Такого в истории сотрудничества Украины с МВФ еще не бывало: украинский вопрос исчез из повестки дня в последний момент. Фонд отложил решение о выделении Украине транша в размере $1 млрд. ЭП разбиралась, почему так произошло, и какие расчеты для фонда приготовили в Кабмине. «Минфин» выбрал главное.
Почему передумал МВФ
Официальная версия от Минфина: фонд перенес рассмотрение украинского вопроса из-за решения СНБО о транспортной блокаде с оккупированными территориями.
Блокада скажется на макропрогнозе, а по словам министра финансов Александра Данылюка, уточнение расчетов важно «для максимальной эффективности программы».
Впрочем, блокада может оказаться не единственной причиной такого поведения МВФ. Есть вероятность, что фонд решил взять тайм-аут в ожидании очередного витка политической турбулентности.
Блокадная смута
Министр финансов Александр Данылюк сказал, что правительство рассчитывает два макроэкономических сценария в связи с блокадой: оптимистический и пессимистический.
По информации источников ЭП, оптимистический сценарий предполагает, что темпы развития экономики в 2017 году замедлятся на 1,2%, номинальный ВВП сократится на 25,8 млрд грн, а инфляция ускорится на 1,8 п. п.
К тому же блокада окажет давление на гривню. К концу 2017 года нацвалюта может ослабеть еще на 3 грн по отношению к доллару.
Согласно пессимистическому сценарию, ВВП упадет на 2,5%. Влияние на номинальный ВВП составит минус 39 млрд грн. Инфляция прибавит 8,5 п. п. В таком случае гривня к концу 2017 года потеряет 5,6 грн за долл.
Эффект блокады | Минимальные потери |
ВВП номинальный | -25,8 млрд грн |
ВВП реальный | -1,2 п. п. |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) | +1,8 п. п. |
Прибыль прибыльных предприятий | -5,96 млрд грн |
Экспорт товаров и услуг | -1,2 млрд долл |
Импорт товаров и услуг | -0,63 млрд долл |
Курс гривни (на конец года) | +3 грн/долл |
Курс гривни (средневзвешенный) | +1 грн/долл |
Влияние блокады на доходы бюджета, млрд грн | Минимальные потери |
Единый социальный взнос | -1,38 |
НДФЛ | -1,23 |
Налог на прибыль | -0,70 |
Акциз с произведенных в Украине товаров (за счет курсовых колебаний) | 0,44 |
Акциз с импортных товаров | 1,57 |
НДС с произведенных в Украине товаров | -0,72 |
НДС с импортных товаров | 5,32 |
— за счет повышения курса | 7,71 |
— за счет сокращения импорта | -2,40 |
Ввозная пошлина | 0,57 |
— за счет повышения курса | 0,83 |
— за счет сокращения импорта | -0,26 |
Влияние блокады на расходы бюджета, млрд грн, по курсу на конец года | |
Погашение госдолга | +7,8-14,6 |
Обслуживание госдолга | +4,9-9,5 |
Деятельность дипломатических ведомств | +0,11-0,15 |
Развитие физкультуры и спорта | +0,03-0,05 |
Национальный банк, в свою очередь, также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Заседание центробанка состоится в понедельник.
Курс — главное неизвестное
Блокада скажется и на доходах, и на расходах бюджета. Точное влияние просчитать сложно, так как это будет зависеть от курса гривни.
Если говорить о налоговых поступлениях, то ЕСВ может уменьшиться на 1,4-2 млрд грн, налог на прибыль — на 0,7-1,2 млрд грн, налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров — на 0,7-1,1 млрд грн.
Сокращение импорта товаров и услуг ожидается в диапазоне 0,63-0,95 млрд долл и повлечет за собой сокращение поступлений от импортного НДС на 2,4-3,6 млрд грн. Однако сыграет роль и другой фактор.
Импортный НДС — один из максимально чувствительных к девальвации налогов. Блокада может оказать давление на курс гривни, в результате чего поступления от импортного НДС перекроют ожидаемый недобор налога от сокращения импорта. Аналогичная метаморфоза может произойти и с ввозной пошлиной.
Ожидается, что падение гривни будет основным бюджетным компенсатором.
Без учета курсовых колебаний бюджет потеряет около 10 млрд грн, но если гривня упадет, согласно расчетам правительства, то казна соберет около 14,8 млрд грн. В итоге бюджет по доходам окажется в плюсе на 3,9-4,7 млрд грн.
Каждый виток девальвации также влечет за собой увеличение расходов. В первую очередь, растут затраты государства на обслуживание и погашение госдолга. Увеличиваются также расходы на содержание дипломатических ведомств.
В целом разрыв баланса казны в зависимости от курса гривни может составить 0,4-21 млрд грн.
Что дальше
Дальше возможны два сценария.
Первый — сотрудничество Украины с МВФ будет зависеть исключительно от пересчета макропрогноза и бюджета в привязке к фактору блокады.
В этом случае есть шанс, что фонд рассмотрит украинский вопрос достаточно быстро. При этом НБУ и Минфин оперативно передадут расчеты в МВФ.
«Приезд миссии МВФ не планируется. Все хотим согласовать в телефонно-электронном режиме», — сообщил ЭП источник в правительстве.
По его словам, фонд не может не считаться с блокадой как с государственной позицией.
«МВФ должен посмотреть расчеты и сказать, что они или не влияют на макропрогноз, или влияют, и если это влияние выходит за рамки программы, то как его компенсировать», — отмечает собеседник.
Второй вариант — МВФ воспользовался блокадой как поводом для приостановки сотрудничества с Украиной, чтобы посмотреть, как дальше будут развиваться политические события и выполняться требования программы.
Фонд всегда уделял особое внимание тому, как Украина выполняет антикоррупционные пункты. Сейчас же один из них под угрозой: парламент не может определиться с кандидатурой независимого аудитора НАБУ, как того требует закон.
Есть еще один фактор. 14 апреля исполнится год правительству Владимира Гройсмана. Чем ближе к этой дате, тем больше разговоров на уровне политических фракций о возможных кадровых перестановках в Кабмине.
К тому же, один из подписантов меморандума — глава НБУ Валерия Гонтарева — в краткосрочной перспективе также может покинуть свой пост.
«МВФ не может не учитывать все эти факторы. Для фонда важно понимать, с кем ему предстоит иметь дело в будущем», — говорит собеседник ЭП в правительстве.
Комментарии - 6