Одна из главных тенденций последних лет в финансовом мире — постепенное вторжение на территорию банков и платежных систем телекоммуникационных корпораций и ИТ гигантов. Такие компании как Amazon, Google, Apple и другие развивают разные версии платежных функций. У кого-то речь идет о надстройке над банковскими операциями, как PayPal. Например, в этом направлении работала компания Google. Другие корпорации вообще отходят от банковских операций, создавая свои независимые как от банков, так и от Visa и MasterCard продукты, как-то электронные деньги Facebook.
Деятельность Facebook, Google, YouTube, Amazon государство регулирует значительно меньше, чем нашу
Мобильные операторы также смотрят в сторону развития альтернативных услуг, в том числе финансовых. Свои платежные разработки активизируют и украинские операторы. В прошлом году лицензию Национального банка Украины на электронные деньги получила компания «Киевстар», презентовавшая свой электронный кошелек еще в 2011 году.
Журналист «Минфина» встретился с главой Киевстара Петром Чернышовым во Львове, во время седьмого международного фестиваля Альфа Джаз. В разговоре мы затронули вопросы конкуренции на рынке финтеха.
— Расскажите о постепенном расширении модели работы компании. С одной стороны, в мире активно растет популярность мессенджеров, потенциально забирая часть дохода у таких компаний, как ваша. С другой стороны, Киевстар уже несколько лет как запустил мобильные деньги, заходя на территорию платежных систем, пытаясь получить часть их финтехкомиссий. Какие риски сопровождают этот процесс?
— Риски есть в любом инновационном деле. В разных странах мира трансформация заканчивалась очень по-разному — какой-то оператор реализовывал переход на новую модель успешно, а какой-то — не очень. Но проблема у всех операторов одна. Деятельность Facebook, Google, YouTube, Amazon государство регулирует значительно меньше, чем нас. У них развязаны руки, они делают то, что мы себе позволить не можем.
— Идея заработать на финтехе была у компании очень давно. Еще в 2011 году вы презентовали свой мобильный кошелек. Но сама реализация проходит довольно медленно. Почему?
— Это связано с законодательными ограничениями. Например, пополнение телефонов через терминалы по текущему закону — по сути, незаконно, раз нет фискального чека. На это закрывают глаза многие компании, но не наша – мы купили первые в стране терминалы, которые могут выдавать нужные чеки. Да, это заняло больше времени, потребовало больше программирования, но у нас все будет честно. Мы, как большая компания, не можем позволить себе нарушать закон, а маленьким компаниям на многое наплевать.
— Платежный продукт Vodafone Pay, который был презентован в Украине в этом году, для вас — конкурент?
— Vodafone запустил то же, что мы запустили 4 года назад. Просто они громко заявляют о продукте, и людям может казаться, что они внедрили что-то инновационное.
— Но ваш функционал ограничен, так как вы работаете полностью в законодательном поле...
— И они тоже… Но мы меняем законодательное поле, пытаясь расширить наши возможности (накануне публикации интервью, Кабинет министров отменил сбор в Пенсионный фонд с мобильных платежей. Ранее развитие данной технологии у операторов тормозилось, так как оператор должен был с каждого мобильного платежа перечислить сбор в Пенсионный фонд, что делало проведение платежей через мобильных операторов экономически нецелесообразным — прим. Минфин).
— По своим мобильным платежам вы сейчас работаете через финансовую компанию. Но вы же могли проводить ряд операций через Альфа Банк, который принадлежит тем же акционерам, что и Киевстар. Почему, будучи родственной такой крупной банковской структуре, Киевстар выбрала модель с финансовой компанией?
— У них — свой бизнес, у нас — свой. Общие собственники на каком-то этапе цепочки владения есть у многих компаний, но это никак не сказывается на их стратегии и подходах к принятию решений.
— Но вы же можете друг друга усилить...
— Мы работаем на тендерной основе. В этот раз победили другие банки.
— Каковы основные вызовы компании в 2017 году?
— 4G в 1800-м диапазоне и технологическая нейтральность для всего рынка. Если получится сделать — мы будем довольны (в 2017 году должен пройти конкурс по продаже лицензии на связь нового поколения 4G. Также, операторы рассчитывают на принятие нормативного акта, который введет в 2017 году принцип технейтральности — возможности свободного использования любых технологий в диапазоне частот, доступных операторам — прим. Минфин).
— Были ли при вас кейсы увольнения из Киевстар за рефайл — воровство трафика у операторов через схемы маршрутизации, схему, объемы которой оцениваются в сотни миллионов? Считается, что без контактов с самими мобильными операторами рефайл невозможен....
— Нет. И, по моему мнению, корень проблемы рефайла не в операторах, а в наших силовых органах, которые «покрывают» маршрутизацию трафика.
Беседовала Маргарита Ормоцадзе
Комментарии - 1