За систематическое несоблюдение требований по раскрытию информации потребителям банк может получить значительно более существенный штраф, чем после одной жалобы клиента. Об этом рассказала начальник управления НБУ по защите прав потребителей финуслуг Ольга Лобайчук во время пресс-брифинга.
В НБУ рассказали, как будут наказывать банки за нарушение требований по защите прав потребителей
По словам Лобайчук, Нацбанк параллельно работает в двух направлениях по защите прав потребителей.
Обработка обращений и жалоб
Первое направление — это работа с обращениями граждан. Их рассмотрением и реагированием занимается Управление защиты потребителей финансовых услуг НБУ.
Благодаря жалобам, которые поступают от клиентов банков, регулятор ежедневно отслеживает оперативную качественную информацию о том, что происходит на рынке. Если зафиксировано нарушение, Нацбанк применяет меры воздействия в виде штрафов.
Читайте также: Как не переплачивать по «беспроцентному» кредиту — совет от НБУ
Проведение надзора
Вторая параллельная функция регулятора — это наблюдение. Оно как раз охватывает мониторинг сайтов и рекламы, требования к которым начали действовать с 1 сентября 2020 года.
По словам Лобайчук, такой надзор регулятор имеет возможность абсолютно спокойно делать безвыездным методом. Конечно, в рамках графика и по крупнейшим розничным банкам.
Какие методы воздействия применяет НБУ
Если регулятор видит, что после его писем — или по обращениям потребителей, или по результатам мониторинга сайтов и рекламы — банки не устраняют нарушения или устраняют только по тем людям, которые жаловались, он формирует матрицу. Она показывает, насколько проблемным, с точки зрения рисков в защите прав потребителей, является банк.
После этого совместно с банковским надзором, во время выездных проверок, банк рискует получить значительно более существенные штрафные санкции, чем после одного обращения.
Читайте также: Банки должны установить на своих сайтах калькулятор для расчета кредитных платежей — НБУ
Размеры штрафов
По словам Лобайчук, штраф по одному обращению за нераскрытие информации сейчас достаточно небольшой — от 5 до 10 тысяч гривен. За нераскрытие ставки по кредиту банк будет вынужден уплатить в 15 тысяч гривен за один случай.
«Конечно, для банка это небольшие суммы. Однако, если банк систематически платит незначительные суммы и ничего не меняет, — рискует получить большой штраф», — отметила начальник управления НБУ по защите прав потребителей финуслуг.
Напомним
- С 1 сентября 2020 заработали требования Нацбанка к раскрытию банками информации об услугах в рекламе и на сайтах.
- Главное изменение — на сайтах банков и в рекламе должна появиться достоверная, правдивая, актуальная и достаточная по объему информация о депозитах и кредитах, их стоимости, условиях и рисках, которая не будет вводить клиентов в заблуждение.
Комментарии