Ракетостроение в Украине обладает мощным производственным потенциалом полного цикла, практически не требующим помощи извне, однако есть причины почему отрасль катастрофическими темпами отстает в развитии от передовых стран. Рассказывает владелец украино-американской аэрокосмической компании Firefly, Макс Поляков.
Украинское ракетостроение отстает от мировых тенденций, — Макс Поляков
«С распадом СССР Украине досталось богатое космическое наследие, позволяющее ей войти в ТОП лидеров по освоению космоса вместе с США, РФ, Китаем и Японией. Однако, постепенно украинская держава утратила ключевые позиции на этом рынке. Из 600 предприятий ракетно-космической отрасли осталось 24, главными из которых считаются конструкторское бюро «Южное» и завод Южмаш. Причины такого тотального сокращения – отсутствие государственного спроса на оборонные ракетные комплексы, а также законодательная база, запрещающая частные инвестиции в ракетостроение. Все 24 предприятия подчиняются Государственному космическому агентству Украины и финансируются из госбюджета. Но поскольку строительство ракет-носителей и спутников не является приоритетным направлением для украинского государства, дотации в отрасль ничтожно малы, что едва позволяет этим предприятиям держаться на плаву», — прокомментировал Макс Поляков.
Поляков назвал еще несколько причин, почему космическая отрасль в Украине находится в состоянии стагнации.
«КБ «Южное», являясь мозговым центром украинского космоса, за 28 лет независимости не создало ни одной конструктивно новой разработки, все действующие по сей день проекты базируются на модификациях ракет советской эпохи. Да, есть прославленные Зениты, но они сегодня востребованы только одним заказчиком, владельцем программы «Морской старт» российским авиахолдингом S7, контракт с которым у Южмаша истекает в 2022 году и рискует оказаться последним в истории Зенитов. В рамках проектов американского Antares и европейского Vega, украинские предприятия поставляют ракетные двигатели, но это капля в море для того мощного потенциала, которым обладает Украина в космической сфере. КБ «Южное» заявляет о разработках, которые позволят усовершенствовать «Зенит», а также о создании РН «Маяк 3.9S», которую предлагает строить совместно с Казахстаном, но горький опыт предприятия в международных контрактах заставляет не спешить иностранных партнеров с решением о сотрудничестве. И как показывает практика, украинские государственные предприятия ракетно-космической сферы делают все слишком долго и дорого, и это еще одна причина отставания украинского космоса от мировых тенденций, — подытожил Макс Поляков.
Ранее, владелец FireFly Aerospace Макс Поляков, заявил, что для развития космической отрасли в Украине нужно принять пакет новых законов.
Комментарии