Война значительным образом изменила рынок платежных услуг в Украине. Международные компании готовы расширять возможности для осуществления доступных и прозрачных переводов для украинских клиентов. Под военные реалии подстроились и мошенники. Об этом в интервью FinTech Insider рассказал Алексей Шабан, замглавы НБУ. «Минфин» выбрал ключевые тезисы.
Платежное мошенничество: старые технологии — новые сценарии
Перевод средств в Украину: преимущества для конечных потребителей
С начала войны многие международные системы перевода средств полностью отменили плату за переводы в Украину. Некоторые из них даже сейчас, почти через десять месяцев после вторжения, предлагают клиентам бесплатные переводы или особые условия переводов из основных стран-доноров в Украину.
НБУ располагает информацией о бесплатных услугах для украинцев и отмене платы за переводы в Украину от IntelExpress, MoneyGram, RIA Money Transfer, TransferGo и Western Union.
В свою очередь, Нацбанк информирует граждан о таких возможностях. Для этого мы в первые месяцы войны запустили информационный портал «Финансовая оборона Украины».
Но мы понимаем, что война продолжается, и услуги по переводу денежных средств предоставляют и другие платежные системы. Мы очень благодарны инициативе Европейской Комиссии, которая стала той платформой, где предоставители услуг по переводу средств в Украину объединились и подписали Совместное заявление предоставителей услуг по переводу средств в Украину. Его подписантами стали руководители международных платежных систем, которые работают, в частности, на территории ЕС и Украины.
Среди преимуществ мы говорим не только о тарифах, хотя это тоже очень важно. Заявление подписано на девять месяцев (в конце сентября). Это фиксация намерений тех платежных систем, которые предоставляют бесплатные услуги, продолжать такую практику, а тех, кто взимает комиссию за свои услуги, постепенно снижать ее до показателя 3%. Почему именно этот показатель? Он определяется Целями устойчивого развития и Дорожной картой группы стран G20 по трансграничным платежам.
Так вот. Речь идет не только о снижении тарифов. В заявлении также говорится о раскрытии общих размеров комиссий, которые, в частности, применяются к обменным курсам евро или гривны, установленным ЕЦБ и Национальным банком Украины. Мы понимаем, что если пользователь инициирует платеж в евро, а получатель получает перевод на счет в гривне, возникают, в частности, комиссии за конвертацию. Поэтому в заявлении говорится о прозрачности, ведь инициатор перевода имеет право понимать, сколько перевод в итоге будет стоить.
Еще одна сторона этого заявления — курс платежных систем на сохранение доступности услуг по переводу средств через сеть агентов и последующая их цифровизация.
Мы благодарны Европейской Комиссии и международным платежным системам за помощь украинцам, их семьям, — в частности тем, которые из-за войны были вынуждены покинуть свои дома. Снижение комиссии действительно может сэкономить средства отправителям и получателям.
Все это будет способствовать предоставлению доступных и прозрачных услуг по переводу средств, облегчению последствий гуманитарного кризиса, образовавшегося в результате вооруженной агрессии России. Мы также надеемся, что благодаря этому украинцы будут предпочитать более безопасные каналы переводов средств.
Читайте также: НБУ упростил денежные переводы за границу
Как изменился рынок денежных переводов за время войны
В целом, по предварительным оценкам за январь — октябрь 2022 года, в Украину было переведено $11,1 млрд. Несмотря на войну, это всего на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого «довоенного» года.
Мы здесь учитываем переводы средств в Украину как через официальные каналы — банки, международные системы денежных переводов, почтовые отделения, так и через неофициальные — путем передачи денег, так сказать, «из рук в руки» — через знакомых или тех, кто путешествует (их еще называют «блаблакар»).
В результате войны переводы через официальные каналы уменьшились примерно на 13,2%, а поток через неформальные каналы увеличился почти на 9,1%.
Через международные системы перевода средств поступило примерно четверть средств (24,1%).
Добавлю также, что среди этих систем есть PrivatMoney, оператором которой является Приватбанк. На нее приходится почти 20% всех переводов — это второй после Western Union (50% всех переводов) показатель среди систем перевода средств.
Через эти системы проходят трансграничные переводы не только от граждан, но и международного комитета Красного Креста, ООН и других международных организаций, которые помогают украинцам. За май — октябрь сумма переводов средств, поступивших в Украину через такие системы, составляла около $1,6 млрд, что почти равно показателям в том же периоде 2021 года.
«Военные» схемы платежного мошенничества
К сожалению, платежное мошенничество не исчезло. Находятся те, кто стремится наживаться на гражданах, в частности, используя их повышенную тревожность из-за войны.
Замечу, что технологии платежного мошенничества остаются прежними, но сценарии действительно появились новые.
Один из таких ужасных сценариев — когда мошенники звонят и требуют деньги за информацию о родственниках, которые пропали без вести, оказались во временной оккупации, или же о наших защитниках, попавших в плен.
Самый же распространенный сценарий — это фейковая социальная помощь от государственных или международных организаций. Мы понимаем, что операторами этих жуликов являются не только преступники из Украины, но и группировки из России.
Для этого массово рассылаются смс-сообщения, создаются фейковые страницы или группы в социальных сетях, осуществляются рассылки на электронную почту, мессенджеры — в частности, львиная доля через Телеграм.
Эти сообщения содержат ссылки на ресурсы, на которых у жертвы выманивают персональную информацию и реквизиты банковских счетов или платежных карт. То есть происходит попытка завладеть доступом к счету, или же информация используется для требования осуществить платеж
Наша главная рекомендация — не переходить по таким ссылкам. Если вы заказали услугу получения одноразовой помощи через «Дію», то ожидайте уведомления в приложении того банка, клиентом которого вы являетесь. Такое уведомление не будет содержать никаких ссылок, оно носит лишь информационный характер.
Добавлю, что в Национальном банке работает команда реагирования на киберинциденты. Она постоянно сотрудничает с Киберполицией по вопросам кибермошенничества — благодаря этому сотрудничеству уже есть случай разоблачения такой преступной группы, ее участники были задержаны.
Еще раз напомню, что, кроме военной агрессии, против нас продолжается гибридная война с привлечением группировок из России. Это понятно даже из текстов таких мошеннических сообщений, в которых встречается много русизмов, неправильно употребляемых слов. Обращайте на это внимание и будьте бдительными.
Комментарии - 2