У украинских стартапов большой потенциал для успеха на мировой IТ-арене, но для этого им нужно профессиональное менторство и финансирование, убеждены в группе ICU.
ICU помогает украинским стартапам привлечь внимание международных инвесторов
На прошлой неделе 11 стартапов выступили на Odesa Demo Day — одной из частей Украинского финансового форума, организованного ICU.
Стартапы презентовали свои идеи перед жюри из украинских и международных венчурных инвесторов. 5 минут на выступление и еще 5 минут на сессию вопросов и ответов — в таком тайминге стартапы соревновались за приз в $ 10 000. Но для многих из них деньги не главная мотивация.
«Стартапам нужно не только финансирование, но и менторство — советы профессионалов, которые много лет занимаются этим бизнесом», — отмечает Роман Никитов, руководитель венчурного направления ICU.
От биотехнологий к блокчейну и от бизнес-аналитики к e-sports — на Odesa Demo Day соревновались стартапы, которые разрабатывают продукты в различных сферах.
Например, стартап StudyDive работает над созданием платформы, схожей по концепции с Booking.com, но только для поиска мероприятий в сфере образования. В EcoTyre создали уникальную концепцию переработки шин, в результате которой получается вторсырье. Myhelix разработал рекомендации по индивидуальной здоровой системе питания, исходя из ДНК анализа потребителя.
«Очевидно, что в Украине много талантливых программистов и IТ-предпринимателей. Наша страна входит в пятерку крупнейших разработчиков в мире и занимает ведущие позиции по соотношению «цена-качество». Украинским инженерам теперь необходима внутренняя экосистема для развития и создания собственных продуктов. Над строительством такой системы мы и трудимся», — говорит учредитель ICU Макар Пасенюк.
В прошлом году группа ICU запустила собственное венчурное направление — ICU Ventures. Сейчас в ее портфеле 7 проектов, многие из них — на слуху: Petcube, Apostera и 3Dlook.
«Средняя для нас инвестиция — $500 тысяч. Долгосрочный план — портфель до 25 проектов, из которых больше половины имели бы отношение к Украине», — подчеркивает Роман Никитов.
Украинский венчурный рынок по-прежнему небольшой по объему. По данным Crunchbase, в 2018 году объем мировых венчурный инвестиций составил $343 млрд. В то же время, по подсчетам Украинской ассоциации венчурного и частного капитала, украинский рынок венчурных инвестиций за прошлый год составил $337 млн.
«Это критично мало — всего 1% мирового. Мы хотим, чтобы в стране было больше успешных бизнес-историй», — говорит Макар Пасенюк.
По словам финансиста, украинским предпринимателям нужна помощь сильных игроков рынка.
«Помимо выполнения своих непосредственных бизнес-задач, ICU Ventures помогает стартапам менторством и налаживанием контактов с другими инвесторами», — рассказывает Макар Пасенюк.
«Мы не просто финансируем стартапы. Мы даем им стратегические советы по развитию, помогаем искать команду и выходить на других инвесторов — внутри страны и за ее пределами, в том числе, в Кремниевой Долине», — дополняет Роман Никитов.
По словам директора ICU Ventures, мероприятия в стиле Odesa Demo Day — нужная стартапам площадка, на которой они знакомятся с потенциальными инвесторами.
«Чтобы на вас обратили внимание, нужен активный нетворкинг и сарафанное радио. Выходите к людям, презентуйте свой продукт, коммуницируйте свои идеи, зажигать ими венчурное сообщество. В зале много представителей венчурных фондов и инвесторов-«ангелов». Мы приглашаем молодые стартапы выходить к этой аудитории и удивлять ее», — призывает Роман Никитов.
Попасть на радар инвесторов для молодых стартапов непросто. В ICU рассказали, что для отбора 7 проектов для инвестиций пришлось проанализировать более 200 компаний.
Три главные вещи, которые важны для ICU в стартапе — команда, продукт и рынок.
Команда должна быть амбициозной, готовой создавать новые рынки, видеть возможности, которые другие упустили. «Хороший пример из нашего портфолио — Petcube. Они создали рынок connected pet devices (цифровых приборов для домашних любимцев) и остаются его лидерами», — рассказывает Роман Никитов.
ICU ищет стартапы, которые предлагают клиентам интуитивно понятный продукт. В качестве примера в компании приводят свою инвестицию, Smart Commerce — сервис, дающий пользователям информацию о любых продуктах и позволяющий купить их в один клик напрямую у ритейлера.
«Для нас нет правильных или неправильных областей для инвестирования. Мы просто вкладываем в тот бизнес, который понимаем», — заявляет Роман Никитов.
Относительно географии работы украинских стартапов, в ICU настроены амбициозно.
В ICU Ventures подчеркивают, что инвестируют в идеи с потенциалом для глобального масштабирования, а не жизни в одной или нескольких странах.
По словам Макара Пасенюка, в будущем ICU планирует не только сама инвестировать в стартапы, но и приглашать других инвесторов присоединиться к портфелю компании. Но сначала в ICU хотят самостоятельно опробовать модель такого инвестирования.
«Если через три года после вхождения в капитал компании ее капитализация как минимум удвоится, тогда эту инвестицию можно считать успешной», — заявляет Роман Никитов.
«Когда ты инвестируешь, ты садишься в одну лодку со стартапом. На Odesa Demo Day выступала компания из нашего портфолио — Hideez. И по ходу ее выступления мы переживали не меньше, чем команда стартапа», — говорит директор ICU Ventures.
Победила в стартап-батле компания-разработчик экологического метода переработки шин — EcoTyre.
«Такие события полезны стартапам на любой стадии развития. Это возможность посмотреть на себя со стороны, получить обратную связь и выявить слабые места, которые нужно прорабатывать. И это идеальное место для нетворкинга и поиска партнеров», — отметил соучредитель EcoTyre Назар Халавка.
«В целом стартап-ивентов в Украине хватает, но Оdesa Demo Day отличился качеством участников и контента. ICU сделала интересную подборку стартапов со всей страны, а уровень выступлений и презентаций был выше, чем я видел в среднем по Украине», — поделился своими впечатлениями CEO международного стартапа с одесскими корнями 3Dlook Вадим Роговский, который был на событии в качестве гостя.
В ICU убеждены, что все стартапы, которые посетили Оdesa Demo Day, победили, поскольку получили нужный им опыт.
В ICU Ventures обещают, что событие в Одессе — первое из серии подобных ивентов, которые компания планирует проводить в разных городах Украины в будущем.
Накануне Оdesa Demo Day стало известно, что сервис проверки правописания Grammarly получил $90 млн инвестиций и стал первым «единорогом» (компанией, стоимость которой оценена более $1 млрд) с украинскими корнями. В ICU Ventures считают, что это только начало стартап-истории Украины.
«С 2014 года мы ежегодно проводим Украинский финансовый форум. И с каждым годом на форуме все больше говорили о новой экономике, венчурных инвестициях и потенциале Украины создавать продукт мирового уровня. Очевидно, что рынок движется вперед. В 2019 году в рамках шестого форума мы провели уже отдельный ивент, посвященный стартапам. И мы продолжаем работать над созданием следующей украинской истории успеха», — подытожил Макар Пасенюк.
Комментарии - 2