В Центре экономической стратегии проанализировали, на что тратились средства с прошлогоднего бюджета страны, и сравнили полученные данные с аналогичными показателями стран-новых членов ЕС.
Бюджет-2018: раздутые расходы на соцзащиту и правоохранителей
Результаты исследования обнародованы на сайте Лига.net. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.
Министр финансов Украины Оксана Маркарова 15 марта представила отчет о выполнении бюджета за 2018 год. По данным министерства, госбюджет был выполнен по доходам в сумме 928,1 млрд грн, по расходам – 985,9 млрд грн, по чистым кредитам – 1,5 млрд грн. Дефицит составил 59,3 млрд грн.
Источник: Министерство финансов
Главные выводы Центра экономической стратегии следующие: бюджетная политика не претерпела радикальных изменений. Они начнутся в 2020 году, когда заработает трехлетнее бюджетное планирование, а министерства пересмотрят свои расходы, определив приоритеты по функциям и стратегическим планам.
По результатам выполнения Бюджета-2018, Украина все еще перераспределяет через бюджет слишком много средств — около 43% ВВП.
Доходы и расходы были недовыполнены, причем недовыполнение по доходам было меньше. Это способствовало снижению фактического бюджетного дефицита.
Источник: Госказначейство, Минфин, Госстат
Экономический рост мог бы ускориться, если бы уровень перераспределения ВВП через государство стал ниже 40%.
Этого можно достичь с помощью разумного планирования: распорядителей средств в 2019 году будут ожидать функциональные просмотры бюджетных расходов.
Источник: Госказначейство, Eurostat
Если сравнивать со странами-новыми членами ЕС, на наш взгляд потенциал для изменений есть в нескольких сферах:
Социальная защита и социальное обеспечение
С учетом соцфондов Украина до сих пор тратит на эту статью расходов около 17% ВВП. В бывших странах с переходной экономикой, которые стали членами ЕС после 2004 года, где этот показатель в среднем составляет 14%.
Отменять индексацию пенсий, как это практиковали раньше, не нужно. Вместо этого следует акцентировать внимание на комплексной стратегии преодоления бедности. Например, очень эффективной с точки зрения преодоления неравенства в Украине, по оценкам Всемирного банка, была и остается помощь малоимущим.
Сквозь призму влияния на бедность нужно оценить и эффективность реформированных недавно субсидий на оплату услуг ЖКХ, помощь инвалидам и многодетным семьям. Также следует изучить результативность альтернатив — привлечение граждан к рынку труда и увеличение энергоэффективности.
Расходы на правоохранительные органы
Естественно, что расходы на оборону должны быть выше, чем в странах без вооруженных конфликтов на их территории. Однако расходы на внутреннюю безопасность были и остаются непропорционально большими — 3,3% ВВП против 2,1% ВВП в бывших странах с переходной экономикой. Украина унаследовала от Советского Союза раздутую систему правоохранительных органов, которая, за исключением патрульной полиции, так и осталась нереформированной.
Расходы на образование
Среднее и дошкольное образование финансируются в ограниченных рамках, однако в высшем образовании до сих пор не проведены реформы. Студентов в ВУЗах слишком много, по сравнению с другими странами, а качество высшего образования остается ниже мирового уровня.
Расходы на обслуживание долга
Украина платит очень высокую ставку по заимствованиям из-за высоких рисков. На рынке украинский долларовый долг стоит примерно 10% годовых — это чуть ли не самый высокий уровень ставок среди развивающихся стран. Ставка снизится, если Украине повысят кредитный рейтинг. Это возможно в случае проведения структурных реформ, устойчивого экономического роста, развития надежной судебной системы. Если страна спокойно пройдет период выборов, снижение ставок возможно уже в 2019 году.
Выборы в парламент, которые состоятся в октябре, и формирование новой коалиции могут стать серьезным препятствием для бюджетного процесса. Однако, при желании, новая Рада сможет не потерять первые достижения реформы и вернуть государственные финансы на путь эффективности.
Комментарии