Недавно Минсоцполитики обнародовало проект закона, который призван ликвидировать оптимизационные схемы с участием ФОП. Документ вызвал шквал критики.
Власть взялась за ФОПы: на какие схемы переключится бизнес
Многие говорят о неминуемой дальнейшей тенизации рынка труда и увеличении миграции интеллектуальной элиты, если власть возьмется за ФОПы. Премьер Владимир Гройсман пообещал доработать документ после консультаций с профильными бизнес-ассоциациями. Но полностью отказываться от идеи наполнить Пенсионный фонд за счет дальнейшей легализации трудовых отношений Кабмин не собирается
Означает ли это, что сбудутся апокалиптические прогнозы? – Едва ли. Даже если документ будет принят, бизнес продолжит минимизировать нагрузку на фонд оплаты труда. Возможностей для этого останется предостаточно.
Хорошо забытое старое
Схема экономии на налогах, когда компании выводят сотрудников из штата и оформляют их частными предпринимателями, существует не первый год. Они популярны по двум причинам. Во-первых, безопасность: такая оптимизация полностью укладывается в законодательные рамки. Во-вторых, эффективность: модель работы с ФОПами дает возможность значительно экономить на обязательных платежах с фонда оплаты труда.
Сколько можно сэкономить на соцвзносах подсчитал для «Минфина» управляющий партнёр ЮФ «Мисечко и Партнёры» Владимир Мисечко. Допустим, работодателю нужно выплатить 4 сотрудникам по 20 тыс грн. Сотрудники оформлены частными предпринимателями — обычно «упрощенцы» 3 группы, которая позволяет иметь ежегодную выручку до 5 млн грн, и требует уплаты 5% от дохода без регистрации плательщиком НДС. В этом случае сотрудники — ФОПы заплатят единый налог по 1 тыс грн плюс 918,06 грн ЕСВ (в данном случае – около 4,6% от зарплаты. ЕСВ вне зависимости от суммы выплаты для упрощенцев этой группы одинаков). Итого, издержки работодателя при выплате зарплаты составят 7674,4 грн на четверых.
Если бы сотрудники были в штате, то нагрузка на фонд оплаты труда при выплате зарплаты каждому была бы следующая: налог на доходы физических лиц в размере 18% с 20 тыс грн (3600 грн) + военный сбор 1,5% (300 грн) + единый социальный взнос 22% (4400 грн). Итого на 4 сотрудников — 33,2 тыс грн. Нагрузка на фонд заработной платы — 41,5%.
В Минсоцполитики больше не желают мириться с такими схемами. Если вскроется, что реальные трудовые отношения («работодатель-наемный работник») прикрываются гражданскими с физлицами-предпринимателями, работодателя ждет наказание. Ему не просто придется трудоустроить в штат сотрудников, но и заплатить космические штрафы.
«Попытка прикрыть схему предпринимается уже не первый раз. Например, в 2005 году уже пытались решить эту проблему на законодательном уровне. Тогда установили следующее правило: если частный предприниматель предоставляет услуги компании дольше месяца в год, он приравнивается к наемному работнику со всеми вытекающими для работодателя налоговыми последствиями. Однако тогда это законодательное новшество проработало недолго и его отменили. Сейчас критерии, по которым можно вычислить оптимизационную схему, выписаны более тщательно», — рассказывает старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин.
Для работодателей введут презумпцию виновности
Законопроект Минсоцполитики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда» выделяет семь признаков, по которым можно установить, что за ФОПами работодатели прячут своих сотрудников:
• Периодически (два и более раз) физическому лицу выплачивается вознаграждение за работу или услуги в интересах другого лица;
• Лицо выполняет для другого лица под его контролем и руководством определенные работы (услуги);
• Вознаграждение за выполняемую работу является единственным источником дохода лица или составляет не менее 75% его дохода в течение полугода;
• Работа выполняется на выделенном работодателем рабочем месте с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
• Лицо выполняет такие же работы (услуги), как и штатные сотрудники;
• Организация условий труда, в том числе предоставление рабочего места, обеспечивается лицом, в интересах которого выполняется работа;
• Продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливается лицом, в интересах которого выполняется работа.
Если при проверке будут выявлены, как минимум, три из этих признаков, отношения между заказчиком и ФОП будут признаны трудовыми (т.е «работодатель-наемный работник»). А это значит, что предприятию придется официально трудоустроить всех своих ФОПов и уплатить штраф – 30 зарплатных «минималок» (сегодня это – 125,19 тыс грн) за каждого нетрудоустроенного сотрудника.
«Правда, проект предусматривает определенные поблажки. Если трудовые отношения будут скрывать под гражданско-правовыми (при условии своевременной оплаты единого социального взноса), то штраф будет в два раза меньше — около 62 тыс. грн. Но именно работодателю придется доказывать отсутствие правонарушения, а не проверяющему его наличие. Таким образом, инспектор Госслужбы труда примет незаконное и необоснованное решение о наложении штрафа, но в суде может не напрягаться. Ведь доказывать свою правоту и оплачивать услуги юристов будет именно работодатель. Указанное положение противоречит всем процессуальным кодексам Украины и сущности принципа презумпции невиновности», — считает адвокат ЮК Riyako&Partners Николай Максимов.
Министр социальной политики Андрей Рева уточнил, что, к примеру, новый закон не коснется IT-сферы, журналистов-фрилансеров и представителей других творческих профессий, которые могут долго сотрудничать с одним заказчиком. Полученное вознаграждение – может быть для них основным источником дохода. Главной мишенью новаций министр видит предприятия сферы услуг – рестораны, кафе, парикмахерские, фитнес-студии, магазины и т.д., где весь персонал «сидит» на ФОПах. Впрочем, пока это только заявления – в законопроекте нет отраслевых исключений в части применения упомянутых критериев.
Что дальше
Украинское законодательное поле предоставляет достаточно других возможностей для минимизации нагрузки на фонд оплаты труда. Более того, даже если парламент одобрит законопроект, тема ФОПов не будет закрыта окончательно.
«Среди стандартных способов останутся заключение гражданско-правовых договоров; оформление работников в качестве физических лиц-предпринимателей; оформление договоров субаренды помещения и аренды рабочего места, оформление работников на практику, стажировку или обучающие курсы», — перечисляет Николай Максимов из Riyako&Partners.
Конечно, работодателям придется внимательнее относиться к оформлению сотрудничества со своим персоналом через ФОП. Схему нужно будет строить так, чтобы инспектор Гоструда не смог выявить ее соответствие сразу трем критериям.
«Достаточно будет изменить взаимоотношения таким образом, чтобы одновременно выполнялись не более 2 критериев. Кроме того, отдельные критерии (например, использование физлицом-предпринимателем материальной базы юрлица, работа по графику или подчинение руководителю юрлица, периодичность отпусков) довольно оценочны. С большой долей вероятности они станут предметом судебных разбирательств», — говорит руководитель практики налогового права Moris Group Василий Андрусяк.
Чтобы минимизировать риски, зарплату всех сотрудников можно платить поочередно на один из ФОПов, «разбрасывая» потом наличные по сотрудникам.
Если речь идет об офисном персонале, можно оформить с каждым договор об аренде части помещения в офисе (если предприятие само арендует офис – договор субаренды). Достаточно будет 2-3 кв.м. для размещения рабочего места. В случае проверки, юридическое лицо предоставит копии договоров субаренды по запросу проверяющего, и тем самым объяснит факт наличия сотрудников в офисе.
Для сферы торговли (продавцы в магазинах, МАФах, на рынках и прочих точках розничной торговли) ЮК «Армада» рекомендует вариант заключения договора о совместной деятельности между юридическим и физическим лицом. По условиям такого договора, стороны договариваются объединить усилия для осуществления общей деятельности и получения прибыли без создания юридического лица.
Например, юридическое лицо обязуется предоставить материально-техническую базу, а физическое – внести нематериальную лепту: контакты потенциальных покупателей, схему построения отдела продаж и прочее. На практике будет крайне сложно проверить, что же именно предоставило физическое лицо для осуществления совместной деятельности. В договоре детально прописывается перечень обязанностей каждой стороны, а также порядок раздела прибыли от общей деятельности.
Если речь идет о сфере услуг, например, парикмахерской, работодатель может заключить со своими работниками договоры о предоставлении услуг обучения. Тогда проверяющему можно будет объяснить, что работники в салоне просто учатся и проходят практику.
«Что касается других агрессивных способов минимизации зарплатных налогов, то это конечно же использование аутстаффинговых фирм. Они будут получать большие платежи за свои услуги, а штат сотрудников такой аутстаффинговой компании будет иметь сравнительно небольшие зарплаты и, скорее всего, «доплату» в конверте. Эту схему можно и усовершенствовать. Например, новый закон об обществах с ограниченной ответственностью прямо позволил учредителям (участникам) ООО действовать от имени предприятия, не являясь сотрудником, и без заключения трудовых правоотношений. Следовательно – никаких зарплат и никаких налогов. Как же получать деньги? Ответ прост – дивиденды. Если на зарплату предприятие должно насчитать и уплатить 22% ЕСВ, а также удержать с нее 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора (суммарно более 40%), то налог на прибыль аутстаффингового предприятия будет составлять 18% (с возможностью уменьшить базу налогообложения), а дивиденды участникам – 5% НДФЛ и 1,5% ВЗ. В среднем – 15% экономии, и это еще довольно мягкий вариант", — рассказывает Василий Андрусяк из Moris Group.
Конечно и тут есть ряд вопросов. Например, что делать с НДС или на каком основании получать дивиденды регулярно? Василий Андрусяк говорит, что можно использовать несколько вариантов. Например, дробить аутстаффинговые компании, чтобы их годовой оборот был менее 1 млн. грн. (чтобы не регистрироваться плательщиком НДС) или приобретать на такое предприятие товары для получения кредита, а для периодического получения учредителями денег – пользоваться возвратной финпомощью с последующем зачетом встречных однородных требований с предприятием по выплате дивидендов.
Тамара Зверухо
Комментарии - 11
Если это будет, то инспектору вообще не нужно будет даже что-то искать.
Он может заходить и сразу составлять акт и придумывать нарушения, а дальше это уже не его вопросы. Это уже головнях работодателя доказывать что он не жираф через суд.
Большой бизнес большую часть налогов Кипру платит по известной причине, с зарплат это сошки.
А теперь если вы не дурак много умничающий и работающий в найме, оставьте свой код эдрпоу, мы посмотрим что у вас за бизнес и как вы работает уплачивая 41.5 с каждого сотрудника. Надеюсь у вас он не 1 — вы.
Но прям, чтобы таким массовым это явление было — не согласен.
Многое зависит о того чем промышляет бизнес. Есть сектора — где «конверты» не целесообразны вообще, а есть наоборот.
Вы наверное из Киева — там все по-другому, чем в остальной стране обычно.
А по поводу «работник хочет платить налоги» — скорее всего по-другому — работник хочет, чтобы за него все платили, а ему чистыми приходило.
Но тогда криво.
Хотите в белую — работник платит свои 18%+1,5%, а работодатель свои 22%.
Тогда честно.
Только вот очереди не наблюдаю из народа, которые готовы от ВСЕЙ суммы своего заработка отдавать 19,5%!
На том и живем.
ИТ-сектор, АПК и дочерние компании мировых корпораций не в счет.
При закрытии схемы с ФОП перейдут на аутстафинг и многие кто смотрит в будущее давно уже по ней работают.
Если они продают решение «под ключ» и тоже не смогут пользоваться лазейкой из ФОП — в чем гешефт?
Минималка вычисляется на раз, два, три. Жди внеплан, гоструда и др. гостей.
Будут их кошмарить или же станут «учредителями» таких контор.
Еще нужно доказать, что народ в аутстафинге не за минималку работает.