Народный депутат Сергей Тарута в своей колонке на ЭП изложил свое видение задач, которые нужно будет решить НБУ и правительству в первые сто дней после увольнения Валерии Гонтаревой. «Минфин» приводит ключевые тезисы.
Сто дней после Гонтаревой
Хотел бы предложить для обсуждения список задач, которые необходимо решить совместно с правительством в первые сто дней после увольнения Гонтаревой.
1. Основным принципом монетарной политики должен стать принцип, который применяют высокоразвитые страны: мультитаргетирование.
«Много целей — много инструментов». При мягком регулировании курса гривни и инфляции обеспечить необходимый размер денежной массы и уровень кредитования экономики. Только сохранение существующих рабочих мест и создание новых может обеспечить указанные выше цели.
2. С учетом монопольной доли государства в банковском секторе (52% активов) начать процесс разделения банков на коммерческие и специализированные.
На базе государственных создать:
1) «Сберегательный» банк, который обеспечит полную защиту вкладов населения. Он не будет кредитовать бизнес, а будет лишь предоставлять ресурсы для правительства и коммерческих банков при одобрении НБУ.
2) «Экспортно-импортный» для финансирования высокотехнологического экспорта и критического импорта в рамках госпрограммы экономического развития.
3) «Банк развития» для финансирования проектов регионального и муниципального развития, инфраструктуры, науки, инноваций.
4) «Земельный» для финансирования агропроизводства, переработки и покупки земли. Приоритетное право должно предоставляться фермерам и кооперативам.
Понимая, что наличие такого большого сегмента госбанков может привести к коррупции и использованию административного ресурса, необходимым условием для их специализации является соответствие требованиям стандарта «Базель-2» и переход к имплементации стандарта «Базель-3».
Кроме того, следует провести переговоры о вхождении в капитал этих банков международных финансовых институций — IFC, EBRD.
Необходимо реализовать кредитование на льготных условиях малого и среднего бизнеса как основу экономического роста, микрокредитование, ипотеку для физлиц на покупку жилья, в первую очередь для участников АТО и переселенцев.
В условиях финансового голода в реальном секторе НБУ обязан прекратить вымывать ликвидность из банков через ОВГЗ и депозитные сертификаты. Для возврата средств населения в сектор (~60 млрд долл) нужно обеспечить гарантию государства на полную сумму депозитов при их размещении в Ощадбанке.
Для привлечения иностранных инвестиций от глобальных компаний необходимо разработать механизм предоставления государственных гарантий по особо важным инфраструктурным, логистическим и региональным программам.
Следует снять все ограничения для иностранных инвесторов по выводу капитала и начать масштабную информационную кампанию в Украине и за ее пределами по возврату доверия к важнейшему институту страны.
Очень важно ускорить адаптацию европейских норм и стандартов, что позволит украинским банкам выйти на мировую арену. Без этого невозможно воспринимать банковскую систему Украины как часть глобального банковского сообщества.
При доверии к руководству НБУ и правительству со стороны внутренних и внешних инвесторов возможно в кратчайшие сроки обеспечить финансовым ресурсом ускоренное развитие страны. Эффективной банковскую систему делают не институты, а доверие к ним.
Комментарии - 9
В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.
13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.
Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Вот примет пару, тройку нормальных бюджетов страны, глядишь и научиться вести нормальный профессиональный диалог, а не бросать лозунги в массы.
На посту губернатора он никак себя не проявил с положительной стороны.
Как-то не по православному это… Сначала 3-й день, потом 9-й, потом 40-й, ну и годовщина, конечно. А «сто дней»… — сектанство какое-то…
Вас тянет поучаствовать в похоронах Гонтаревой.
По факту — это несколько разные мероприятия.
А вот в блогах выступать депутат Тарута уже научился.
А хіба зараз немає такої гарантії?
В тому то і справа, що є, але то не допомагає скерувати усі кошти населення до Ощаду.
Щоб повернути довіру населення до банків, одних гарантій замало.
Какие однако прогрессивные мысли иногда начинают появлятся в эфире, во время того как их уже невозможно будет воплотить ни при каких условиях :)
Может ещё простым людям разрешат покупать валюту без национальных посредников?
Или разрешат ввозить бенз и машины без пошлин?