисах — от стриминговых платформ до фитнес-трекеров, но там пользователи не рискуют потерять деньги. Многие из этих функций побуждают инвесторов чаще торговать, что, как показывают исследования, приводит к более низкой доходности для среднестатистического трейдера, — заявил глава SEC.
В августе SEC объявила сбор информации и «общественных» комментариев о таких практиках цифрового вовлечения (digital engagement practices). Комиссия планирует использовать их при оценке действующего регулирования. На запрос SEC откликнулись частные инвесторы, чиновники, университеты и финансовые компании.
Читайте также: Куда инвестируют Ди Каприо, Бекхэм и другие знаменитости
Есть ли польза от геймификации
Геймификация помогает людям справиться с препятствиями на пути долгосрочного инвестиционного планирования и стимулировать их сберегать, — считает глава управления капиталом и активами EY Майк Ли. Грубо говоря, она позволяет упростить сложное, например, объяснить такие понятия, как риск, вознаграждение или сложные проценты, смысл которых финансовым компаниям часто сложно передать своим клиентам.
Но у этого процесса есть и другая сторона. Как отмечал Генслер, геймификация побуждает инвесторов чаще торговать, что может вести к убыткам. Профессор финансов Калифорнийского университета Брэд Барбер еще в 2000 году провел исследование и выяснил, что частные инвесторы, которые часто торгуют, сильно теряют в доходности, по сравнению с рынком — 11,4% годовых против 17,9%.
Спустя 20 лет Барбер исследовал поведение пользователей Robinhood. Его работа показала, что сочетание упрощенной подачи информации, в том числе с помощью различных списков акций, и неопытности инвесторов приводит к тому, что начинающие инвесторы чаще покупают акции, которые привлекают к себе больше внимания. В результате торговля пользователей Robinhood больше сконцентрирована в одних бумагах, чем в целом среди частных инвесторов.
За такой стадной торговлей обычно следует отрицательная доходность. Верхние 0,5% самых популярных акций, который пользователи Robinhood приобретают каждый день, в течение следующего месяца после покупки приносят среднюю доходность примерно в -5%. Средняя доходность инвестиций, которые сопровождались самым большим стадным эффектом, составляет -20%.
Одно из последних исследований, проведенное Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ и Университетом Торонто, показало, что торговля на геймифицированной платформе повышает толерантность к риску у частных инвесторов. Эта взаимосвязь особенно велика для рисковых активов, таких как деривативы и криптовалюты, и сильнее проявляется на особенно уязвимых группах — неопытных трейдерах с низкой финансовой грамотностью. Эксперимент проводился с более 600 участниками, которые торговали на двух платформах. Одна из них предусматривала элементы геймификации: например, бейджи за определенные достижения и сообщения с поощрениями.
Кроме того, геймификация стирает черту между азартными играми и инвестициями, которая и раньше была подвижной, считают некоторые эксперты. В начале пандемии, когда не проходили спортивные игры и скачки, некоторые азартные игроки начали заниматься биржевой торговлей, которая приносила им такое же удовольствие, — рассказала Financial Times Фелиция Грондин, исполнительный директор Совета по проблеме игромании штата Нью-Джерси. По ее словам, число связанных с дневной торговлей звонков, поступающих на их горячую линию, выросло на 50%, хотя их количество было небольшим, по сравнению с лотереями или ставками на спорт.
Читайте также: 5 главных рисков, которые могут отправить фондовый рынок в нокдаун
Комментарии - 4
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/121870/
https://www.rbc.ua/ukr/realty/tsifrovaya-nedvizhimost-investirovat-virtualnye-1640445881.html