В минувший четверг депутаты в первом чтении приняли проект бюджета-2019. Первый бой в парламенте правительство неожиданно выиграло. Причем, даже не особо раскошелившись на «плюшки» ради голосов.
Предвыборный бюджет. За что проголосовали депутаты
Дальше так просто уже не будет. Кабмину придется решить практически нерешаемую задачу: с одной стороны, сохранить умеренные расходы ради продолжения сотрудничества с МВФ, с другой – «стимулировать» депутатов проголосовать за бюджет, увеличив интересные для них расходные статьи. Кто точно в этот раз останется без «плюшек» — так это население: едва ли не впервые в истории независимой Украины в предвыборный бюджет не заложено финансовое умасливание электората.
Итоги предварительных торгов
В команде Гройсмана явно не ожидали такого поворота событий. Ведь еще накануне рассмотрения в Раде достаточного количества голосов за успешное прохождение законопроекта в парламенте не набиралось. Да и основные торги за бюджет начнутся только сейчас. Поэтому перед первым чтением раздали по мелочевке. Во-первых, Кабмину пришлось отказаться от изначально задекларированного в бюджетном законопроекте права самостоятельно распределять бюджетные деньги (например, те же субвенции или финансирование отдельных проектов в рамках бюджетных программ), допустив к процессу и депутатов.
Во-вторых, Минфин вынужден был раскошелиться. Уже к первому чтению депутаты подали правки общей стоимостью 2,2 трлн грн. С профильным бюджетным комитетом сошлись на тысячной доле от заявленного. Для этого увеличили плановые отчисления НБУ в бюджет с 45,6 млрд грн до 47,6 млрд грн. И перераспределили 2,1 млрд грн бюджетных капиталовложений. Благодаря этому самые изворотливые мажоритарщики выбили для своих округов деньги на самое необходимое – проекты водоотвода, реставрацию учебных заведений и т.д. Что теперь смело смогут записать в свой актив.
Вообще же местные бюджеты смогли отвоевать у Минфина в этот раз немало. Например, была реанимирована субвенция на социально-экономическое развитие, которую ведомство Маркаровой хотело навсегда вычеркнуть из госбюджета – на места поступит еще 4.5 млрд грн., также депутаты придумали новый вид субвенции — на ремонт и строительство спорткомлексов в регионах и выделили на нее 150 млн.
Увеличили и расходы на медицину: на 60 млн грн больше дали на программу экспериментального лечения, плюс 200 млн – на лечение граждан за границей, плюс 626 млн – на закупку лекарств и медицинских изделий для лечения сердечно-сосудистых, онкологических и онкогематологических заболеваний.
Последующее прохождение бюджетного законопроекта через сессионный зал будет стоить все дороже. Однако резервов у правительства не так уж много. По оценкам Счетной палаты, сейчас есть возможность увеличить общую сумму доходов в проекте госбюджета как минимум на 17,6 млрд гривен: за счет сборов от налога на прибыль предприятий — на 13,2 млрд грн, «импортного» акцизного – на 4,4 млрд грн. А раздувать расходы для Кабмина в данной ситуации смерти подобно.
Ни копейки лишней
Под присмотром МВФ Минфин в этом году проявил невероятную прижимистость. Ее апогей – сокращение расходов на органы власти. В поданном в парламент бюджетном законопроекте правительство предложило сократить расходы в сравнении с нынешним годом на Государственное управление делами – на 397 млн грн, на Верховную Раду — на 60,6 млн, на Кабинет Министров – почти на 156 млн грн.
Без долгожданного повышения зарплат останутся судьи – заключительные положения законопроекта приостанавливают соответствующую статью Закона «О судоустройстве и статусе судей». С 1 января 2019 г согласно этому закону оклад судей местных судов должен был составлять 25 прожиточных минимумов, то есть около 46,3 тыс. гривен, судей апелляционных и высших спецсудов — 40 прожиточных минимумов (74 тыс. грн).
Фактически замораживаются в следующем году и зарплаты госслужащих. Поскольку в проекте бюджета сделана оговорка, что запланированное в профильном законе повышение «применяется в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов». Что является беспрецедентным случаем для предвыборного бюджета.
Стоит ли говорить, что к повышению социальных стандартов правительство подошло столь же сдержанно. Фактически повышение запланировано на уровень ожидаемой инфляции. Например, 1 марта будущего года впервые должна быть проведена автоматическая индексация пенсий в соответствии с инфляцией и ростом зарплаты. В Минсоцполитики уже сообщили, что зарплата, которая учитывается в формуле перерасчета пенсий, увеличится на 17%. Реально же проиндексированные пенсии вырастут на 9-15%.
Всего на 9% вырастут в следующем году учительские зарплаты. При том, что запланированный на будущий год уровень инфляции – 7,4%. Но даже такое повышение вызывает скрытое недовольство у преподавателей вузов. Ведь за последние два года благодаря правительственным инициативам зарплаты учителей средних школ должны были вырасти на 75%. А вот преподаватели вузов остались за бортом этого повышения. Не предвидится также рост зарплат медперсонала. Несколько сгладить ситуацию может разве что начатая медицинская реформа, в соответствии с которой зарплаты семейных врачей поставлены в зависимость от количества заключённых с пациентами договоров на обслуживание. Но вот врачи других специальностей встретят новый год со старыми зарплатами.
В этот раз правительство уделило особое внимание военным. Во-первых, после массового перерасчета общих пенсий в этом году Кабмин запустил «осовременивание» пенсий военных, которое будет происходить в несколько этапов. По данным Минсоцполитики, в этом году пенсии военных в среднем увеличатся на 1476 грн, в следующем году – еще на 738 грн. Кроме того, премьер уже пообещал, что в следующем году минимальная заплата для людей в погонах составит 10 тыс грн.
Впрочем, тут вспоминается еще одно премьерское обещание — до конца года средняя зарплата по Украине дорастет все до тех же 10 тыс грн. По итогам августа этот показатель составил 8977 грн. (сократившись по сравнению с июлем, когда было зафиксировано 9170 грн). И до конца года вряд ли дорастет до обещанной планки. Минфин же стимулировать ускоренный рост зарплат тоже не намерен: в следующем году зарплатная минималка вырастет на 12% (до 4173 грн).
В целом же в следующем году социальные траты будут очень и очень скромными. Например, расходы сводного бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение в 2018 г составили 165,4 млрд. В будущем году – почти на 10 млрд меньше. Что вполне объяснимо: на следующий год припадает один из пиковых выплат по внешним долгам. По информации Минфина по состоянию на 1 октября, в следующем году платежи по погашению и обслуживанию государственного долга составят 356,98 млрд грн., т.е. едва ли не треть бюджета-2019.
Откуда возьмут деньги
Подчиненные Оксаны Маркаровой весьма аккуратно подошли и к формированию доходных статей. В целом прирост поступлений в казну составляет чуть больше 10%, что опять-таки легко достижимо за счет, как минимум, все той же инфляции и дальнейшей девальвации гривны. В частности, доходы от налога на прибыль должны вырасти на 12%. Это означает, во-первых, что власть окончательно отказалась от идеи ввести со следующего года налог на выведенный капитал.
Во-вторых, чтобы выполнить такой план, налоговой не придется особо усердствовать – поступления по этому налогу и без того всегда превышают плановые показатели. В частности, по данным Государственной казначейской службы Украины, за январь-август в общий фонд госбюджета было собрано почти 72,4 млрд грн, что почти на 21% больше плановых показателей на этот период. Таким образом, чтобы фискалы выполнили план по этому налогу и в следующем году, предприятиям достаточно будет сохранить отчисления на нынешнем уровне.
А вот планы по сборам от налога на доходы физлиц выполняется практически один в один. При этом в следующем году налоговой придется собрать от этого налога на 16,6% больше. Отчасти, дополнительные поступления будут обеспечены за счет роста зарплат. Но они подрастут всего процентов на десять. Очевидно, остальное рассчитывают получить за счет детенизации рынка труда. Что это означает, объяснять не нужно.
К слову, от импортного НДС казна, согласно планам Минфина, в следующем году должна получить 339,4 млрд грн, всего на 39,4 млрд больше, чем в текущем году. Это означает, что с помпой задекларированная правительством борьба с контрабандой, по-тихому сошла на нет. И никаких дополнительных сотен миллиардов от перекрытия контрабандных схем казна, как минимум, в следующем году, не увидит.
Впрочем, главная задача, которую придется решать правительству в следующем году – погашение старых долгов перед МВФ. И делать это Минфин собирается за счет привлечения новых долгов: по внешним долгам в 2019-м Украина должна выплатить 165,39 млрд грн (для сравнения: в 2018-м — 91,34 млрд грн). При этом одолжить на внешних рынках Минфин собирается 143,9 млрд грн. Безусловно, сделать это будет проще и дешевле при наличии новой кредитной программы с МВФ. Но, очевидно, первые поступления мы увидим после того, как будет принят и одобрен экспертами кредитора бюджет.
Тамара Звирухо
Комментарии - 5
Тут никто не знает какое количество людей проживает в Украине…
человек, который поехал на год в германию, оставив здесь квартиру и семью — он проживает, или нет?
Число людей которые теоретически проживают — известно до тысяч. Но какая-то часть из них находится за границей. считать их или нет?
Также не правильно сильно гречкой раскидываться, чтобы потом выгребали. Думаю пока под давлением МВФ они много подачек не раздают, а потом примут много поправок и повысят ЗП части населения.