Минфин - Курсы валют Украины

Установить
silvershadow
silvershadow
Зарегистрирован:
16 января 2019

Последний раз был на сайте:
13 марта 2023 в 21:32
Подписчики (38):
044blog
044blog
36 лет, Киев
viktory2001
viktory2001
18 лет
987
987
uliymua
uliymua
romava
romava
AlexZag
AlexZag
Alice
Alice
24 года
toles
toles
dmytro21
dmytro21
LETOS85
LETOS85
39 лет
42476483
Yurii Hrechka
Orhidea
Orhidea
все подписчики
24 марта 2019, 8:45

Вплотную к валютно-долговому кризису

доктор экономических наук, зав.отделом государственных финансов Экспертно-аналитического центра «Оптима»

О внешнеэкономических рисках для Украины и их фискальных акселераторах.

В 2018 г. нарастали негативные тенденции во внешнеэкономической сфере Украины: увеличение дефицита текущего счета и торгового баланса, рост сумм долговых выплат при сокращении притока иностранного капитала.

Риски нарушения внешней устойчивости приобрели угрожающий характер в конце года. Однако фискальные кульбиты правительства лишь усиливали эти риски и приближали страну к валютно-долговому кризису.

Условия мирового финансового и товарных рынков для стран с формирующимися рынками со второго квартала этого года начали ухудшаться. В особенно сложном положении оказались страны с чрезмерными внешними долгами, неопределенными перспективами их рефинансирования, сырьевой структурой экспорта и недостаточными объемами международных резервов. Среди наиболее весомых глобальных факторов влияния на финансовое состояние стран с формирующимися рынками следует отметить:

— повышение процентных ставок ключевыми центральными банками;

— укрепление курсовой позиции доллара к основным мировым валютам;

— инициирование США торговых войн с ЕС и Китаем;

— снижение мировых цен на некоторые группы сырьевых товаров;

— усиление напряженности на Ближнем Востоке и финансовый кризис в Турции.

Так, в сентябре 2018 г. Федеральная резервная система в очередной раз повысила стоимость федеральных фондов до уровня 2,0–2,25% годовых, а в конце 2018-го и 2019 г. можно ожидать еще четыре раунда повышений. В результате доходность 10-летних облигаций Казначейства США по состоянию на 30 ноября составила 2,99% годовых. Для сравнения: в начале 2018 г. указанная доходность составляла 2,5% годовых, а в июне 2016-го — 1,4. В июне Европейский центральный банк объявил о продлении программы выкупа активов до осени 2019 г., но ежемесячная сумма выкупа государственных облигаций была уменьшена с 30 до 15 млрд евро. Банк Канады и Банк Англии также повысили свои процентные ставки.

Проведение более жесткой монетарной политики в США, сохранение высоких темпов экономического роста в этой стране и частичное возвращение американского капитала в США под влиянием налоговых смягчений детерминировали повышение обменного курса доллара к основным мировым валютам. Так, с 2 января до 2 декабря 2018 г. доллар США ревальвировал на 5,5% к евро и на 3,2 — к специальным правам заимствования.

Такие курсовые изменения отрицательно влияли на динамику мировых цен нетопливных сырьевых товаров. Известно, что в период финансиализации сырьевых рынков и использования доллара для финансирования операций carry-trade ревальвация доллара США к основным мировым валютам обычно вызывает увеличение спроса на долларовые активы и приводит к оттоку финансового капитала с рынка биржевых товаров, что оказывает понижающее давление на их цены.

Вследствие действия отмеченных глобальных закономерностей ревальвация доллара США к основным мировым валютам уже оказывает негативное влияние на условия внешней торговли Украины. Так, согласно оценкам НБУ, индекс мировых цен на товары украинского экспорта (ЕСРІ) на конец сентября снизился на 4,9% относительно начала года, особенно заметно — на подсолнечное масло и железную руду.

Укрепление курсовой позиции доллара и рост доходности активов развитых стран уже привели к оттоку международных капиталов с этих рынков. По оценке МВФ, все страны с формирующимися рынками (кроме Китая) могут столкнуться с оттоком портфельных инвестиций долгового характера объемом свыше 100 млрд долл. США в течение одного года, что в целом отвечает масштабам оттока капиталов из этих стран в период глобального финансового кризиса.

В результате влияния указанных глобальных факторов и внутриэкономических проблем Украины условия внешних заимствований для субъектов национальной экономики существенно ухудшились. Так, с начала года средневзвешенная доходность к погашению украинских суверенных еврооблигаций повысилась на 3,2 п.п. и по состоянию на начало декабря достигла уровня 9,9% годовых (данные cbonds), что демонстрирует значительное повышение кредитных рисков для инвесторов. Доходность украинских облигаций была заметно выше — на 2,8 п.п. — средневзвешенной доходности суверенных облигаций стран с формирующимися рынками (7,1%). Примечательно, что год назад доходность украинских еврооблигаций превышала средний уровень доходности для стран этой группы только на 1,1 п.п. (см. рис. 1).

321

Котировки 5-летних кредитно-дефолтных свопов Украины по состоянию на начало декабря с.г. проходили на уровне 661,5 п., что значительно превышает уровень начала ноября (462,1) и начала октября (420,5). Почти двукратное повышение котировок по отношению к началу 2018 г. отражает существенное подорожание страховок от дефолта правительства Украины.

Ухудшение конъюнктуры международного рынка заемных капиталов сочеталось с авантюрной политикой государственных заимствований Украины — привлечением внешних и внутренних коммерческих займов по аномально высоким ставкам. Такая политика позволяла решать краткосрочные проблемы недостаточности бюджетных средств и снижения объема международных резервов, но жестоко и бесповоротно затягивала долговую петлю на шее украинской экономики.

В августе правительство Украины привлекло в бюджет 725 млн долл. от частного размещения краткосрочного внешнего займа сроком на шесть месяцев, внутренняя доходность которого составила 9,2% годовых. Однако фактический срок этого займа равнялся двум месяцам, а эффективная доходность трансакции для кредиторов (после досрочного погашения займа в начале ноября) достигла около 17% годовых.

26 октября 2018 г. Минфин разместил суверенные еврооблигации на сумму 2 млрд долл., из которых 5-летний транш выпущен на сумму 750 млн долл. с доходностью 9%, а 9,5-летний транш — на сумму 1250 млн долл. с доходностью 9,75% годовых. По результатам нашего исследования, среди глобальных выпусков еврооблигаций, проводившихся в октябре-ноябре 2018 г., суверенный заем Украины стал одним из самых дорогих (см. табл.).

321

Что касается мировых рекордсменов, условно обогнавших Украину, то это правительство Нигерии и российская финансовая компания BCS. Нигерия разместила облигации по ставке 9,25% годовых, но срок займа составил 30 лет! Самую высокую ставку 11% годовых получила российская компания BCS, но сумма этого займа — всего 3 млн евро. Учитывая более низкую срочность наших еврооблигаций и приличный объем размещения (2 млрд долл.), Украину по праву можно считать мировым «лидером» по показателю стоимости внешних заимствований в октябре-ноябре.

Довольно информативны следующие сравнения: средневзвешенная доходность к погашению облигаций африканских эмитентов в октябре составляла 7,8% годовых, а восточноевропейских эмитентов — 6,4 (тогда как украинский показатель превысил 9%). Суверенные еврооблигации Египта и Нигерии в октябре-ноябре размещались по ставкам 7,13–8,75% годовых (кроме упомянутого 30-летнего займа). А выпуски еврооблигаций восточноевропейских эмитентов, за исключением Турции, имели доходность от 0,88 до 4,13% годовых. Интересен и следующий факт: обслуживание последнего 7-летнего суверенного займа России объемом 1 млрд евро обойдется бюджету страны-агрессора 2,88% в год, а 5-летний облигационный заем ПАО «Газпром» имеет номинальную доходность на уровне 2,95% годовых.

Аномально высокая доходность суверенных облигаций Украины на международном рынке может свидетельствовать как о непрофессиональных действиях Минфина и его банков-агентов, так и о включении коррупционных факторов в процесс организации еврооблигационных займов.

Привлекает внимание и тот факт, что номинальные процентные ставки по валютным ОВГЗ все еще остаются заметно ниже ставок по внешним облигациям. Причем объемы размещения валютных ОВГЗ на внутреннем рынке (например 539,4 млн долл. в июне и 687,5 млн долл. в октябре) позволяют характеризовать их как приемлемую альтернативу внешним займам. Но настойчивое желание высоких должностных лиц государства получать в бюджет именно внешние займы (даже по приведенным ставкам), несомненно, указывает на проникновение частных интересов в сферу принятия государственных решений.

В теоретическом плане безболезненное обслуживание внешних государственных займов в 2018 г. было бы возможным при ежегодном увеличении поступлений от экспорта с темпами свыше 9% в год в течение десяти лет и ежегодном росте доходов государственного бюджета в долларовом эквиваленте с такими же темпами. К сожалению, реалии нашей страны совершенно другие.

Обслуживание долгосрочных облигаций внешнего займа 2018 г. обойдутся бюджету в 189,4 млн долл. в год до погашения его первого транша. Простые подсчеты показывают: процентные выплаты по этому займу в следующем году составят более 1/3 расходов государства на предоставление первичной медпомощи населению и впятеро превысят объемы бюджетной поддержки национальных театров.

Следует вспомнить, что фискальные органы стран ЕС, например, не привлекают заемные средства на рынках в ситуациях, когда рыночные ставки по их обязательствам приближаются к 7% годовых. Для обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов при таких обстоятельствах фискальные органы обращаются за помощью к Европейскому механизму финансовой стабильности и Европейскому стабилизационному механизму.

В Украине общий объем выплат по погашению и обслуживанию государственного долга в январе—сентябре 2018 г. достиг 239,7 млрд грн, или 10,1% ВВП. Существенная нагрузка долговых выплат и хроническое недофинансирование бюджетной сферы в период с 2014 г. (которое все же обходит стороной приоритетные для нынешней власти сферы государственного управления и правоохранительной деятельности) приводят к катастрофическому оттоку профессиональных кадров из бюджетной сферы. Например, за 2014–2017 гг. только количество исследователей научно-исследовательских учреждений государственного сектора сократилось на 27%.

Непродуманная политика государственных заимствований реализовывалась и на внутреннем финансовом рынке. Средневзвешенная доходность гривневых ОВГЗ на первичном рынке повысилась с 16,1% годовых в январе до 19% годовых в октябре 2018 г. Реальная доходность гривневых ОВГЗ составляла 6,1% в январе, 7,2 — в июне, 8,9 — в октябре и 8,8% годовых — в ноябре 2018 г. В унисон росла доходность и долларовых ОВГЗ, составлявшая в феврале 5,3% годовых, в сентябре — 6,0, а в октябре-ноябре — уже 7,1% годовых.

Следовательно, высокая доходность внутренних и внешних облигаций правительства ложится тяжелым грузом на государственный бюджет и порождает реальные угрозы для долговой и внешней устойчивости экономики. Причем уровень такой доходности (наряду с вышеизложенными факторами влияния), на мой взгляд, свидетельствует о доминировании интересов финансового капитала в сфере управления государственными финансами и/или низком профессиональном уровне высших должностных лиц государства.

Институциональные недостатки национальной экономики, слабые макроэкономические основы, сохранение военно-политической напряженности на Востоке страны, а также усиление влияния негативных глобальных тенденций определяли умеренно-нисходящий характер поступлений по финансовому счету платежного баланса. Чистый приток средств по финансовому счету в январе—октябре 2018 г. составил 4,3 млрд долл., при этом объемы прямых иностранных инвестиций в Украину выросли всего на 1,9 млрд долл. Сводное сальдо платежного баланса в январе—октябре 2018-го было отрицательным и составляло 0,3 млрд долл. (+2,1 млрд долл. в январе—октябре 2017-го).

Незначительные объемы поступления средств из внешних источников сочетаются со значительными обязательствами по погашению и обслуживанию внешних долгов. Так, по внешнему государственному долгу правительство и НБУ в 2019 г. должны выплатить около 6 млрд долл., а предприятия и банки по долгосрочным займам — 6,5 млрд долл. (данные НБУ). При этом доступ к рыночным источникам рефинансирования внешних долгов остается ограниченным. Высокие риски рефинансирования долга порождают реальные угрозы дестабилизации бюджета и платежного баланса страны.

Груз просроченных корпоративных долгов перед внешними кредиторами усиливает существующие валютно-финансовые риски и сдерживает потенциал развития нормальных финансовых отношений с внешним миром. По состоянию на 30 июня 2018 г. просроченная внешняя задолженность реального сектора составляла 21,3 млрд долл., что равно 40,1% общей суммы внешнего долга других секторов экономики (данные НБУ). Продолжение массовых корпоративных дефолтов даже после преодоления острых проявлений кризиса 2014–2015 гг. свидетельствует о нерешении фундаментальных проблем экономики и неустойчивом состоянии достигнутой макрофинансовой стабильности.

Дефицит текущего счета платежного баланса Украины в январе—октябре 2018 г. составил 4,6 млрд долл., что в 2,6 раза (или на 3 млрд долл.) больше, чем в январе—октябре 2017-го. Относительный показатель указанного дефицита за этот же период вырос с 1,9 до 4,4% ВВП. Основным компонентом формирования отрицательного сальдо по текущим операциям стал дефицит торгового баланса, который за десять месяцев достиг отметки 10 млрд долл. и увеличился на 3,3 млрд по сравнению с аналогичными периодом прошлого года.

Рост импорта товаров и услуг на 14,8% был вызван восстановлением потребительского спроса вследствие увеличения реальных доходов населения и оживлением инвестиционного спроса при низкой способности отечественных производителей удовлетворять растущий спрос. Определенную роль в наращивании энергетического импорта сыграли и ценовые факторы. С другой стороны, некоторое повышение экспорта (на 9,6%) объяснялось использованием национальными производителями возможностей углубленной зоны свободной торговли с ЕС: стоимостные объемы экспорта в ЕС увеличились на 16,2%.

Известно, что дефицит текущего счета платежного баланса требует наличия источников его финансирования и делает экономику уязвимой к реверсу потоков капитала. А отток иностранного капитала и отсутствие реальных источников финансирования дефицита текущих операций (в том числе недостаточность валютных резервов) в большинстве случаев запускают в действие маховик валютно-долгового кризиса.

В теоретически-практической плоскости значительный дефицит текущего счета не создает угроз для макрофинансовой стабильности при наличии постоянного потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), положительное сальдо которых перекрывает отток средств по текущему счету. К сожалению, в Украине сальдо ПИИ втрое меньше сальдо счета текущих операций.

Специфическим феноменом Украины, выделяющим ее среди многих стран мира, являются огромные объемы трудовой эмиграции и значительные поступления от оплаты труда из-за границы (9,5 млрд долл. за десять месяцев 2018 г.). На сегодняшний день такие процессы уменьшают дефицитность текущего счета и риски валютной дестабилизации. Но нужно учитывать, что в длительной перспективе выезд за границу наиболее трудоспособной и высокообразованной рабочей силы будет сдерживать потенциал для экономического роста в Украине и, вероятно, ухудшит его качество. Кроме того, массовая трудовая эмиграция будет порождать многочисленные социально-демографические проблемы, включая кризис солидарной системы пенсионного обеспечения, распространение социального сиротства в семьях трудовых мигрантов, разрушение семей и т. п. Следует также учитывать, что неминуемое снижение процессов трудовой эмиграции из Украины через несколько лет и изменение статуса части украинских трудовых мигрантов за границей опосредованно уменьшат численность постоянного населения в стране и снизят роль денежных переводов как источника поддержания платежного баланса Украины.

Риски внешнеэкономической устойчивости для Украины в последние годы связывали не только со значительными внешними дисбалансами, но и с низкими объемами международных резервов. Известно, что такие резервы играют роль своеобразного буфера для нейтрализации действия внешних шоков, влияющих на счет текущих операций и финансовый счет платежного баланса.

Динамика базовых показателей международных резервов Украины в 2013–2018 гг. демонстрирует их критическое снижение в 2014-м и постепенное восстановление в 2015–2017 гг. (см. рис. 2). На пике своих значений в 2017 г. объем международных резервов составлял 18,8 млрд долл., 3,6 месяца импорта и 40,6% краткосрочного внешнего долга (при предельно допустимом значении в 100%). В январе—сентябре 2018 г. абсолютные и относительные показатели международных резервов ухудшались и по состоянию на 1 декабря их объем достиг отметки 17,7 млрд долл. и 37,4% краткосрочного долга.

321

Отсутствие достаточного уровня международных резервов в перспективе будет означать невозможность избежать разрушительных последствий приспособления экономики к масштабным внешним потрясениям, что с высокой вероятностью может привести к падению уровня производства, торможению инвестиционной деятельности и сжатию потребительских расходов.

Итак, ухудшение конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков требует от государства чрезвычайных усилий и неординарных решений с целью активизации рычагов роста национальной экономики при одновременном удержании умеренного дефицита государственного бюджета и уменьшении дефицита торгового баланса (к сожалению, тактические меры реагирования украинской власти до сих пор только углубляли накопленные валютно-финансовые дисбалансы). Кроме того, поиск источников покрытия отрицательного сальдо текущего счета и рефинансирования внешних долгов в условиях усиления глобальных рисков должен основываться на конструктивном сотрудничестве Украины с МВФ и другими международными кредиторами и донорами.

«Укрзализныця» оказалась в долговой яме на сотни миллионов долларов

Просмотров: 266, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 1

+
+15
silvershadow
silvershadow
24 марта 2019, 8:58
#
Вот реальная долговая удавка Украины и наибольшего госпредприятия «Укрзализныци» (266 тыс. человек, или 2,5% трудоспособного населения). Видимо поэтому численность персонала ПАО «Укрзализныци» собираются сократить с 266 тыс. лиц до 170-175 тыс. лиц (на 35%) в результате оптимизации инфраструктуры.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться