Накануне Рада так и не смогла принять изменения в госбюджет, а также внести поправки в Налоговый кодекс, которые предполагали расширение источников наполнения государственной казны. Пакет законодательных актов, предложенный парламенту, содержал не только социально непопулярные меры, но и отмену налоговых льгот для бизнеса. Для ресурсных компаний планировалось существенное повышение рентных платежей при добыче полезных ископаемых — нефти, газа, руды, угля и т.д.
Стремительно развернувшиеся накануне политические события и отставка премьера Арсения Яценюка — в центре сегодняшнего обсуждения дня.
«Минфин» спросил у экспертов: какими будут экономические последствия провала голосования по бюджету и отставки правительства?
Дмитрий Боярчук
Исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Ukraine» Дмитрий Боярчук:Роспуск коалиции, отставка правительства, я думаю, это просто «дымовая завеса», других причин всего этого спектакля я не вижу: все сошлось именно в день голосования за закон (повышение рентных платежей на недропользование — ред.), который несет очень болезненные последствия для олигархов. По сути это была основная причина всего этого «концерта». Предполагалось добавить к бюджетным поступлениям 9 млрд гривен сборов от рентных платежей, а это, как мы понимаем, прямое налогообложение всех олигархов. Это очень подозрительно, я не верю в такие стечения обстоятельств, все произошло, чтобы сэкономить олигархам огромные деньги.
Скорее всего, у правительства была какая-то договоренность с Международным валютным фондом. Но после провала голосования по поправкам к бюджету, к Налоговому кодексу, не совсем ясно, что теперь будет с финансированием со стороны МВФ. Теоретически, принять нужные поправки в бюджет можно, даже если правительство имеет статус «и.о.». Будет ли это сделано — другой вопрос. Если обратить внимание общественности на то, что после всех этих событий Украину ждут серьезные проблемы, если общественные группы надавят, возможно, к вопросу пересмотра бюджета и Налогового кодекса вернутся. Но цена вопроса — 9 млрд гривен — не шуточная.
Тем не менее, даже если бюджет не будет пересмотрен, я не склонен драматизировать. Украина проходила периоды и более серьезных бюджетных потерь. Наиболее чувствительный в этом смысле вопрос — продолжение сотрудничества с МВФ. Это может дать негативный импульс для курса валют, это чисто психологический фактор: люди начнут нервничать, тем более все эти процессы происходят на фоне войны.
Андрей Блинов
Экономист Андрей Блинов:Отсутствие правительства снижает прогнозируемость ситуации в целом. После провала голосования по бюджету Яценюк признал: он не знает, чем рассчитываться с бюджетниками и так далее. У правительства не было плана «Б», они считали, что в Раде у них будет победная ситуация, как, например, в марте. И сейчас премьер и правительство просто «парашютировались»: теперь Яценюк в «белых одеждах», он скажет, что пытался что-то делать, рассказывать историю, что пять месяцев он спасал страну. Но сейчас ситуация становится хуже с социальной точки зрения, в сентябре мы увидим социальные протесты уже не политического характера, а протесты с требованиями «хлеба и работы», «работы и зарплаты». И в такой момент, с политической точки зрения, лучше не быть в правительстве.
Персонально для Яценюка это политически выгодный шаг. Но с точки зрения интересов страны отсутствие руководителя правительства — это еще один минус для экономической стабильности, особенно учитывая нынешнюю ситуацию. Хорошо, что такая ситуация у нас не сложилась до выборов президента, иначе сценарий был бы еще хуже.
О дефолте говорить пока преждевременно, этот вопрос возникнет лишь в том случае, если Международный валютный фонд прекратит финансирование Украины. Все покажут поступления второго и третьего траншей — тогда все станет абсолютно понятно. МВФ может вести переговоры с «исполняющим обязанности» правительством. Вопрос в том, будут ли они готовы к дальнейшему кредитованию. Второй транш кредита, я думаю, будет в ближайшие дни выделен: после согласования всех «маяков» у МВФ нет возможности заявить о приостановке кредитования по политическим мотивам. Но Фонд требует корректировки бюджета, которая не была проведена. Поэтому к осени Украина будет иметь меньше и политических и экономических ресурсов для нормального прохождения в осенне-зимнего периода.
Дело ведь не только в финансировании АТО. Поправками в бюджет еще было предусмотрено беспрецедентное пополнение уставного капитала НАК «Нафтогаз» на 70 млрд гривен. Эта сумма превышает долг перед Газпромом, который составляет $ 4,3 млрд, поэтому у «Нафтогаза» оставались бы дополнительные деньги. Так и не решен вопрос по статусу газотранспортной системы — он «завис», плюс не решен вопрос текущих бюджетных платежей. И здесь речь не только о финансировании АТО. Есть дефицит бюджета, который сейчас уже оценивается свыше 30 млрд гривен. У нас пока нет ощутимого спада промышленного производства, но есть ухудшение платежной дисциплины: у меня есть информация о резком росте дебиторской задолженности, уровень расчетов за отгруженный товар составляет лишь 30-50%. Это тоже отразится на бюджетных поступлениях.
Если говорить о последствиях для валютного курса, я пока не менял свой прогноз с марта, когда был принят закон о преодолении финансовой катастрофы. Таким образом, мой прогноз о падении экономики до 10% актуален, мы постепенно к этому движемся. Инфляция — до 20%, амплитуда обменного курса 11-15 грн/$ в зависимости от успешности проведения АТО на востоке страны и отношений с Россией: чем хуже будет ситуация, тем ближе к 15-ти и наоборот. Более вероятна девальвация, чем ревальвация.
А как вы считаете, какими будут экономические последствия провала голосования по бюджету и отставки правительства?
Комментарии - 14
«… нашли парашюты и катапульты, но пилотов там не было… Поэтому есть большие шансы, что пилотам удалось оперативно покинуть места приземления»
На шантаж правительства не похоже, тут что-то другое.
В этом большая разница…
Сразу и не догадаешься о разыгрываемом спектакле…