Минфин - Курсы валют Украины

Установить
29 января 2018, 14:47 Читати українською

Проживет ли Украина без МВФ

Во время кризиса МВФ стал чуть ли не единственным кредитором Украины. Взамен он потребовал провести жесткие и непопулярные реформы. Несколько лет украинским властям удавалось находить компромисс и получать новые транши. Но сейчас сотрудничество повисло на волоске. 

Во время кризиса МВФ стал чуть ли не единственным кредитором Украины.
Фото: rbc.ua

Программа EFF от Международного валютного фонда, общим объемом $17,5 млрд., стала для Украины спасительной соломинкой, которая позволила пережить экономике тяжелейший кризис. Взамен на предоставленные транши Фонд требовал проводить реформы, среди которых и создание НАБУ, и повышение цен на газ, и изменение пенсионной системы.

Перед выделением новой порции денег Фонд выставлял KPI — контрольные показатели. Их выполнение гарантировало получение денег. Но украинские власти далеко не всегда добросовестно выполняли все требования и даже умудрялись убедить кредитора отложить часть из них на перспективу. Яркий тому пример — земельная реформа. В итоге, хоть и с опозданием, но деньги приходили.

Всего на данный момент Украина получила примерно половину средств, предусмотренных программой до 2019 года — $8,7 млрд. Последний транш от Фонда пришел почти год назад — весной 2017 года. После этого сотрудничество застопорилось. Причина — нежелание властей проводить качественную (а не декларативную) антикоррупционную реформу. Благо, возможность потянуть время у чиновников было.  Осенью прошлого года Украина разместила еврооблигации на $2 млрд. Это дало возможность сдвинуть пик выплат по внешним долгам и на время забыть о требованиях МВФ.

Впрочем, надолго пауза затянуться не может. Кредиторам нужно отдавать долги  уже начиная с 2019 года. По данным НБУ, за 2018-2020 гг Украина должна им вернуть более $16 млрд.  

В начале этого года МВФ довольно жестко раскритиковал президентский законопроект о создании антикоррупционного суда. На этот раз очевидно — в Фонде больше не шутят. Верить властям на слово уже никто не будет, так что либо придется заняться реформой всерьез, либо Украина останется без денег. На последнюю возможность, кстати, уже осторожно намекали в Нацбанке.  

Теперь чиновники всячески демонстрируют энтузиазм и говорят о будущем получении транша, как о вопросе решенном. Кристин Лагард и Петр Порошенко на встрече в Давосе заявили, что сотрудничество продолжается, Украина готова проводить реформы. Для начала президент уже пообещал повысить цены на газ. А министр финансов Украины Александр Данилюк предположил, что Украина получит деньги от Фонда уже в мае. 

Тем временем в обществе раскол. Одни утверждают, что на самом деле помощь от МВФ не нужна и Украине было бы полезней прекратить сотрудничество. Другие уверены, что без Фонда наша экономика обречена и власти не будут проводить непопулярные реформы. 

«Минфин» решил выяснить мнение читателей об этой проблеме с помощью небольшого опроса. Чтобы его пройти, придется войти в аккаунт Google. Это единственная возможность ограничить повторное прохождение опроса одним и тем же человеком несколько раз. 

Редакция не собирает данные пользователей. Вскоре «Минфин» опубликует результаты исследования. 

Комментарии - 43

+
+128
Apollo17
Apollo17
29 января 2018, 15:02
#
Конечно проживет. Но к сожалению МВФ не проживет без Украины — и нам навяжут кредит (в смысле убедят чиновников что он нужен) и будут управлять нашей внутренней и внешней политикой во всех областях.
+
+169
Optimistik
Optimistik
29 января 2018, 20:00
#
«МВФ не проживет без Украины» и 68 плюсов! Все что вам нужно знать об уровне экономической грамотности населения и почему мы в такой попе
+
+31
Apollo17
Apollo17
30 января 2018, 7:46
#
Перед тем как ярлыки развешивать — советую посмотреть структуру ЗВР и объем СДР, потом размер долга перед МФВ — а потом на вопрос ответить, на что влияет кредит от МВФ в экономике.
+
+39
Optimistik
Optimistik
29 января 2018, 21:29
#
Если же без похода «кухарок к экономике», то собственно всем лучше перечитать Moody's. Если кратко, то Муддис видит риск Дефолта в Украине если большие выплаты долгов не удасться рефинансировать новыми кредитами. А эти кредиты можно получить только при условии сотрудничества МВФ. Правы они или нет не важно. Moody's просто понизит рейтинг при уходе МВФ, что сразу повысит нам процент кредита и многие фонды не смогу покупать наши бонды, т.к. будет поставлен запретительный уровень риска. "FACTORS CONSTRAINING UKRAINE'S RATING AT Caa2
The rating upgrade was limited to one notch because Ukraine faces a heavy external debt servicing burden in 2019-21 that will require additional foreign currency funding beyond what official lenders are likely to provide over that period.… The political challenges that come with the election calendar add to the uncertainties over Ukraine's ongoing compliance with the IMF program, which is scheduled to end in mid-2019.«https://www.moodys.com/research/Moodys-upgrades-Ukraines-rating-to-Caa2-from-Caa3-outlook-changed--PR_370205
+
0
Андрей Гуденко
Андрей Гуденко
29 января 2018, 23:11
#
Как всегда забыли сказать «при прочих равных условиях». Макроэкономика не понимает, как можно воровать камазами
+
0
Apollo17
Apollo17
30 января 2018, 7:47
#
В Moody's как то противно звучит. Можно и без Moody's и кредитов обойтись.
+
0
artkosti
artkosti
30 января 2018, 13:05
#
Нельзя. Есть госдолг соразмерный с ВВП и превышающий доходы бюджета за несколько лет.
Если рейтинг снизят, то его могут не пролонгировать и придется объявлять дефолт. А это прощай иностранные инвестиции на годы (порой десятилетия).
+
0
OutofLaw
OutofLaw
30 января 2018, 14:28
#
Да, рейтинговые агенства могут повысить и понизить… когда они присваивали мусорным акциям высокий рейтинг и продавали с профитом никто против не был… хотя вру… никто не знал
+
+299
huliolopez
huliolopez
29 января 2018, 15:29
#
Все хорошее, что за последние 20 лет было сделано в Украине — делалось после пинка под зад со стороны МВФ и Запада. Похоже что без злого полицейского, который будет подталкивать дубинкой в правильном направлении, из этой страны ничего хорошего не выйдет.
+
+72
VladMe
VladMe
29 января 2018, 16:25
#
Если теперь надо взвинчивать цену на газ, но пошло оно подальше, это МВФ, в гробу их видал. Это при том что мой доход выше среднего.
+
+36
deymos
deymos
29 января 2018, 16:39
#
Ценой на газ заменят закон про Антикоррупционный суд.
Народ ведь заплатит.
А олигархам опять все простят.
+
0
Андрей Гуденко
Андрей Гуденко
29 января 2018, 21:25
#
Если так и дальше пойдет, то всю программу мвф наду будет пртзнавать взяткой Порошенко в лондонском суде
+
+82
kanonik
kanonik
29 января 2018, 16:50
#
Все хорошее, что за последние 20 лет было сделано в Украине — делалось после пинка под зад со стороны МВФ и Запада

Что, например?
+
+142
huliolopez
huliolopez
29 января 2018, 17:45
#
1) Независимость НБУ от правительства. Даже та псведонезависимость что есть сейчас достигнута только после многочисленых пинков от МВФ в 90х.
2) Ликвидация государственного регулирования цен и экспорта — спасибо МВФ.
3) Ликвидация свободных экономических зон и прочих плюшек для избранных олигархов — спасибо МВФ.
4) Уменьшение налоговых ставок для «неизбранных». Почему-то именно МВФ, а не украинское родное правительство, всегда, начиная с 90х, требовало понижения налогов. Без них ты б до сих пор платил 30% НДС, а какой-нибудь условный Фирташ наслаждался бы налоговыми каникулами.
5) Пенсионная реформа — и сейчас МВФ за нее больно бьет ногами, а популисты отчаянно сопротивляются. Потому что ПФ должен быть бездефицитным (и одно время он даже таким был), а не то шо сейчас.
6) Земельный рынок — без подзатыльников мы его вообще никогда не увидим.
7) Тарифы на коммуналку. Ты может не в курсе, но на конец 2013 года дефицит Нафтогаза был более 10млрд $, который нужно было откуда-то покрывать (печатать деньги, ибо больше неоткуда, ведь резервы то тю-тю. А, кстати, печатанье денег по требованию правительства — это как раз п.1 данного списка «что бывает когда нацбанк не является независимым»), а не играть в социализм с тарифом в 90$ при цене импорта 400$.
8) Все последние антикоррупционные движения — НАЗК, НАБУ — спасибо МВФ.
+
+13
mary27
mary27
29 января 2018, 18:16
#
Kanonik из РФ, не трудитесь)
С изложеным — согласна.
+
+27
nic
nic
29 января 2018, 22:02
#
Согласен 100%. Конечно, Украина могла б прожить без МВФ, более того, так и должно быть. Но, сейчас мы заложники долговой петли: либо дефолт, либо кабала. Вот и выбирай… Польза МВФ хотя бы в пинках под зад правительству.
+
+47
Optimistik
Optimistik
30 января 2018, 0:35
#
Слишком много оптимизма, хоть я и сам оптимист. Давайте те-как посмотрим на МВФ не как на Мать Терезу, а несколько реалистичней.
1) МВФ в целом фонд, т.е. почти как банк и должен вернуть своим учредителям деньги с процентами. Да, по ряду политических причин учредители согласились, что проценты могут быть невелики, но должны быть.
2) Из п.1 следует, что деньги МВФ не «помощь», а ДОЛГ
3) Чтобы выбить свои долги из должника МВФ должен сделать его платеже способным, т.е. ему нужно убрать его дефицит бюджета, чтобы овцу можно было стричь. Какать хотел МВФ на пенсионеров или там статус НБУ, их задача резать социальную защиту и поднять налоги. Собственно ненависть к МВФ во всем мире от Греции до Украины именно потому что они отнимают у бедных последнюю корку хлеба.
4) Радоваться повышению тарифов и обрезанию пенсий может только тот, кто не живет как раз эту пенсию и у кого эти тарифы не занимают 1/2 доходов семьи
5) МВФ никак не развивает местное производство и никак не инвестирует в него, даже свои деньги запрещает тратить и хочет их иметь в залоге в ЗВР оставив центробанку только ошметок как «чистый ЗВР». Более того, МВФ в интересах своих учредителей очень часто выдавливает им торговые преференции снимая барьеры для входа иностранных товаров, что убивает местное производство.

Минусов от работы с МВФ навалом. Плюс фактически один и в названии организации это ВАЛЮТНЫЙ фонд. Да, вам частично спасли гривну. Но цена вопроса очень многих не у
+
+8
mary27
mary27
30 января 2018, 1:46
#
''Чтобы выбить свои долги из должника МВФ должен сделать его платеже способным, т.е. ему нужно убрать его дефицит бюджета, чтобы овцу можно было стричь.'' — собственно, только за это МВФ можно многое(если не все) простить.
Еще вы не указали, что кредиты МВФ идут под меньший %, чем долг по еврооблигации.
+
+30
Kanarej
Kanarej
30 января 2018, 11:40
#
МВФ не мать-тереза, но его предназначение таки помогать. Его задача — выводить падающие экономики из кризиса. Только не тем, что просто подарить деньги (да и зачем это делать?). Если экономика неэффективна и убыточна, то сколько денег не дай — все уйдут. Поэтому деньги кончено даются, под невысокий процент, чтобы не расслаблялись, но и с дополнительными требованиями, которые должны вернуть работоспособность экономике. Как в той китайской поговорке: «Хочешь накормить человека на один день — дай ему рыбу. Хочешь накормить на всю жизнь — научи его ловить рыбу», — МВФ действует как раз по второму принципу. Далее по пунктам.
1) То, что проценты невелики — это только плюс, потому что под такие проценты деньги Украине никто не дает в текущих условиях, даже близко.
2) Из П.1 следует, что это долг, но таки и помощь, тем более она уменьшает стоимость заимствований из других источников, и открывает эти другие источники в принципе.
3) Основная масса людей любит популистов, и не любит болючие реформы (даже если они сто раз необходимы). Только обычно не задумываются, что в яму их привел не МВФ, а как раз популисты. Потому и не любят МВФ.
4) Проблема не в тарифах, а в низких доходах. А за это спасибо надо сказать не МВФ, а своим родным политикам и правительствам.
5) МВФ не развивает местное производство, это не его задача. Этим должно заниматься правительство. Задача МВФ — заставить правительство и законодательные органы перестать валять дурака и наконец занять
+
0
mary27
mary27
30 января 2018, 13:44
#
Про популистов, ругающих МВФ — в точку!
Как правило, эти клоуны не могут предложить никаких разумных альтернатив.
+
0
artkosti
artkosti
30 января 2018, 13:40
#
Не помню, чтобы МВФ когда-либо и где-либо мотивировал к снижению налогов.
Они всегда мотивировали к снижению трат (соц. выплаты, расходы на бюджетников и тд).

Им нужно, чтобы их кредиты вернулись в обозримом времени, а снижение налогов =снижение поступлений в бюджет и невозможность выплаты долга. Польза же от снижения налогов ощущается только спустя n-е количество лет и должно волновать правительство (МВФ они мало волнуют)
+
0
mary27
mary27
30 января 2018, 13:43
#
Да, их требование — борьба с бюджетным дефицитом любыми средствами.
+
+28
AleksandrBank
AleksandrBank
30 января 2018, 15:13
#
У нас всегда голосую за бюджеты «проедания», мы забили о том как жить по средствам, точнее спасибо чиновникам, которые довели наши жизнь большинство до «ручки».
Греция также показала свою наивность как и Итальянцы
Посмотрите на Германию, у ниш сплошной Профицит.

Угроза идет не от МВФ, а от коррумпированых чиновников и популистов, воров и лгунов, задача которых не дать зайти нормальным инветорам в страну и строить тут бизнес. Так как потом получится, что никто не будет делиться с ними — т.е. чиновниками.

Вина также нас самих. раз некоторые голосуют на «геев» (не хочу прямым слово называть), которые целуют коров, едят землю, а у нас глупый народ верит в то, что типа это патриот.
+
+180
True Spot
True Spot
29 января 2018, 15:36
#
Украине однозначно нужен строгий надзиратель извне. Ни правительство ни население самостоятельно двигаться вперед не хотят.
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
31 января 2018, 16:22
#
3-й майдан и голосуем за Украину в составе нового штата США ?!
+
0
Kanarej
Kanarej
1 февраля 2018, 12:48
#
США будет против :)
+
+7
wassa14
wassa14
29 января 2018, 16:04
#
Проживемо! 144 успішні реформи дозволяють нам прожити без кредитів.
+
+62
AleksandrBank
AleksandrBank
29 января 2018, 16:08
#
Опрос покажет образованность читателей.

Вопрос с возможность получения денег вместо МВФ в РФ и Китае, меня улыбнул. Проходили как бы, точнее еще проходим по судам.
+
+91
Игорь Ворощук
Игорь Ворощук
29 января 2018, 16:39
#
Меньше нужно воровать
+
+27
VladMe
VladMe
29 января 2018, 16:42
#
Я так щитаю — граждане заплатили по новым тарифам на ГАЗ столько что МВФ нам столько и не дало. Может ошибаюсь, но это ж просто кошмар все деньги на комуслуги платить! Это и есть «РЕФОРМЫ», якбо исключили коррупцию? Да она только расцвела и жирует так шо смотреть тошно!
+
0
mary27
mary27
29 января 2018, 23:25
#
''Щитаю'')
+
+51
semenvekselberg
semenvekselberg
29 января 2018, 16:54
#
Ну какое досрочное прекращение сотрудничества с МВФ??? Разводняк и игра на публику для скорейшего достижения поставленных целей… Неужели ещё остались люди, которые думают, что МВФ зашёл сюда чтобы уйти??? Хотел бы я увидеть хоть один случай невыплат долгов МВФ — ни одна страна на это не отважилась. Был один прецедент в Перу много лет назад, да и то, дальше разговоров дело не зашло. МВФ как бультерьер впивается в плоть стран, и есть только два варианта: выплата долгов и закрытие программы раз и навсегда (Исландия), либо пожизненная кабала. Случая кровавого отсекания головы бультерьера, с последующим разжатием челюстей не припомню.
Практически одалживая воздух и с заоблачной рентабельностью, сильные мира сего (пока ещё так можно говорить), используя продажные правительства стран-участниц программ финансирования, очень просто достигают свои геополитические цели — на примере украины всё очень чётко просматривается…
+
+42
semenvekselberg
semenvekselberg
29 января 2018, 17:01
#
Был бы достойным прецедентом подражания в случае серьёзности намерений. Украина на коротком поводке — поставят народ перед выбором (в позу), создадут волну негодования по поводу курса и… по итогу дадут денег или ещё хуже очередных «гарантий» от какой-нибудь страны. Тем более, что на самом-то деле, они ничего и не дают, и «деньги» эти МВФу ничего не стоят — так, бухгалтерская пометка. Зачислили-погасили. Это же не операции с наличностью…
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/112247/
+
+30
Senior Pomidor
Senior Pomidor
30 января 2018, 10:55
#
Безналичные деньги ничего не стоят?
Ну ну…
Мсье очевидно «эсперт» в мароэкономических вопросах…
+
+36
Игорь Коляда
Игорь Коляда
29 января 2018, 18:34
#
Для начала президент уже пообещал повысить цены на газ.

Лично мне непонятно, почему речь идёт именно о повышении цены на газ, если по ссылке https://minfin.com.ua/2018/01/26/32059914/ цитирую — "Кабинет министров готов урегулировать цены на газ в соответствии с требованиями Международного валютного фонда, предусматривающими установление цены «голубого топлива» на уровне себестоимости и затрат на транспортировку.".
По какой себестоимости — украинского или иностранного производства?
+
+30
Andrey DNK
Andrey DNK
30 января 2018, 10:53
#
«По какой себестоимости — украинского или иностранного производства?» придумают виртуальную себестоимость добычи газа в Украине которая будет значительно выше фактической, проведут расчеты «смотрите как у нас все дорого» и сведут все к цене на далеком хабе + транспортировку.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
31 января 2018, 10:21
#
+
+
+15
Маргарита Горбунова
Маргарита Горбунова
30 января 2018, 12:24
#
Иностранного же, на немецком хабе + остальные расходы.
Куда девается украинский газ и по какой цене он реализовывается, то ли нам втюхивают наш газа, как иностранный, то ли свои друзьям продают газ дешевле, то ли вообще куда-то продают, непонятно
+
+30
Andrey DNK
Andrey DNK
30 января 2018, 12:55
#
«Куда девается украинский газ и по какой цене он реализовывается, то ли нам втюхивают наш газа, как иностранный» сюрприз прям:) Взгляните на цену газа для населения и газа который импортируем, разница аж 0. По итогу Укргаздобыча зарабатывает столько, что премии может себе платить миллионами и при этом никаких лишних затрат.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
31 января 2018, 10:21
#
Вот и я о том же.
+
+114
Ukrmercy
Ukrmercy
29 января 2018, 20:42
#
Всё просто: власти не хотят бороться с коррупцией. Никто не хочет проводить качественных реформ. Единственное на что способны власти- реформы цен, остальное- слишком для них сложно. Земельная реформа? Спецконфискация средств семьи и окружения чиновника если не смогли доказать их происхождение? Регулирующие законы для таможни/гфс? Реформа судов с назначение судей по выборке? Та не- оно не надо, лучше цену на что-нибудь взвинтим и скажем народу что то не мы виноваты, а МВФ козни строят. Т.е. выходит на то, что просто накручивают против МВФ народ и используют их только для прикрытия своих интересов. Если бы таможню, чиновников, судей и подтанцовку нагнули бы- то естественно у всех были бы чёткие и понятные правила игры, то тогда можно и про тарифы и прочее думать. А что имеем? Подачку в виде субсибии, и то- с помощью которых ахметку кормят, даже тут лабеан. Лучшее решение, тем не менее- отказаться от МВФ и в стране смуту навести. Увы, цивилизованными методами у нас ничего не добиться.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
30 января 2018, 15:22
#
Ахметова хорошо кормят, раз разрешили повышение тарифов по электроенергии для населения с 01.04.2018г.
Аргуметация — ЗП сотрудникам, опер.расходы.
+
0
Маргарита Горбунова
Маргарита Горбунова
30 января 2018, 11:50
#
Проживет, если власть нормальная станет
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться