13 апреля Верховная Рада приняла закон об изменениях в госбюджет на 2020 год, связанных с созданием фонда противодействия коронавируса.
Рада приняла «антикризисные» изменения в бюджет-2020. Дефицит бюджета увеличен в 3 раза
«За» законопроект № 3279-д проголосовали 249 депутатов.
Что меняет документ
Государственные доходы на 2020 год уменьшатся на 119,74 миллиарда гривен — это 11% всех доходов, которые ранее ожидали получить как в виде налогов, так и в качестве прибыли госкомпаний.
Дефицит бюджета предлагают увеличить более чем 3 раза — с 96,27 миллиарда гривен до 298,4 миллиарда гривен.
Читайте также: Новый бюджет предусматривает 143 миллиарда недопоступления от налогов
Расходы бюджета вырастут на 82,39 миллиарда гривен, из которых 64,67 миллиарда гривен составит специальный фонд противодействия коронавируса. Вместе с тем, львиная доля государственных расходов в бюджете сократится.
В Кабмине ожидают падения ВВП на 4,8% и номинальный ВВП на уровне 3 трлн 985 млрд грн.
Инфляция на конец года (декабрь к декабрю) — 11,6% (ранее 5,6%)
Уровень безработицы вырастет до 9,4%, а среднемесячная зарплата (брутто) составит 10,7 тыс. грн (-4,5% с учетом инфляции).
Читайте также: Кабмин подготовил бюджет чрезвычайной ситуации: Курс доллара 29,5 грн/$, уровень безработицы — 9,4%
Ожидается снижение экспорта товаров и услуг на 5,5% по сравнению с 2019 годом (до $59,9 млрд), импорта — на 10% (до $88,3 млрд). Дефицит торгового баланса — $8,3 млрд.
Что еще изменили в бюджете
-
В нем уменьшен фонд на борьбу с COVID-19 на 2 млрд грн, и теперь он предлагается в размере 64,9 млрд грн.
-
Восстановлена дотация аграриям в размере 4 млрд грн. Кабмин предлагал 2,5 млрд грн.
-
Финансирование правоохранительных органов в новом бюджете сократят, но расходы на МВД увеличат.
Читайте также: Изменения в госбюджет. Финансирование регионов сократят на 11 миллиардов
-
Финансирование проекта «Большое строительство дорог» не сократили. В целом за 2020 планируется построить более 6 тыс. км дорог государственного и местного значения.
Комментарии - 62
Деньги МВФ будут, все будет ок
МВФ нам гроші дає - це факт
Берем новый кредит что-бы заплатить % по старым кредитам.
А взагалі для спекулів вигідно:))
Всякий раз перед принятием решения об очередном транше Фонд дает прогноз по гривне в перспективе 3-5 лет. Как бы намекая, там всегда тенденция на девал.
Отвечаю на Ваш вопрос:
1. Сам вопрос не корректен. Потому что нужно ответить на другие вопросы:
1.а. Что такое вообще «крепкая валюта»?
1.б. Почему МВФ должно волновать валюта крепкая или не крепкая?
1.в. Может ли вообще быть эта «крепкая валюта» у страны, которая обращается к МВФ за программой, если в МВФ обращаются тогда, когда в стране экономический кризис?
2. Как экономический прогноз связан вообще с требованиями? Экономический прогноз — это тенденция исходя из прогнозных условий сотрудничества. Если по условиям сотрудничества страна собирается иметь дефицит бюджета и негативное сальдо платежного баланса (это закладывается правительством, а не МВФ), то что должен закладывать в прогноз МВФ? Укрепление?
Вы путаете причины и следствия: сначала идет кризис и девал (2014-февраль 2015), а потом приходит МВФ, и девал прекращается. На февраль 2015 курс гривны прыгал до 35-40, на начало 2020 (до эпидемии), гривна была 26, при этом мы с 2015 по 2020 сотрудничаем с МВФ. Где девал?
Что касается причинно-следственных связей, странно от вас слышать обвинения в мой адрес, когда вы сами путаете эти связи «не отходя от кассы», что называется.
Девал нац.валюты – едва ли не основное требование, с которым МВФ заходит на сотрудничество в страны типа Украины, Аргентины, Египта, Мексики и тп. Просто об этом не принято публично говорить, дабы лишний раз не провоцировать панические настроения масс, которые побегут штурмовать обменники раньше времени.
---------------
1.а. Что такое вообще «крепкая валюта»?
1.б. Почему МВФ должно волновать валюта крепкая или не крепкая?
1.в. Может ли вообще быть эта «крепкая валюта» у страны, которая обращается к МВФ за программой, если в МВФ обращаются тогда, когда в стране экономический кризис?
---------------
Отвечу коротко. МВФ не заинтересован в укреплении валюты страны, которую он кредитует. Странно, что вы не поняли мою мысль сразу.
1. Погашение долгов МВФ рассчитано не за счет экспорта и валюты, а за счет рефинансирования долга на рыночных условиях - еврооблигации. То есть задача МВФ вывести страну из кризиса, и отпустить свободно на рынок.
2. Не смущает меня и Ваши описания девальваций перед траншами. Так как во-первых, если смотреть на тенденцию не за 2 недели и за 5 лет. То с февраля 2015 у нас ревальвация, ну или как максимум девальвация с 24 на 25 грн(это если смотреть от курса устаканившегося после резкого девала). То есть в периоде по сути девальвации почти нет или незначительная 4% за 5 лет, это очень мало.
Далее оценивая причины девальвации 2015 вы забыли посмотреть на динамику и скорость падения ЗВР в 4 кв. 2014 - 1 кв. 2015. Может там ответ, а не в программе МВФ?
3. Что такое виток девальвации? Вы причины этих витков изучили? Экономические?
И да, если не будет транша МВФ будет девальвация, но не потому что МВФ ее требует, а потому что власть тянет с выполнением условий транша до последнего. Потому что условия МВФ больно бьют по рейтингу и олигархам поддерживающих власть. И да, когда будет кошмар, они выполнят все условия и гривна ревальвирует после девальвации, но если условия МВФ выполнить раньше, то и девала не будет.
1 — Я говорил не о схеме погашения, а о возможности платить по долгу в принципе. Интересно услышать от вас, за счет чего МВФ планировал/планирует вывести Украину из кризиса.
2 — Извините, но смотреть с февраля 15 года, когда гривна просела до 30, как минимум некорректно. Искажается картина. Давайте смотреть с момента отказа России кредитовать нас и началом сотрудничества с МВФ (апрель 2014 года). С тех пор гривна просела с 10 до 27. Вас не смущает, что работа с фондом застопорилась в периоде с 2018 по сегодняшний день, когда власть стала привлекать гривневые овгз извне, перестав планомерно девальвировать гривну по понятным причинам. Вы сейчас можете опять упрекнуть меня в путании причины и следствия и будете правы. Но здесь скорее замкнутый круг. Не дает МВФ, берем у нерезидентов. Укрепление гривны здесь лишь хитрый трюк, чтобы получить больше баксов за меньшее количество гривны. Или вы сомневаетесь, что НБУ способен выкупать с рынка любое количество бакса без укрепления гривны? Было бы желание.
3 — Причины витков я изложил вам ранее. Фонд нас не кредитует уже 2 года. Казалось бы гривна должна обвалиться в пропасть, ведь мы затягиваем принятие следующего пакета реформ до неприличия. Но почему же она укрепилась с 28 до 23? Ответ очевиден или вы будете продолжать называть белое черным?
2. Мы не начали сотрудничать с МВФ в апреле 2014, мы начали сотрудничать в феврале 2015. Потому что сотрудничество начаинается не с переговоров, а с подписания договоров.
Мы не занимаемся планомерным девальвированием/ревальвированием с 2015 года, когда у нас появился реально независимый НБУ. В 2018-2019 году, когда мы перестали выполнять требования МВФ, из-за того, что уже не «горело» (зачем делать реформы, если можно по другому), мы нашли замену в виду ОВГЗ, явно временную замену.
3. Витки девальвации имеют свою вполне логичную причину без какого-то МВФ:
2008 год — обвал цен на сталь и выход нерезов из долга (мировой кризис).
2014-2015 — последствия глупого удерживания курса Януковичем + война;
Гривна обваливается не потому что нас кредитует или не кредитует МВФ, она обваливается, когда внешние и внутренние факторы этому способствуют. И на пике девальвации от безысходности мы приходим к МВФ.
В 2018 и 2019 годах хорошая коньюнктура внешних сырьевых рынков и рост мировой экономики позволял нам брать в долг и без МВФ + ожидания роста экономики ревальвировали гривну, но это локальный успех и да нам не нужен МВФ постоянно в 2018-2019 годах кризиса не было.
Ответы не очевидны, они очевидны только для вас только потому, что у Вас есть сложившееся мнение и вы учитываете только те факторы, которые под него подход
2 — А вот здесь уже откровенная ложь с вашей стороны. До сих пор вы просто передергивали факты, но сейчас прокололись по крупному. Украина получила первый транш МВФ по программе Stand By в конце апреля 2014 года. После чего в том же году было получено еще несколько траншей на общую сумму 3 млрд.долларов. Если же вы не в курсе этого, тогда о чем мы спорим тогда? А уже в 2015 году была подписана новая программа EFF. Но сотрудничество началось годом ранее, поэтому как не изворачивайтесь, а за время работы с МВФ гривна девальвировала почти в 3 раза и это еще не предел. Поверьте на слово.
3 — На пике безысходности под очередное потрясение мы приходим к МВФ, где слышым первое условие для выдачи кредита — девал гривны. Так было в 1998 году, так было в 2008 году, так было в 2014-15 годах, так будет и сейчас. Но обратите внимание гривну всякий раз начинают опускать только тогда, когда решение о транше уже согласовано. Почитайте об истории сотрудничества Украины и МВФ с 1992 года. Благо информации в интернете масса.
Ваш последний жирный абзац вы можете полноценно адресовать и в свою сторону. Менторский тон неуместен, когда в арсенале слабые аргументы, передергивание фактов и откровенная ложь (см.пункт 2)
Но мне кажется мы зашли слишком в дебри. Хотел раньше привести простую статистику (буду незначительно округлять):
Курс на 31.12.2013 — 8,31 грн/долл, резервы НБУ 20,4 млрд. долл.
Курс на 28.02.2014 — 10,5 грн/долл, резервы НБУ 15,5 млрд. долл.
Курс на 30.09.2014 — 13,4 грн/долл, резервы НБУ 16,4 млрд. долл(это с учетом указанного вами кредита МВФ)
Курс на 31.12.2014 — 16,4 грн/долл, резервы НБУ 7,5 млрд. долл.
Курс на 28.02.2015 — 27,5 грн/долл, резервы НБУ 5,6 млрд. долл.
К чему эта статистика: курс держали и при МВФ, за 14 мес. спалили резервов на 15 млрд. + кредит МВФ. Спалили 75% резервов, но курс все равно не удержали.
Как думаете без требования МВФ девальвировать (если исходить, что оно было, то есть ваше позиция) мы сколько бы мы его удерживали?
Статистика по сути подтверждает, что никакого требования не было, палили резервы до последнего. Обратите внимание январь-февраль 2015, минус 2 млрд. долл. при росте курса на 67%, а если бы пытались удержать на 16 или 18 грн., сколько было бы на 28.02? Логичный ответ 0 было бы раньше. (И это при драконовских мерах по запрету на вывод всего и вся и сокращении сроков возврата валютной выручки).
Исходя из этой статистики я уверен, что никакого требования не было, мы держали до последнего и никто специально не девальвировал, просто не было сил держать.
Еще раз повторюсь и закроем полемику. МВФ сырьевой стране обязательным для сотрудничества условием выдвигает в том числе курс на девальвацию нац.валюты. То есть никакой ревальвации в долгосрочной перспективе. Факт налицо.
Это нормально, вот представьте МВФ дал бы деньги в январе 2015 — 10 млрд., за сколько бы мы их спалили, думаю за пару месяцев удержания 18, а смысл +10 млрд. долга и все равно курс 27.
Но МВФ никогда не заставит вас просто девальвировать искусственно. Специально, нерыночно.
Если рыночная ситуация не говорит о девальвации, то и МВФ такого требовать не будет. Другой вопрос, что обычно к МВФ обращаются именно тогда, когда кризис и курс летит в тартарары и (власти) хочется как-то его удержать, ведь перевыборы будут. Но да, в таком случае МВФ говорит, сначала рыночный курс, потом деньги.
И да в большинстве развивающихся стран, да и что «греха таить» в развитых тоже, правительство не очень любит непопулярные реформы и объявлять кризис, и потому тянет с обращением к МВФ или выполнением условий, и создается впечатление, что МВФ связан (требует) девала.
Вы когда-нибудь видели, чтобы МВФ давал деньги какой-либо из развивающихся стран на фоне укрепления нац.валюты? Я такого не припомню. Только не говорите сейчас, что если денежная единица укрепляется, значит в стране все хорошо и работа с Фондом не имеет смысла. На примере Украины то, что происходило в 2019 году с гривной — это настоящее преступление против экономики. Почти уверен, если бы еще в 2018 году мы приняли те законы, которые принимаем сейчас, и продолжили работу с МВФ своевременно согласно договоренностей, то входили бы сейчас в кризис с куда более сильными позициями. Гривна топталась бы в районе 29-30, как-то было прописано Фондом на 2020 год, а дефицит бюджета был бы ничтожным. Вместо этого имеем то, что имеем. Как ни крути, а для очередного транша мы должны зайти (и заходим) в целевой коридор 28-30 гривен, как-то и было предписано Фондом ранее.
2018 год это четко показал: правительство выпускает ОВГЗ - международные инвесторы их покупают за гривну - чтобы получить гривну они меняют свои доллары на нее на межбанке.
НБУ выкупал много (чистыми выкупил 7,9 млрд. долл.), но не перебивал тренд ревальвации, но снижал его скорость и глубину. Это и называется рыночный курс.
Я конечно не знаю историю всех стран, которые когда либо обращались к МВФ и что там было с курсом, но я не знаю не одного случая, когда там валюта не девальвировала.
Тут все очень просто, если вы хотите наращивать бюджетные расходы, поднимать уровень зарплат в экономике, и при этом сохранять сырьевой характер экономики (т.е. не делать реформы, не улучшать инвестиционный климат), то девальвация в долгосрочном периоде неизбежна с МВФ или без него.
Потому что:
1. Вы зависимы от внешних рынков и если сегодня Ваше сырье дорогое, то через год может подешеветь и валюты в стране не будет хватать на покрытие импорта и будет девальвация.
2. Наращивание зарплат приводит к опережению импорта над экспортом, потому как на большие зарплаты люди начинают покупать товары дороже, а у нас сырьевая экономика, мы это не производим.
3. Нарастить объемы сырья достаточно сложно, потому как новых дешевых месторождений уже нет практически никакого сырья. Может есть отдельные случае, но они не опровергают тренд.
Итого без реформ тренд на девальвацию зависит не от МВФ - это просто болезнь сырьевой экономики.
А то мои коллеги говорят, что так никто и не перестал бизнес кошмарить проверками несмотря на законы...