ЕСВ — 2019 и внедрение II уровня обязательного накопительного, пенсионного обеспечения стало едва ли не самой актуальной темой начала этого года. Ведь большинство инициатив Министерства социальной политики Украины могут стать «судьбоносными» как для бизнеса, так и для граждан.
ЕСВ — 2019: что нужно изменить
Об этом в своем блоге на «Минфине» пишет президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе в своем блоге на «Минфине».
14 ноября 2018 года на заседании правительства был принят проект Закона о совершенствовании функционирования системы общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, повышении качества администрирования и дисциплины уплаты единого социального взноса. Нет нужды перечислять все инициативы Министерства социальной политики Украины, они широко обсуждаются общественностью по настоящее время.
По словам министра финансов Украины Оксаны Маркаровой, инициатива Минсоцполитики относительно увеличения максимальной величины базы начисления единого социального взноса не включена в госбюджет-2019… Что касается разных вопросов, связанных с ЕСВ, то дискуссии продолжаются.
Кстати, еще в конце ноября прошлого года в «Экономической правде» было опубликовано письмо — заключение Министерства экономического развития и торговли за подписью первого вице-премьер-министра Степана Кубива. В нем четко прописано, что «МЭРТ не поддерживает законопроект Министра социальной политики Украины Андрея Ревы по изменению подходов к начисления ЕСВ. Кроме того, — говорится в письме, — введение регрессивной шкалы начисления ЕСВ приведет к потерям доходов местных бюджетов».
На сегодняшний день ставки уплаты ЕСВ не изменились: базовая ставка — 22%; начисления на доходы наемных лиц с инвалидностью — 8,41%; для общественных организаций инвалидов — 5,3%.
Минимальная ставка ЕСВ с 1 января 2019 г. — 918,06 грн., максимальная — 13770,90 грн. в месяц. Максимальная база налогообложения с 1 января 2019 г. — 62595 грн. (в 2018 г. она составляла 55845 грн.).
С помощью подобных инициатив Правительство пытается увеличить поступления в бюджет и Пенсионный фонд в частности. Даже удастся дополнительно привлечь в Пенсионный фонд не менее 10 млрд. грн.
Но бизнес критически оценивает некоторые законодательные инициативы, которые противоречат цели детенизации фонда оплаты труда и вредны для развития бизнеса и социальной защиты работников, и могут привести к еще большей тенизации фонда оплаты труда, уменьшению инвестиционных поступлений, и, как следствие, поступлений в государственный бюджет.
Правлением Ассоциации налогоплательщиков Украины еще 20 августа 2018 года было принято решение поддержать требования Комитета финансового рынка и по вопросам социальной ответственности бизнеса при Торгово-промышленной палате Украины о прекращении разработки и внедрения II уровня обязательного накопительного, пенсионного обеспечения, а также изъятие всех действующих норм по его запуску и функционированию.
Мы, как Ассоциация, являемся сторонниками либерализации экономики в переходный период, а не социально-ориентированной модели. На сегодня Ассоциация объединяет в себе более 6500 представленных во всех регионах Украины и в Киеве налогоплательщиков — членов Ассоциации. На этих предприятиях работает около 3,2 миллиона граждан Украины. Пока дискуссии по изменению подходов к начислению единого социального взноса продолжаются, Ассоциация в течение последних трех лет в рамках проекта Налогового кодекса Развития Украины, разработанного совместно с украинским бизнесом, предлагает Концепцию объединения налога на доходы физических лиц и единого социального взноса в один налог — налог на доходы физических лиц с установлением единой его ставки в размере 20%.
Для обеспечения взвешенности подхода во внедрении Концепции объединения налога на доходы физических лиц и единого социального взноса в один налог и избежания значительных потерь бюджета и социальной напряженности в обществе мы предлагаем переходный период. Он продлится года, в течение которых будет постепенно снижаться налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, частично будут переведены обязательства по уплате объединенного НДФЛ с физических лиц на их работодателей. В конце будет создана основа для окончательного перехода к уплате объединенного НДФЛ по единой ставке 20% исключительно за счет дохода физического лица.
Я глубоко убежден, что принятие Концепции объединения НДФЛ и ЕСВ обеспечит уменьшение фискальной нагрузки на бизнес, создаст безусловные предпосылки для роста реальных доходов физических лиц и станет катализатором формирования доверия бизнеса к действиям Государства. Я считаю, что накопительные системы хорошо работают только там, где стабильная экономика, а в Украине нужно на законодательном уровне, во-первых, разработать меры по защите средств, которые будут накапливаться от инфляции, а во-вторых, найти способ их приумножения.
Комментарии - 4
Это правильный шаг, но государство на такие изменения не пойдёт, потому что это повлияет на зарплаты чиновников.
А «пчёлы против мёда» — это нонсенс.
Чтобы этот шаг был возможен, ему должна предшествовать реформа ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, но не такая как сейчас, когда вместо одного органа — появляются новые три, а количество чиновников не уменьшается, а наоборот — увеличивается.
В четверг, 16 января, Кабмин утвердил бюджет ПФ в размере порядка 398,2 млрд. грн. При этом собственных средств у фонда намного меньше — всего около 230,6 млрд. грн.
«Дыру» традиционно планируют латать за счет бюджета. В 2019 г все налогоплательщики страны сбросятся на пенсии 167,5 млрд. грн. Это на 28,2 млрд. больше, чем в прошлом году. Постоянный рост бюджетных вливаний в ПФ настораживает экспертов.
В 2018 году планы по сбору ЕСВ не выполнили — вместо 208 млрд. получили 196 млрд.
Чтобы обеспечить выплату пенсий, государству приходится латать дыру в ПФ из других источников. В 2018 году на пенсии из бюджета пустили 139,3 млрд. грн. Но это только официальный дефицит ПФ. На самом деле даже этого финансирования не хватило — ПФ дополнительно перерасходовал 10,7 млрд. грн., которые в декабре «засветили» в поправках к бюджету-2018.
Эту сумму в ПФ перебросили из других расходных статей.
2 млрд. грн. забрали из фонда дотаций фермерам и 7,2 млрд. — из детских выплат.
Но даже этих средств оказалось недостаточно и по итогу года ПФ еще остался должен
Госказначейству 4,8 млрд. грн. То есть, вместо «официального» дефицита в 139,3 млрд.
получилась дыра в 155 млрд. грн.
У грудничков нет права голоса — значит обойдутся и без мат помощи.
Тобто пенсії будемо платити за рахунок яких надходжень?