В марте 2018 года потребительская инфляция продолжила замедляться второй месяц подряд и составила 13,2% в годовом измерении (по сравнению с 14,0% в феврале).
НБУ прокомментировал уровень инфляции в марте
В месячном измерении индекс потребительских цен вырос на 1,1%. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Государственной службой статистики.
Несмотря на некоторое снижение фактическая инфляция в годовом измерении осталась несколько выше прогноза, опубликованного в «инфляционном отчете» за январь 2018 года, и за цели Национального банка.
«Как и в предыдущем месяце, основной причиной высокой инфляции стало прежде всего более существенное, чем ожидалось, подорожание продуктов питания. Также поддерживало инфляционное давление дальнейший рост производственных затрат, в частности на оплату труда. На ценах сказалось и быстрое восстановление потребительского спроса. Оставались высокими и инфляционные ожидания отдельных групп экономических агентов», — говорится в сообщении регулятора.
В то же время проведение Национальным банком жесткой монетарной политики сдерживало инфляционное давление, в частности через канал обменного курса. Как и ожидалось, предыдущие повышения учетной ставки сделали более привлекательными финансовые инструменты в гривне, что способствовало притоку иностранного капитала.
Вместе с увеличением поступлений валютной выручки от экспортеров это привело переход от девальвационного тренда к укреплению гривны с января 2018 года. Усиление гривны как к доллару США, так и валют стран-торговых партнеров сказалось прежде всего на ценах топлива и импортных товаров.
Дополнительными факторами, которые сдерживали инфляцию, было уменьшение влияния от повышения цен и тарифов, регулируемых административно, а также коррекция цен на нефть.
Базовая инфляция в марте замедлилась и составила 9,4% в годовом измерении (с 9,7% в предыдущем месяце). Мартовский уровень базовой инфляции соответствовал ожиданиям Национального банка, нивелировав предыдущие отклонения.
Снижение базовой инфляции произошло прежде всего благодаря существенному ослаблению импортируемой инфляции. В частности, замедлился рост цен на одежду и обувь (до 0,5% г/г), темпы роста которых и в предыдущие месяцы были невысокими. Также несколько медленнее росли цены на продукты питания с высокой степенью обработки (11,8% г/г), в том числе через расширение предложения импортного сырья.
Зато практически не изменились по сравнению с предыдущим месяцем темпы роста стоимости услуг, входящих в базовую инфляцию (14,9% г/г), хотя укрепление обменного курса гривны также сказалось на динамике цен в отдельных видах услуг. В частности замедлился рост стоимости услуг учреждений личного ухода, коммуникационных услуг, услуг химчисток. Однако рост стоимости ряда других услуг (учреждений отдыха и быстрого питания, обслуживанием автомобилей и т.п.) ускорился под давлением со стороны потребительского спроса и производственных затрат. Рост потребительского спроса также обусловило ускорение роста цен на другие непродовольственные товары (до 5,2% г/г).
Цены на сырые продукты питания в марте под влиянием ограниченного предложения продолжали расти высокими темпами (23,3% г/г), опережая январский прогноз Национального банка. Высокими темпами продолжали расти цены на мясо и молоко, а рост цен на яйца, овощи борщового набора и яблоки ускорилось. Основным источником давления на цены оставались факторы предложения (в частности дальнейшее падение в животноводстве и сохранение значительных объемов экспорта). Кроме того, значительное влияние имел и потребительский спрос.
Вместе с тем, рост цен на продукты питания сдерживала динамика соответствующих мировых цен, а также расширение предложения за счет импорта. Так, в марте продолжалось замедление роста цен на тепличные овощи и тропические фрукты.
Темпы роста административно регулируемых цен снизились (до 13,6% г/г), что произошло в том числе за счет базы сравнения (в марте прошлого года были повышены тарифы на электроэнергию и акцизы на большинство алкогольных напитков). Однако несмотря на незначительное замедление цены на хлеб и табачные изделия росли высокими темпами. Также продолжался рост тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Рост цен на топливо существенно замедлился (до 18,9% г/г), отражая снижение цен на нефть в начале 2018 года и благоприятную ситуацию на валютном рынке.
По оценкам Национального банка, монетарные условия являются пока достаточно жесткими, чтобы обеспечить постепенное снижение потребительской инфляции и ее возвращение в целевой диапазон в середине 2019 года.
Обновленный прогноз динамики инфляции был объявлен на пресс-брифинге 12 апреля. Новый подробный макроэкономический прогноз будет обнародован в Инфляционном отчете (апрель 2018 года) 19 апреля 2018 года.
Комментарии