Перспективы гривны все еще не ясны. Скептики полагают, что курс национальной валюты к концу года может просесть и до 30 грн/$. Но украинских экономистов беспокоят глобальные проблемы. Например, как сделать успешной евровалюту и не дать развалиться еврозоне.
Есть ли будущее у евро
Есть ли будущее у евро в своем блоге на НВ решил порассуждать глава Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» приводит сокращенный вариант статьи.
Создание успешного валютного союза является очень сложной задачей. Особенно если учесть серьезные различия в политическом устройстве, экономической культуре и структуре экономик государств, входящих в зону евро.
Ключевая проблема функционирование зоны евро состоит в следующем – единую валюту эмитирует Евроцентробанк, а налогообложение в этой валюте осуществляют Министерства финансов государств, входящих в еврозону. Однако общего минфина в еврозоне не существует, поэтому нет возможности проводить согласованную фискальную политику. Но если ЕЦБ осуществляет единую монетарную политику всех стран еврозоны, то необходим и единый орган, проводящий фискальную политику.
Что нужно сделать для того, чтобы функционирование еврозоны стало более успешным? Если говорить о макроэкономике, то необходимо исправлять дисбалансы — экономически и финансово слабым членам еврозоны нужно двигаться к внешнему и внутреннему равновесию в плане внешнеторгового баланса и госбюджета. Если говорить о специальных мерах, то стоит выделить четыре направления.
Первое. Важный шаг для качественного укрепления еврозоны был сделан в марте 2014 года, когда было подписано соглашение о банковском союзе. Однако с тех пор серьезного продвижения в этом вопросе не было. Проблема в том, что для полноценной деятельности банковского союза необходим источник максимально надежных активов. Гособлигаций экономических лидеров ЕС, в первую очередь Германии, для этого недостаточно (тем более, что Германия намерена уменьшать размер госдолга). В этой связи представляется целесообразным обеспечить адекватное по объему предложение облигаций так называемого коллективного эмитента (им может быть, например, ЕЦБ). Полагаю, что рынок облигаций подобного масштаба дал бы серьезные возможности и преимущества. Страны еврозоны способны создать третий по объему рынок гособлигаций (после рынка гособлигаций США и Японии), следовательно, это был бы исключительно ликвидный рынок. Значит, он может стать источником дешевого финансирования. У европейских банков появился бы надежный актив, а ЕЦБ получил бы первоклассный залоговый инструмент, что позволило бы ему проводить гораздо более гибкую монетарную политику, более продуктивно задействовав инструменты, аналогичные программам QE, проводившимися ФРС США.
Второе. В Евросоюзе действует «принцип долговой самостоятельности» — одни государства ЕС не несут ответственности по долгам других членов ЕС. Это разумное правило. «Принцип долговой самостоятельности» понятней и логичнее, чем попахивающие экономическим произволом и не совсем демократические попытки принуждения к ограничению структурных дефицитов госбюджета, установленные подписанным в марте 2012 года «Договором о стабильности, сотрудничестве и управлении в экономическом и валютном союзе». Проблема в трактовке термина «структурный дефицит госбюджета». Им называется дефицит бюджета, скорректированный на экономический цикл, в котором пребывает та или иная страна ЕС. Как показал практика, добиться не то чтобы единой, но хотя бы близкой трактовки термина не удается. Не получается и достичь консенсуса в оценке экономического цикла, в котором находится то или иное государство еврозоны. Более того, так как в валютном союзе единственным национальным стабилизирующим механизмом является бюджетная политика, нецелесообразно отказываться от ее задействования, отдавая все на откуп произвольно установленным нормативам. И если бы банки стран еврозоны владели и хранили бы на своих балансах облигации, о которых я написал выше, это сделало бы намного более легким процесс реструктуризации госдолга, не подвергая ревизии «принцип долговой самостоятельности».
Третье. ЕЦБ должен превратиться в классический современный центральный банк, который будет иметь широкие полномочия и проявлять более высокую активность в плане влияния на экономику стран еврозоны. Возможные изменения в вопросе госдолга, описанные выше, могут быть серьезным подспорьем для повышения роли ЕЦБ в экономике. Пожалуй, со временем появится необходимость во внесении поправок в соответствующие соглашения ЕС, что даст возможность расширить свободу маневра Евроцентробанка в случае наступления экстремальных ситуаций. Например, в вопросах прямого выкупа бумаг, в которые оформлен госдолг стран еврозоны. Кроме того, ЕЦБ стоит продолжать проявлять активность в стимулировании внутреннего спроса стран еврозоны.
Четвертое. Мягкая форма бюджетного союза в еврозоне целесообразна. Конечно, не в форме регулярных бюджетных трансфертов. Но имеет смысл создать общую «подушку безопасности» для банковской системы стран зоны евро и рынка облигаций коллективного эмитента.
Является ли проект единой евровалюты идеальным? Конечно, нет. Но разве бывают идеальные экономические соглашения? Чтобы упрочить еврозону необходимо проделать колоссальную работу — симметрично исправлять торговые и бюджетные дисбалансы, создать рынок облигаций коллективного эмитента и более действенный механизм реструктуризации госдолга, активизировать влияние ЕЦБ на экономические процессы, начать работу в плане бюджетной кооперации.
Выполнимо ли это? Время покажет. Но я не являюсь пессимистом в отношении евро. Кстати, реакция валютного рынка на победу Макрона в первом туре выборов президента Франции — рост евро по отношению к доллару до 5,5-месячного максимума — наверное, свидетельствует о жизнеспособности проекта единой евровалюты.
Комментарии - 7
А нахрена это странам? Зачем им над собой иметь диктатора? Каким их потребностям или целям это отвечает?
Я так понимаю у людей много времени на размышление о проблемах функционирования валюты в др. сранах и зонах, при этом они мало уделяют реальному устранению ризков по собственной валют.
Лучше бы данный человек рассказал как так случилось что гривня с 8 на 27 прыгнула, что было сделано чтоб вернуть ее обратно, хотя бы к 14-16 грн например.
Пусть бы покомментировал что не так делает Президент и Правительство, а не чиновники стран Европы и т.д.
И если Вы почти за 3 года так и не поняли их и не нашли, где прочитать об этом, то это уже Ваша проблема, и уж точно не Данилишина, который в своем блоге может писать о чем угодно.
А эти рассуждения — ниочем, рассказы главы совета страны уровня Африканских стран — для Европы насмешка, каждый из них при этом спросит а что у Вас там…