- 10 апреля 2015, 16:39
Аудит госкомпаний: равные ли правила для всех?
Правительство декларирует насущность и необходимость преодоления коррупции, повышение эффективности, прозрачности и подотчетности перед обществом. По давней традиции, все изменения в Украине начинаются с громких увольнений и не менее громких назначений, которые всегда заканчиваются небезосновательными обвинениями «попередникив» в неэффективности и хищениях. Для подтверждения своих слов новые руководители госпредприятий как правило обещают провести независимый финансовый аудит для дальнейшего обнародования результатов проверок и передачи материалов в органы контроля и обвинения. Все кажется правильным, но есть одно «но». К проведению финансового аудита правительство предлагает привлекать только международные аудиторские компании (фактически, только «большую четверку»), чем может существенно ударить по отечественному аудиторскому рынку.
Первая попытка пролоббировать международные компании была предпринята еще в декабре прошлого года. Так, во исполнение Соглашения об ассоциации Украина — ЕС постановлением Верховной Рады Украины была одобрена Программа деятельности Кабинета Министров Украины, в которой предусматривается привлечение международных аудиторских компаний к аудиту ключевых государственных предприятий. Речь здесь идет как раз о компаниях «большой четверки», которые с подачи правительства должны получить значительные преференции на украинском аудиторском рынке.
Отечественные аудиторы и профильные общественные объединения сразу отреагировали на подобное нововведение, отметив, что такое положение не отвечает как европейской практике, так и законодательству Украины об аудиторской деятельности, в котором отсутствует такое понятие как международные аудиторские компании. Кроме того, аудиторы, подобно адвокатам и нотариусам, действуют от имени и в пределах конкретного государства. Их правосубъектность не может распространяться за пределы того государства, где они признаны как специалисты в соответствующей области. Таким образом, говоря о международных компаниях, имеются в виду только те аудиторские фирмы, которые зарегистрированы в Украине под брендами компаний «большой четверки».
Следующую попытку улучшить позиции международных компаний Кабмин сделал совсем недавно, предложив проект постановления «О некоторых вопросах проведения аудита финансовой отчетности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики», в котором предложил утвердить критерии к аудиторским фирмам, которые будут привлекаться к аудиту финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности государственных предприятий. Последние Кабинет министров предлагает разделить на 2 группы. К первой группе должны попасть предприятия, стоимость активов которых по данным последней финансовой отчетности превышает 2 млрд. гривен или размер чистого дохода за последний отчетный год превышает 1.5 млрд гривен. Кроме того, к этой группе еще относятся органы управления железнодорожным транспортом общего пользования. Ко второй группе планируют отнести предприятия со стоимостью активов от 250 млн гривен до 2 млрд.
Согласно проекту, к аудиту финансовой отчетности предприятий первой группы могут привлекаться аудиторские фирмы, где работает более 100 сотрудников, ежегодный доход не меньше 30 млн и есть страховой полис по возмещению возможных убытков в результате осуществления профессиональной деятельности на 50 млн. К тому же фирма должна иметь более 20 работников с квалификационными сертификатами, выданными организациями, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC), а именно ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), американским институтом сертифицированных публичных бухгалтеров (AICPA) и Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW) .
К аудиту финансовой отчетности предприятий второй группы могут привлекаться аудиторские фирмы в составе которых не менее 25 работников, ежегодный доход более 10 млн гривен и страховой полис на те же 10 млн. При этом не менее 5 работников должны иметь по крайней мере один из квалификационных сертификатов, выданных организациями, которые являются членами IFAC.
Предложенные критерии было бы целесообразно дополнить, в частности сертификатом аудитора Украины. «Если госпредприятию нужен не аудит финансовой отчетности, а аудиторские услуги в виде консультаций по юридическим и финансовым вопросам, то вопрос сертификации можно игнорировать. Но правительство декларирует необходимость обеспечить финансовую прозрачность госкомпаний », — отмечает Председатель Аудиторской палаты Иван Нестеренко.
Кроме того, отсутствие соответствующего требования в перечне МЭРТа ставит в неравные права участников рынка, ведь в течение всех лет аудиторские фирмы убеждали именно в привилегии отечественных сертификатов. Соответственно подавляющее большинство фирм, которые выстраивали отечественный аудит, будет находиться в неравных условиях.
Когда говорят о «большой четверке», то имеют в виду PWC, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young и KPMG. Однако в Украине представлены не именно эти компании, а физические лица, которые приобрели франшизу на имя известных в мире аудиторских фирм. Очевидно, что указанные компании является таким же отечественными как и все другие аудиторские фирмы Украины.
Как сообщают эксперты аудиторского рынка, прося не разглашать их имена, в некоторых фирм «большой четверки» количество сотрудников достигает трехсот человек, в то и время как работников с сертификатом аудитора Украины может быть не более четверых. Таким образом, действительно ли «большая четверка» способна обеспечить соответствующий уровень аудиторских проверок? Вопрос пока остается открытым.
Правительство утверждает, что аудиторским компаниям с мировым именем доверяют международные финансовые институты из-за качества их работы и использования проверенных методик оценки. Все компании «четверки» начали работу в Украине в конце 90-х-начале нулевых годов. Все крупные государственные компании «большая четверка» обслуживала еще до и этого. Например, компания Ernst & Young на протяжении многих лет, в том числе и в предкризисный период, проводила проверки Нафтогаза Украины, но это не обеспечило большей прозрачности компании для рынка.
Безусловно, предложенные критерии могут быть достаточно эффективным при условии большей емкости и совершенства отечественного рынка. В нынешних же экономических условиях предложенные нормы, напротив, становятся причиной получения преференций только определенным игрокам рынка, что в свою очередь приводит к уменьшению конкуренции, росту цены и ставит под сомнение повышение качества проверок. В свою очередь утверждении норм в таком виде может привести к фактической монополизации аудиторского рынка и, как следствие, удорожанию услуг. Безусловно, в условиях фактической войны и дефицита государственного бюджета увеличение нецелевых расходов не улучшит состояние отечественной экономики.
В первую очередь это вызвано тем, что почти 100% украинских аудиторских компаний не соответствуют предложенным критериям Кабмина, что означает невозможность допущения их к участию в тендерах на проведение аудиторских проверок. Для отечественных аудиторов это, безусловно, потеря большой доли рынка. Во-вторых, значительные государственные заказы просто приведут к тому, что указанные международные компании, будут нанимать отечественных аудиторов по рыночной цене, получая для себя сверхприбыли. Такие примеры и сегодня не редкость. Для иллюстрации: час консультаций отечественного аудитора в среднем стоит 300-600 грн; час консультирование международных специалистов — 100-200 $. Таким образом, профессионалы аудита могут потерять работу, а отечественный аудиторский рынок снизит свою конкурентоспособность.
Сегодня в соответствии с положениями Директивы ЕС 43/2006 Аудиторской палатой Украины уже установлены критерии, которым должны соответствовать аудиторские фирмы, которые осуществляют обязательный аудит. Так в своем составе они должны иметь более трех сертифицированных аудиторов, пройти проверку обеспечения контроля качества, застраховать профессиональную ответственность и быть открытыми из-за публикации отчета о прозрачности. Сегодня, указанным критериям в Украине соответствует около 300 аудиторских фирм, которые могли бы быть привлеченным к проведению аудита ключевых государственных предприятий. У Кабмина другое мнение. Однако сегодняшняя открытость дискуссии МЭРТ обнадеживает на положительные сдвиги и новые качественные изменения.
Как переживет рынок новые условия, покажет только время. Сейчас стоит надеяться лишь на то, что украинские компании создадут свою украинскую «большую четверку» для отстаивания интересов отечественной отрасли в пока неравной борьбы за рынок.
|
0
|
- 18:54 ЕК хочет разрешить Euroclear использовать замороженные активы россии — Politico
- 17:28 Курс валют на вечер 31 октября: доллар на межбанке подешевел, евро — подорожал
- 16:52 Минфин США назвал риски возможного краха крупнейшего стейблкоина Tether
- 16:17 Euroclear за 9 месяцев заработал 5,1 млрд евро на замороженных российских активах
- 14:13 НБУ обещает компенсировать структурный дефицит валюты и сглаживать чрезмерные курсовые колебания
- 14:02 НБУ оставил учетную ставку на уровне 13%
- 13:53 Рада приняла Бюджет-2025 в первом чтении
- 12:55 MicroStrategy привлечет $42 млрд для покупки BTC, в Bitwise спрогнозировали биткоин по $200 000: что нового
- 12:16 Валютные риски значительно возрастут: Что будет с курсом доллара и евро в ноябре (видео)
- 11:37 В госбюджет поступило 2,5 миллиарда гривен от приватизации гостиницы «Украина»
Комментарии