- 27 сентября 2010, 15:28
Слуги жаловались, что господа не побили их как следует
Любим мы иной раз вспоминать былое, которое мало, что помним, а еще при этом со слезой в глазу говорим: «Ах, какое было время! А теперь…». Может оно и так, но право же, когда действительно изучаешь историю, но не официальную, а типа обывательскую, то мысли разные в голову лезут. При этом складывается порой мнение, что, наверное, правы классики, которые говорили, что все повторяется. Вот и сейчас, столько разных разговоров ведут об эпохальном событии, связанном с принятием Налогового кодекса. Отдельные политики уже спешат заявить, что только благодаря Налоговому кодексу жизнь начнется хорошая и богатая.
Вот, через семь лет, можно будет праздновать 500-летие, как в землях Московии побывал посол Императора Сигизмунд Герберштейн. Это было время, когда Великим князем в Московии был Василий Иоаннович, отец Иоанна Васильевича, которого мы в учебниках истории учили, как Ивана Грозного. В те далекие времена, хотя и редко, но послы в русские земли заезжали. Но, этот посол оказался необычный. Он по результатам своих путешествий написал книгу, по тексту почти как записки путешественника. И может потому, что это именно записки, а не официальный документ, его читать поучительно и интересно.
Какие были деньги в Московии?
Своих золотых монет не было. Поэтому в царскую казну скупали или брали в виде налогов золотые монеты у заморских купцов. Под страхом смерти запрещали деньги за пределы Московии вывозить. Чем не золотовалютный запас.
Основная монета была деньга, небольшая серебряная монета. Но при этом рубль Московский стоил 200 денег, а вот рубль Новгородский и Псковский уже 220 денег. А Рижский рубль стоил все 400 денег. Чем вам не обменный курс. Из текста не ясно, или это соотношение было постоянным или менялось.
О торговле в Московии.
Цитата о русских купцах:
«Торгуют они с великим лукавством и коварно, не скупясь на слова, как о том писали некоторые. Мало того, желая купить вещь, они оценивают ее с целью обмануть продавца менее чем в половину ее стоимости, и держат купцов в колебании и нерешительности не только по одному или по два месяца, но обыкновенно доводят некоторых до крайней степени отчаяния».
И еще цитата:
«… ибо у купцов есть такой обычай, что при покупке и продаже они предлагают свое посредничество и обещают той и другой стороне свое верное содействие, получив от каждой из них особые подарки».
И еще цитата:
«Именно коль скоро московиты очень дорого оценивают меха, приобретенные ими в другом месте за дешевую плату, то иностранцы в свой черед, может быть, по их примеру противопоставляют им свои товары, купленные также дешево, и запрашивают за них дороже».
Внешнеторговый баланс и тогда был притчей во языцех. Можно только гадать и думать, кто на ком наживался.
Об таможенных сборах.
С торгового оборота взимали налог 7 денег с рубля. Если перевести на наши деньги, то это не много. Если учесть, что рубль равнялся 200 серебряных денег, получается что пошлина всего 3,5%. Но, был в русских землях такой обычай: все купцы, которые привозили товар, обязаны были этот товар показать государственным чиновникам, которые его переписывали и докладывали Великому князю и начинались тянуться месяцы ожидания. Ибо вначале Великий князь имел право купить, что из товара, или не купить, и только потом можно было уже выставлять на продажу. Но, как рассказывали Сигизмунду купцы заморские, что это ожидание можно ускорить, если дать подарок государственному чиновнику. И чем подарок достойнее (дороже) тем быстрее и разрешение на торговлю получишь.
О кредитовании в Московии.
Цитата:
«Ссужать деньги под проценты у них в обычае, хотя они и говорят, что это большой грех, никто почти от него не воздерживается. Но процент прямо-таки невыносим, именно с пяти всегда один, то есть со ста двадцать. Церкви, как сказано выше, кажется, поступают более мягко, именно они берут, как говорят, десять со ста».
Чтобы было понятно небольшое пояснение. Согласно Библии давать деньги в рост, под процент считается грехом. Хотя в самой Библии о ростовщиках ни слова не сказано, там, есть только упоминание, как Иисус Христос начал выгонять из храма менял, это скорее протест против валютных операций. Но, пусть это богословы разбираются. Но, как видите, хотя это и считалось грехом, но кредиты все равно давали. И процент брали в целом не такой уже и большой 20%, почти, как и сейчас. Но церкви, наверное, потому что они больше всех и выступали против ростовщиков, давали ссуды под 10%. Как-никак льгота.
О госпошлинах.
Цитата:
«За написание постановления или произнесение приговора при иске в один рубль судье следует заплатить девять денег, секретарю, у которого печать, — один алтын (6 денег), писарю — три деньги».Это получается, что госпошлина по судебному иску обходилась в 9% от суммы иска. Правосудие, оно всегда дорогим было. Это теперь оно у нас почти бесплатное.
О налогах с крестьян.
А что крестьяне. Там все просто.
Цитата:
«Крестьяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственного хозяйства».
Поэтому хорошо было дворам, когда было там два работника. Один мог работать на господина, а второй уже на своем поле. А еще крестьяне должны были платить оброчные деньги на защиту границ; давать лошадей для ямской службы (государственная почтовая служба); работать бесплатно на строительстве укреплений и мостов; предоставлять провианты и коней, если господин ехал на военные сборы или войну; давать кроме оброка еще дополнительно скот, пищу, полотна, если сын или дочка господина женится.
И еще цитаты:
«Как бы ни был беден знатный человек, он все же считает для себя позором и бесчестьем работать собственными руками».
Это цитата Сигизмунда Герберштейна:
«Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе»
И самая последняя цитата:
«Поденщикам [которые живут трудом и нанимаются на работу (operam suam vendunt)] они платят в день по полторы деньги, ремесленник получает две, но они не будут работать усердно, если их хорошенько не побить. Я слышал однажды, как слуги жаловались, что господа не побили их как следует».
Оплата труда и тогда был вопрос сложный. Хотя и решался явно очень просто — как платят, так и работают.
|
77
|
- 20:00 Главное за неделю: в США утвердили помощь Украине, НБУ снизил ставку
- 17:26 Курс валют на вечер 26 апреля: доллар и евро выросли на межбанке
- 14:55 Средний курс покупки наличного доллара в банках не изменился. По чем сейчас продают валюту
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
Комментарии - 21
История — это единственная наука к которой я всегда относился достаточно серьезно (наверное серьезней чем к чистой экономике)…
Народ всегда угнетался властью:
вспоминаю трудопалочки, налоги деньгами (при том что зарплату никто не платил) и это все было СОВСЕМ недавно…
Шо тут сказать — так устроен земной мир…
П.С. Ростовщичество среди своих считалось грехом у иудеев (считай тот же Ветхий Завет) и наоборот дать под процент чужаку — мегареспект…
накипело
чтоб разогреть вас — вывод таков: ссудный % = инфляции!!!
ещё Ломоносов в своё время боролся с Немцами — писателями истории Руси! О как — немцами писана история!!! это факт!
«Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе»»
Это они свои драные штаны пытаются извечно напялить на нас. Рабами ОНИ были — рабами и помрут.
Всегда важно не то ЧТО именно говорят, а КТО именно говорит, особенно учитывая некоторые личностные аспекты этого самого Сигизмунда. Прочитайте В.Полуйко «Лета 7071» и перед Вашими глазами встанет совсем иная Московия и совсем иной Иван Грозный со своими проблемами.
А быт и жизнь разных слоёв населения описан исключительно живо, будто сам там побывал.
Небо и земля! Ибо Полуйко историк и патриот своего отечества, а Герберштейн… даже говорить не хочу.
Действительно 500 лет назад и Московия и Германия была другой. Тут не спор историков, а показа того, что было тогда, чтобы сравнить, что имеем сегодня.
Однако я бы сравнивал больше с СССР в период с 1927 по 1953. Вот уже, к примеру, раздаются голоса о том что «можно задерживать подростков 11 лет, „ежели их поведение вызывает подозрение“. Вот не допускаю я мысли что в Разбойном приказе московском сидели на нарах отроки лет 11, поскольку праздно шатались по рынку в светлое время суток. Тут хоть при Иоанне Васильевиче хоть при Василии Иоановиче. А тов.Сталин своей заботой не обошёл ни одного слоя населения.
Вот и сейчас всё начинает работать по принципу: „Никто не забыт, ничто не забыто“
Представляю себе как два мужика лёжа на завалинке «прикалываютя»:
«А чё, Егорша, сегодня хреновато без боярских трандулей лошадей запрягать то?»
А тот ему, давясь смехом со слезами: «Да он давеча хотел сапогом мне в зад заехать, да промахнулся и попал по наковальне. Тяперича хромает как тот мерин старой»
И оба в регот.
А мудрый Сегизмунд все записал и сделал свой вывод: русский не только не божет без бития трудится, но и тяжко страдает, когда «без трандулей»-то.
Цитата:
«Ссужать деньги под проценты у них в обычае, хотя они и говорят, что это большой грех, никто почти от него не воздерживается. Но процент прямо-таки невыносим, именно с пяти всегда один, то есть со ста двадцать. Церкви, как сказано выше, кажется, поступают более мягко, именно они берут, как говорят, десять со ста».
Чтобы было понятно небольшое пояснение. Согласно Библии давать деньги в рост, под процент считается грехом. Хотя в самой Библии о ростовщиках ни слова не сказано, там, есть только упоминание, как Иисус Христос начал выгонять из храма менял, это скорее протест против валютных операций. Но, пусть это богословы разбираются. Но, как видите, хотя это и считалось грехом, но кредиты все равно давали. И процент брали в целом не такой уже и большой 20%, почти, как и сейчас. Но церкви, наверное, потому что они больше всех и выступали против ростовщиков, давали ссуды под 10%. Как-никак льгота.
— автор немного ошибается, церкви не давали в долг под 10%, это грех, как сказано у него же, имеется ввиду, церковная десятина, т.е. 10% отдай церкви, а платить церковную десятину было принято всегда.
А то, что церкви обладают огромными деньгами это факт, с этим я не спорю, ведь все верующие честно платят десятину, причем в отличии от налоговой реальную.
Еще раз повторяю. В Библие о том, что деньги давать под проценты ничего не сказано. Там только о менялах. Это уже священники менял притянули к ростовщикам и я так понимаю. что разговоры о грехе это не более, чем пиар ход, чтобы в займы брали у них, а не у ростовщиков
«и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.» (Второзаконие 28:12)
Православная церковь денег в рост НИКОГДА не давала…
Но это уже другая кухня, не будем здесь об этом (православие vs католицизм)…
Католики в ростовщичестве: судный день ссудных денег
rossia3.ru/politics/foreign/sist_rost
Интересная информация, хотя конечно может быть преувеличена… Но почитать познавательно…