Уже больше двух месяцев длится кампания по проверке предприятий на наличие незарегистрированных работников. Гоструда отчитывается о тысячах трудоустроенных и миллионных штрафах, наложенных на нарушителей. В.и.о. главы Гоструда Виталий Сажиенко в эксклюзивном интервью «Минфину» рассказал, как находят нарушителей, как их наказывают, кто помогает выявлять работодателей с теневым штатом, и раскрыл много других подробностей работы своего ведомства.
Глава Гоструда: проверить, работаете ли вы официально, можно в Пенсионном фонде
О первых результатах проверок на теневую занятость
С 1 июля Гоструда начал проверки по выявлению неоформленных работников. Каковы первые результаты?
С начала кампании мы начали 2702 проверки и обнаружили 9680 неоформленных работников. Перед началом инспекционной кампании в течение полугода наши инспекторы проводили разъяснительную работу, информировали работодателей и работников о преимуществах работы «в белую».
В результате всех этих мероприятий за 2021 год мы получили почти 96,7 тыс. новых официально трудоустроенных. С 4711 из них заключены трудовые договоры в ходе проверок, а с 92 тыс. человек — во время информационной кампании. То есть все эти люди раньше работали неофициально, а теперь зарегистрированы в Пенсионном фонде, за них уплачивается единый социальный взнос и налог на доход физических лиц.
Какие области лидируют по количеству неоформленных работников?
Количество неформально занятого населения в первом полугодии 2021 года, по данным Госстата, составило почти 3 млн человек. Из них 1,3 млн — в сельском хозяйстве, 501,2 тыс. — в строительстве и 462,6 тыс. — в оптовой и розничной торговле. К лидерам по неформальной занятости с количеством неофициально устроенных работников более 100 тыс. человек также относятся промышленность, транспорт, почтовая и курьерская деятельность.
Но «теневая» занятость сокращается. По сравнению с началом 2020 года, количество неофициально трудоустроенных уменьшилось на 495 тыс. человек. Тем не менее, каждый пятый украинец до сих пор работает в «тени».
Читайте также: Когда украинцы начнут платить налоги
Как Гоструда находит компании, в которых работают без официального трудоустройства
Как вы «вычисляете» компании, у которых нет желания переносить отношения с персоналом в официальную плоскость?
По правде говоря, в предотвращении незадекларированного труда один, как говорится, в поле не воин. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с налоговой службой и Пенсионным фондом. Благодаря доступу к их информационным базам мы можем сопоставлять и анализировать данные. Таким образом мы обнаруживаем работодателей, которые с высокой вероятностью используют незадекларированных работников, и вносим их в план проверок.
На практике это выглядит примерно так. В отчетах налоговой мы видим компанию со значительными объемами производства и миллионными оборотами. А вот по данным Пенсионного фонда в ней работает только, скажем, трое сотрудников. Или другой пример: в налоговой на предприятие зарегистрировано 12 регистраторов расчетных операций (РРО), а количество официально оформленных работников всего 4. Такие несоответствия, разумеется, сами по себе наводят на подозрения.
Красным сигналом для инспекторов также является ситуация, когда на предприятии подавляющее большинство сотрудников работают по гражданским договорам. Особенно настораживают случаи, когда на таких условиях работают, например, водители или продавцы, причем не год-два, а лет десять, а то и больше.
На самом деле критериев отбора предприятий в категорию рисковых много. Мы постоянно расширяем круг информации, которую будем привлекать к анализу рисков использования незадекларированного труда.
Как выбираете кандидатов на проведение внеплановых проверок?
У нас есть соответствующие методики инспекторов, в которых определен четкий порядок действий в таких случаях. Но скажу — любая достоверная информация о том, что тот или иной работодатель использует незадекларированный труд, может стать поводом для инспектирования. Чаще всего это обращение гражданина. Отмечу — анонимные жалобы мы не рассматриваем, а только те, где есть данные адресанта.
Также с инспекционным посещением Гоструда может выйти к тем работодателям, у которых инспекторы проводили разъяснительную работу, но положительной динамики в трудоустройстве неоформленных работников впоследствии не увидели.
Как вы устанавливаете, что работник действительно не оформлен официально?
Это сложная история, но у нас есть разные методы. Инспектор труда проверяет первичные кадровые и бухгалтерские документы, сопоставляет документальные данные с количеством присутствующих на рабочих местах. Отговорки — пришел на стажировку, в гости
Понятно, что наши выводы должны иметь под собой серьезную доказательную базу, поскольку штрафы немалые и предприниматели часто пытаются их оспорить в судах.
Большинство компаний все же не решаются напрямую нарушать законодательство о труде, а оптимизируют свои расходы через оформление работников частными предпринимателями. Как боретесь с такими псевдо-ФОПами?
Сегодня мы все же концентрируемся на главной проблеме — полностью неформальной занятости, то есть когда работник вообще не оформлен, не имеет никаких прав и за него не уплачиваются никакие налоги.
Теневая занятость означает теневые зарплаты, принимает ли ведомство меры для искоренения этого явления?
Вопрос налогообложения доходов физических лиц выходит за пределы полномочий Гоструда. Мы осуществляем контроль за оформлением трудовых отношений.
Читайте также: Теневые зарплаты в Украине достигают 500 миллиардов год — министр экономики
О штрафах
Сколько предприятию будет стоить использование неофициального труда, если это будет обнаружено?
Прежде всего вносится предписание об устранении выявленного нарушения. То есть работодатель должен заключить с работником трудовой договор и оплатить налоги и ЕСВ за все время его работы.
Кроме того, к нарушителю применяются санкции. Обычные штрафы для первой и третьей групп упрощенной системы налогообложения — пока предупреждение, для остальных субъектов — 10 минимальных зарплат, то есть на сегодня 60 000 грн. Повторное нарушение с неоформленным сотрудников уже будет наказываться штрафом в 30 минзарплат или 180 000 грн. При этом для ФОПов в таком случае уже поблажек не будет.
Такие штрафы предусмотрены за каждого неоформленного работника. Работодатель должен не только заплатить штраф, но и заключить трудовой договор с работником. Этот факт инспекторы труда отслеживают с помощью реестра застрахованных лиц.
Как долго после такого инцидента нарушитель находится в зоне вашего особого внимания?
Какое-то время инспекторы действительно мониторят ситуацию с оформлением трудовых договоров такого работодателя. Так мы можем быстро отреагировать, если у работодателя после проверки снова возникнет соблазн уволить работников и перевести их в «тень».
А ответственность для неофициально устроенного работника предусмотрена?
Нет. Но не оформленные сотрудники уже наказаны. У них нет ни государственных гарантий, ни социальной защиты, ни достойных условий труда. Как правило, неоформленные трудовые отношения заканчиваются для работника неожиданным увольнением, невыплатой заработной платы, а в случае потери трудоспособности или работы они остаются без какой-либо материальной помощи.
Какая сумма штрафов была наложена на предприятия в этом году?
В течение 8 месяцев этого года вынесено 550 постановлений о наложении штрафов на сумму более 154 млн гривен.
Сколько штрафов обжалуются в судебном порядке?
2/3 постановлений о наложении штрафных санкций на сумму 73 млн грн. обжалуются в судебном порядке. Это достаточно ожидаемо. Ведь если мы обнаруживаем на предприятии не одного незарегистрированного работника, а, скажем, 10, то это штраф более 0,5 млн грн. Понятно, что предприниматель будет пытаться обжаловать его.
Но все чаще суды принимают нашу сторону — в пользу субъектов хозяйствования принимаются решения в 25% случаев.
Читайте также: Проверка бизнеса. За первые полгода Гоструда выписало штрафов почти на 100 миллионов
О правах работников: как проверить легальность своего трудоустройства
Сейчас трудовые книги перевели в электронные. Как работнику проверить — работает ли он официально или нет?
В первую очередь при трудоустройстве необходимо обращать внимание на документальное оформление трудовых отношений. Работник должен обязательно предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, идентификационный код, сведения о трудовой деятельности, а также написать заявление о приеме на работу. После этого работодатель издает приказ о приеме сотрудника на работу, с которым работника должны ознакомить под подпись.
Если что-то происходит не так, это дает основания для сомнения. Выяснить этот вопрос можно, обратившись в Пенсионный фонд с запросом о наличии сообщения о принятии на работу. Если такое сообщение отсутствует, работодатель не оформил должным образом трудовые отношения.
Если проверка своего статуса в Пенсионном фонде дала отрицательный результат или есть другие нарушения, кому о них рассказать?
Если работник считает, что его трудовые права нарушаются, он может обратиться в Гоструда или ее территориальные органы. Это можно сделать письменно, в электронном виде, на личном приеме или позвонив на правительственную «горячую» линию. Такое обращение будет основанием для проведения инспекционного посещения.
Совет незадекларированным сотрудникам: если вы знаете, что работаете неофициально — обращайтесь, когда вы еще работаете. После того, как вы потеряете эту работу, доказать факт ее выполнения будет гораздо сложнее.
Читайте также: В Украине около 40% работающих не платят в Пенсионный фонд — эксперт
Почему в Украине большой процент теневой занятости
Какие бы вы выделили основные препятствия для детенизации наемного труда?
Главные причины существования незадекларированного труда можно условно объединить в три группы: причины со стороны работников, работодателей и государства.
Работники банально могут быть не осведомлены о процедуре официального оформления трудовых отношений. Но чаще всего таким образом пытаются увеличить доход за счет ухода от уплаты налогов.
То же самое касается и работодателей — правовая неосведомленность и экономия на затратах на рабочую силу.
Со стороны государства причины лежат в основном в законодательной плоскости. Требования законодательства не всегда соответствуют реалиям рынка труда, а противоречивость норм в отдельных нормативных актах создают путаницу и правовые коллизии. Не идет на пользу и забюрократизированность процедур администрирования предпринимательских и трудовых отношений, отчетности
Читайте також: На что жалуется бизнес. «Лидеры» среди госорганов
О контроле
Это не первая кампания массовой проверки предприятий на предмет легального трудоустройства. Чем она отличается от предыдущих?
Текущая инспекционная кампания более подготовленной, организованной и структурированной. Доступы к информационным базам других государственных органов позволяют проводить инспекционные посещения более таргетированно. То есть не тревожить лишний раз законопослушных работодателей.
Результаты говорят сами за себя — 80% проверенных работодателей используют незадекларированный труд.
Сколько времени будет длиться активная фаза проверок и как после их завершения будете работать с предприятиями?
Инспекционная кампания продлится до 1 октября. Но это не значит, что контроль на этом прекратится. Мы будем и дальше следить за предприятиями. В первую очередь, конечно, за теми, где были обнаружены неоформленные сотрудники и во время инспекционной кампании существенно вырос штат.
Если будем фиксировать «отток» зарегистрированных сотрудников после окончания проверки, будем проверять повторно.
Каких результатов ожидает ведомство от проведения проверок?
Прежде всего мы ожидаем роста официального трудоустройства. На сколько — точно сказать трудно, но, учитывая сегодняшние результаты кампании, можно прогнозировать увеличение количества официально трудоустроенных.
Комментарии - 18
П.С.
Программистам сайта Минфин: сколько раз и сколько человек должны сказать вам что принудительная вставка пробела между точкой и идущей за ней буквой — это совершенно бесполезное и даже вредное «улучшение»?
Лучше научитесь распозновать переносы строк в комментариях под отзывами. Раньше они там распознавались так же как в комментариях под новостями, но затем вы их зачем-то «потеряли» вслед за всем остальным форматированием.
Электронная подпись конечно хорошая технологию, но поскольку у нас как всегда сделали всё слегка черех жoпy то получилось что электронная подпись должна быть выпущена только провадйером из ограниченного и очень странного списке малоизвестных украинских фирм.
Но фиг с ним, возможно тут были «хорошие намерения» что они буду проверять личность. Основной мой меседж о том что уже несколько лет как существуют альтернативные способы подтверждения личности которые не требуют вообще никаких походов в офисы, тот же BankId который доступен огромному количеству не очень продвинутых пользователей.
Оформлять же электронную подпись, да ещё и за деньги, просто для того чтобы работать с сайтом пенсионного фонда который нужен раз в несколько десятков лет — будут только считанные единицы пенсионеров или будущих пенсионеров. Возможно другим посетителям, например бухгалтерам и руководству фирм электронные подписи действительно нужны. Но не рядовому пенсионеру.
1.Є установи (не банківські), де можна отримати ЕЦП безкоштовно — наприклад, свій я отримував у податковій, не заплатив ні копійки.Продовження терміну його дії взагалі робиться онлайн.
2. Що Вам заважає використати BankID на порталі ПФУ? Цей спосіб там теж передбачений.
3. Для самих «непросунутих», але тих, хто, не лінивий і має багато вільного часу, є третій варіант — можна просто сходити у відділення ПФ, там зареєструватись і отримати логін і пароль для роботи з порталом.Самий «пенсіонерський» варіант: ).
Последний раз когда я там был и захотел загрузить данные своей трудовой со стажем начиная со времён СССР которых у них сейчас нет — оно потребовало электронную подпись. Если теперь это можно делать без подписи — это замечательно.
Мені у коментарі слід було додати, що ідентифікація по BankID дає можливість входу на портал, але не всі функції будуть доступні, я це випустив.
Не все оформлены ФОПами и поэтому не все могут так легко и без напряга получить в налоговой ЕЦП.
«Не все оформлены ФОПами и поэтому не все могут так легко…» — для отримання ЕЦП у податковій не обов`язково бути оформленим ФОПом, його можуть отримати всі бажаючі, це питання я колись спеціально уточняв.
Проверяйте сколько угодно…
Полный доступ ко всем функциям кабинета
возможен только при входе по ЕЦП.
Бесплатно счет открыть и бесплатно ЭЦП получить.
Если же у посетителя сайта нет смартфона для чтения QR-кода то с вероятностью 99,99999% и электронная подпись для него сродни китайской грамоте, и флешку он видел только у внука.
Но я например бы приятно удивлен, что вообще смог зайти в СВОЙ кабинет на ПФУ используя ЭЦП.
Это уже чудо какое-то!
Сегодня мы все же концентрируемся на главной проблеме — полностью неформальной занятости.
IT может и дальше рубить деньжат.
Солидарную систему нужно было еще в 90х демонтировать.
Тех кто вышел на пенсию при солидарной системе государство должно тянуть на себе — за счет ренты на землю, распродажи земли накрайняк черерз ОВГЗ финансировать.
А всех остальных перевести на накопительную систему, тех кто 5+ лет проработал по солидарной ситеме их отчисления пересчитать и закинуть им в накопительную часть.
Откуда баблишко взять? — оттуда же откуда баблишко взяли на рекапитализацию Приват банка.
блин все просто живут и трясутся.
Особенно те кто инвестируют в IB