Уже в ближайшее время таможенники могут получить новые полномочия, которые позволят им расследовать дела о контрабанде. Есть ли в этом необходимость, какие риски скрывают изменения, и в чьих интересах они разработаны, в колонке для ЭП рассказал специалист по вопросам правовой политики Экономической экспертной платформы Ефрем Лащук.
Кто и зачем решил сделать таможенников правоохранителями
«Национальная стратегия доходов», разработанная Министерством финансов и одобренная правительством в конце 2023 года, обещает следующие реформы в работе таможенных органов:
1. Криминализация контрабанды товаров.
2. Усовершенствование системы административной ответственности за нарушение таможенных правил.
3. Предоставление таможенным органам права осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и проводить досудебное расследование по делам о контрабанде товаров.
В Нацстратегии эта реформа обосновывается необходимостью повышения функции безопасности Гостаможслужбы путем ее превращения в правоохранительный орган, потребностью в повышении эффективности борьбы с недобросовестными субъектами ВЭД, устранением дублирования правоохранительных функций в таможенной сфере.
Подразделения внутренней безопасности Гостаможслужбы получат право на проведение оперативно-розыскной работы для повышения эффективности разоблачения случаев привлечения должностных лиц Гостаможслужбы к противоправной деятельности и содействию нарушениям таможенного законодательства.
Таможенники также смогут выявлять противоправные действия, связанные с контрабандой товаров, в том числе с использованием оперативно-розыскных мер. Это позволит таможенным органам обеспечить оперативное и качественное расследование уголовных правонарушений и привлечение виновных к ответственности.
Полномочия на осуществление ОРД, как отмечено в документе, будут способствовать выявлению не только непосредственных исполнителей, но и организаторов преступлений.
Итак, Минфин предлагает сосредоточить в таможенном органе весь спектр полномочий: выявление, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, документирование нарушений, осуществление досудебного расследования в уголовном производстве, направление материалов дела в суд.
Кто и для чего уполномочен проводить ОРД
Согласно статье 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ОРД могут осуществлять оперативные подразделения Нацполиции, ДБР, СБУ, Службы внешней разведки, ГНС, Управления государственной охраны, органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной уголовно-исполнительной службы, разведывательного органа Минобороны, НАБУ и БЭБ.
Закон запрещает проведение ОРД другими подразделениями указанных органов, подразделениями других ведомств, общественными организациями и лицами.
Задачей ОРД является поиск и фиксация данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины.
Поскольку Нацстратегия предусматривает, что таможенники будут осуществлять ОРД и проводить досудебное расследование по делам о контрабанде, это означает, что они будут вовлечены в дела о контрабанде культурных ценностей и оружия, лесоматериалов и ценных пород деревьев, товаров, подакцизных товаров, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или фальсифицированных лекарств.
К чьей компетенции относится расследование этих видов контрабанды? Согласно Уголовному процессуальному кодексу, досудебное расследование уголовных правонарушений по контрабанде товаров, наркотиков, фальсифицированных лекарств относится к компетенции СБУ. Все другие виды контрабанды расследуют детективы Бюро экономической безопасности (БЭБ).
То есть в Украине уже есть органы, которые имеют право расследовать такие уголовные правонарушения, а Национальная стратегия предлагает дублировать эти функции. В то же время, в соответствии с Таможенным кодексом (ТК), таможенные органы могут осуществлять ОРД во взаимодействии с субъектами, у которых есть такие полномочия.
Что касается предоставления права на проведение ОРД подразделениям внутренней безопасности Гостаможслужбы: это компетенция НАБУ и ДБР. Таможенники не могут сами расследовать действия своих должностных лиц. Только независимые от руководства Минфина и Гостаможслужбы органы должны контролировать правомерность действий таможенников и расследовать уголовные правонарушения, совершаемые этими лицами.
Глава Гостаможслужбы обосновывает потребность в предоставлении его службе права на осуществление ОРД и следствия тем, что необходимость усиления институциональной способности таможенных органов постоянно подчеркивают представители консультативной миссии Европейского Союза в Украине (EUAM).
Аналогичную позицию систематически высказывают представители оценочных миссий Таможенно-пограничной службы США, которая финансирует ряд проектов, связанных с усовершенствованием правоохранительной деятельности таможенных органов.
Он также объясняет, что эксперты таможенной администрации США констатируют недостаточность полномочий украинских таможенных органов по противодействию контрабанде и рекомендуют расширить круг таких полномочий. Обобщает руководитель таможенного органа свои аргументы, ссылаясь на необходимость гармонизации таможенного законодательства Украины с законодательством Евросоюза.
Похоже, евросоюзовцев и американцев убедили в том, что в Украине некому противодействовать контрабанде и это могут делать только таможенники. Однако заявления о необходимости предоставления им статуса правоохранительного органа из-за необходимости приблизить Украину к ЕС и требований международных организаций являются манипулированием.
Также можно убеждать и в необходимости наделения правоохранительными функциями налоговую службу. Для расследования преступлений в сфере налогообложения и контрабанды существует БЭБ. Что произойдет, если Гостаможслужба и БЭБ будут иметь одинаковые полномочия? Будет конкуренция за «жирных» контрабандистов, несогласованность действий, скандалы и утрата эффективности работы обоих органов.
Кроме того, для осуществления оперативно-розыскной работы и досудебного следствия Гостаможслужбе нужно будет предоставить финансирование, создать следственные и оперативные подразделения в центральном аппарате и областях, значительно увеличить штат, предоставить служащим помещения, криминалистическую технику и спецсредства, транспорт, разрешить использование оружия. Все это потребует значительных расходов из бюджета.
Кому это нужно
Это нужно инициатору Нацстратегии — Министерству финансов, ведь деятельность Гостаможслужбы координируется через министра финансов. В отличие от БЭБ, деятельность которого направляет и координирует непосредственно правительство. То есть бюро не подчиняется и не подконтрольно Министерству финансов.
Несложно догадаться, зачем министерству подконтрольный орган с репрессивными полномочиями. Удержание в своих руках власти и ее расширение всегда было и остается приоритетной задачей чиновников с устаревшей постсоветской системой бюрократического аппарата.
Читайте также: Сколько налогоплательщиков нужно Украине и что будет, если ничего не делать
Следовательно, «Национальная стратегия доходов» содержит значительные риски для общества, поскольку анонсирует реформы, которые не обсуждались с общественностью, бизнесом и аналитиками. Эти вопросы чрезвычайно деликатные, ведь речь идет о расширении репрессивных полномочий Гостаможслужбы, дублировании функций правоохранительных и контрольных органов, что сузит личные и экономические права украинцев.
Комментарии - 6
далі можна не читати
бджоли проти меду
10 лет назад сказали, что контрабанда это экономические преступления и бороться надо так же, то есть, штрафами. Разумно. Статью декриминализовали.
И вот сюрпрайз, украинские грабли.
«Фахівець» ?
С каждым днем у меня впечатление что я попал в зазеркалье…
Что надо для введение с структуру «Таможни» отдельного подразделения, сколько надо человек — вопрос стоит не олько в создании нового департамента, а целой самодостаточной структуры.
Ну и самое смешное - кто будет определять «порог» для начала проведения следственных действий?
И сколько будет «стоить» следственные мероприятия по факту контрабанды частным лицом 10 (условно) бутылок водки. если уже этим будет заниматься отдельное подразделение.
Только недалекие будут думать что вопрос будет касаться .
Ну и вопрос к «фахівцю» — а он хоть раз читал наш таможенній кодекс, ну например ст 52, 54, 58, нет?
А в общем знаком с нашим таможенным заонодательством?
…
Нет слов что бы описать весь маразм ситуации — вместо того жтобы разработать (ПЕРЕПИСАТЬ С АНАЛОГИЧНЫХ) новое таможенное и налоговое законодательство, опять «танцы с бубном».
Во всем мире оптимизируют сборы и налоги, администратирование которых стоит больше чем доход государства, а тут опять…
Только только отдельные читатели заметили, что на пачках с сигаретами белоруссские акцизные марки!!!
Ну так что мы собираемся расследовать — ввоз или вывоз? И куда зайдет это расследование, сколько будет длится и сколько будет стоить?
А не хочет. лучше уважаемый автор рассказать о судьбе ГУВБ ГФС, нет не хочет?
А не хочет уважаемый автор рассказать о западном опыте. ну например о созданной в США еще вконце 70 годов Treasury Inspector General for Tax Administration? Нет не хочет? Понятно, нам это не надо, нам этого плохо и «тошнит». Ну да, это же надо реально менять таможенное и налоговое законодательство в части администрирования налогов и сборов…
Нам лучше взять в ЕС деньги, купить в тридорого краску низкого качества и покрасить старый забор и на границе и на таможни и назвать это …потужним початком реформ …