В Украине доля поступлений от налога на недвижимость составляет лишь 0.22% налоговых доходов местных общин, в то время как в мире этот показатель составляет около 27%. Как исправить ситуацию и заставить украинцев платить больше, говорится в исследовании проекта «Цена государства».
Налог на недвижимость. Два способа собрать больше
«Минфин» публикует сокращенный текст статьи.
В Украине доля налога на недвижимость, уплаченного физическими лицами в местные бюджеты, очень мала. В 2015 году она составила лишь 0.05% всех налоговых поступлений местных бюджетов, в 2016 году - 0.15%, в 2017 году - 0.22%.Тогда как в развитых странах мира этот показатель составляет в среднем 27%.
Понятно, что не стоит сразу сравнивать Украину с богатыми странами, однако их опыт показывает направление, в котором постепенно, по мере развития экономики, будет двигаться Украина.
Мизерная доля налога в доходах местных бюджетов в Украине связана с тремя вероятными причинами:
Во-первых, формирование государственного реестра прав на недвижимое имущество — процесс трудоемкий и постепенный, и пока далек от завершения. Поэтому налог часто просто не начисляют из-за отсутствия информации в реестре.
Вторая причина — льготы по уплате налога в виде уменьшения базы налогообложения (на 60 кв.м - для квартир, независимо от их количества, на 120 кв. м — для жилых домов, независимо от их количества, на 180 кв. м — для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе и их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/ домов, в том числе их частей).
«Наличие льгот создает предпосылки для уклонения от уплаты налога. Например, если квартира находится в общей собственности в равных частях, то каждый совладелец имеет право применить льготу в полном объеме. Таким образом, с квартиры, площадью 120 кв. м, которая находится в собственности двух лиц, сумма налога на недвижимость составит ноль», — констатируется в исследовании.
Читайте также: Налог на недвижимость. Когда, сколько и за что платить
Третья причина — нежелание местных властей повышать налоговую нагрузку на членов общины, поскольку это может вызвать недовольство.
Хотя органы местного самоуправления имеют весь необходимый инструментарий для повышения поступлений от налога на недвижимое имущество. У них есть полномочия по установлению ставок налога. При этом базу налогообложения в данном случае скрыть сложно.
Как у других?
В развитых странах мира, в отличие от Украины, налог на недвижимость рассчитывают исходя не из площади жилья и минимальной заработной платы, а из стоимости недвижимости. Обычно эта стоимость максимально приближена к рыночной (оценочная, реже — кадастровая). Ее определяют аккредитованные государством профессиональные оценщики.
Как увеличить сборы
Чтобы повысить поступления в местные бюджеты от налогообложения недвижимости физических лиц, и не вызвать при этом увеличение социальной напряженности (в т.ч. не спровоцировать процессы, связанные с изменением домохозяйствами места жительства), можно рассматривать два возможных сценария.
Вариант первый. Установить невысокую ставку налога (например, 0.1% стоимости жилья) и отменить все льготы. Тогда для домохозяйства, которое, например, проживает в квартире комфорт-класса стоимостью 1,5 млн грн, среднемесячная сумма налога составит 125 грн. Это вполне приемлемая плата за владение имуществом. Наличие любых категорий льготников всегда будет вызывать к появлению схем уменьшения или уклонения от налогообложения.
Вариант второй. Установить сравнительно высокие ставки налогов (например, в пределах 0.5-1% стоимости недвижимости) и ввести льготы для наиболее уязвимых категорий плательщиков (пенсионеров, малообеспеченных подобных и др.).
В Грузии, например, ставки налога на недвижимость дифференцированы в зависимости от уровня доходов домохозяйства (для домохозяйств с годовым доходом от $15.5 тыс. до $38.8 тыс. ставка налога составляет от 0.05-0.2% рыночной стоимости недвижимости (дифференцированная по районам ), а для домохозяйств с годовым доходом более $38.8 тыс. - 0.8-1% рыночной стоимости недвижимости).
Если установить ставку налога в размере 1% стоимости недвижимости, домохозяйству, проживающему в квартире комфорт-класса стоимостью 1,5 млн грн, придется в год заплатить 15 000 грн налога на недвижимость. На ноябрь 2017 эта сумма была равна двум среднемесячным заработным платам в Украине.
Установление высоких ставок налога и введение льгот действительно могут повлечь рост бюджетных поступлений в отдельных районах. Но одновременно это может привести к появлению схем уклонения от налогообложения и усложнить администрирования налога.
Поэтому именно первый сценарий (установление невысокой ставки при одновременной отмене льгот) можно условно считать более социально справедливым. Ведь в этом случае налог максимально нейтральный и соответствует принципам равенства и справедливости: платят его все владельцы, а тот, кто богаче, и владеет более дорогой недвижимостью, сделает больший вклад в бюджет общины.
Автор: Андрей Дуб, экономист CASE Украина
Комментарии - 17
Вариант второй. Установить сравнительно высокие ставки налогов (например, в пределах 0.5-1% стоимости недвижимости) и ввести льготы для наиболее уязвимых категорий плательщиков (пенсионеров, малообеспеченных подобных и др.) — а как же законы о декомунизации???
# «Мертвые» квартиры. Почему в Киеве много строится, но мало продается
Евроинтеграция, вместо ожидаемого экономического «чуда», принесла нам экономические и демографические убытки. И если бы застройщики (в которые записываются все кому не лень), больше занимались экономическим самообразованием, то скорее всего, им не пришлось бы иметь тот огромный сток непроданных метров, который только и делает что увеличивается… Осталось дождаться введения европейских немаленьких налогов на все эти метры, и мы все, в недалёком будущем, станем свидетелями украинского «девелопада»…
В моём понимании, рынок должен набрать критическую массу и лопнуть при первом же банкротстве крупного украинского застройщика. Всё по аналогии с финансовым сектором в США или недвижимостью в Испании. Тогда то и будет момент сильного падения, и… возможных покупок…
«Осталось дождаться введения европейских немаленьких налогов на все эти метры, и мы все, в недалёком будущем, станем свидетелями украинского «девелопада»…» — это потому, что застройщик будет налог на недвижимость платить?)
«В моём понимании, рынок должен набрать критическую массу и лопнуть при первом же банкротстве крупного украинского застройщика. Всё по аналогии с финансовым сектором в США или недвижимостью в Испании.» — забавное у вас «понимание», как всегда, далекое от реальности.
Ви ще порахуйте, скільки середних зарплат треба у Європі/США і скільки в Україні, щоб придбати це житло.
Изучи вначале Законы США и Германии, а также, порядок расчета налога на недвижимость.
Там жилье до 120тыс.евро и 60тыс.долл -не облагается.
Кроме того, за рубежом при инвестировании в жилье и инфраструктуру района положен налоговый вычет всю сумму инвестирования.
А у нас при строительстве инвесторами жилья ничего не положено, а все инженерные коммуникации, получают бесплатно коммерческие предприятия и олигархи.
Ахметов (ДТЕК)- трансформаторные подстанции, сотни километров линий электропередач 0,4кВ и 10кВ,
Киевводоканал -водопроводные насосные станции, КНС, сотни километров водогонов и колекторов
Киевавтодор- сотни километров новых и отремонтированных автодорог и тротуаров, парковок, сотни километров наружного освещения и ливневой канализации.
Киевгаз и Киевобл- километры сетей.
При этом никто из выше перечисленных ни копейки не вкладывает, все выполняют строительные компании.
Доля этих работ в стоимости жилья составляет до 15%, а если район новый, то и больше, за счет намыва до 20метров территорий (Позняки, Осокорки).
Такой безпредел на Западе не может быть.
Там каждый инвестор получил бы налоговый вычет (льготу), при большой сумме- на несколько лет в перед.
Так что, придержите свои идеи или дуйте в ЕС, чтоб вас там камнями закидали
В зависимости от муниципалитета недвижимость в германии облагается годовым налогом от 0.26% до 0.35%, и является одним из самых низких налогов этого типа в ЕС.
https://www.sonntag-partner.de/en/practice-areas/tax-consulting/taxation-of-real-estates/
Не на всю сумму правда.
И где предлагаете взять деньги на дешевые кредиты?
И каким образом их выдавать?
«это самый простой способ как запустить рынок недвижимости» — а для чего его «запускать»?
Надувать пузырь, как в начале 2000х?